kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект уроков русского языка "Основные признаки текста. Подтемы текста.Средства связи предложений в тексте" (6 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные признаки текста

Цель урока: расширить и углубить знания, полученные в 5 классе: понятие о тексте, его основных признаках (тематическое единство, связность, последовательность, завершенность), видах связи предложений
в тексте (цепная, параллельная); закрепить речеведческие понятия (текст, тема, основная мысль, признаки текста).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект уроков русского языка "Основные признаки текста. Подтемы текста.Средства связи предложений в тексте" (6 класс)»

У р о к 6
Основные признаки текста

Цель урока: расширить и углубить знания, полученные в 5 классе: понятие о тексте, его основных признаках (тематическое единство, связность, последовательность, завершенность), видах связи предложений
в тексте (цепная, параллельная); закрепить речеведческие понятия (текст, тема, основная мысль, признаки текста).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Упр. 22. Выпишите вначале слова с разделительным ъ, а затем —
с ь. Письменно объясните их написание.

а) с разделительным ъ: въездной, изъездить, объединенный, разъяснить, объявить, разъезжать;

б) с разделительным ь: полынья, ружье, заречье, изголовье, обезьяна, серьезный, вьюга, пьедестал, почтальон, шампиньон.

III. Повторение изученного материала

1. Вставьте пропущенные буквы (слова записаны на доске), графически объясните правописание корней с чередующимися гласными. Один учащийся выходит к доске и комментирует орфограммы.

К..снуться (коснуться), р..стительность (растительность), разг..релся (разгорелся), предпол..жение (предположение), воз-
р..ст (возраст), отр..сль (отрасль), выр..сли (выросли), соч..-
тать (сочетать), выб..раться (выбираться), р..сток (росток), водор..сли (водоросли).

2. Замените словосочетания близкими по смыслу словами, иллюстрирующими правила написания и-ы после ц.

Выдержка из текста (цитата), кушанье на одного человека в столовой (порция), могучий и злой великан с одним глазом во лбу (циклоп), варежки (рукавицы), вместилище для перевозки
и хранения жидкости (цистерна), возглас, которым подзывают кур (цып-цып-цып).

IV. Актуализация полученных ранее знаний

1. Повторение изученного. Чтение теоретического материала
на с. 15.

2. Беседа по вопросам:

— Что такое текст?

— Что является темой текста?

— Что называют основной мыслью текста?

3. Упр. 25 (устно). Прочитайте. Определите тему текста (любовь к Родине, чувство Родины) и сформулируйте его основную мысль («Любовь к Родине — это самое чистое и самое сильное, самое нежное и самое глубокое чувство»). Озаглавьте текст («Родина», «Чувство Родины», «Любовь к Родине»).

— Подберите прилагательные к слову чувство (сильное, нежное, вечное, удивительное, главное, необыкновенное). Запишите полученные словосочетания, обозначьте главное слово и от него поставьте вопрос к зависимому.

— Объясните, почему автор в последнем предложении употребил несколько раз слово самое. (Тем самым автор хотел показать значимость, важность, сокровенность любви к Родине.)

V. Объяснение нового материала

1. Знакомство с теоретическим материалом на с. 16—19. Вместе с ребятами учитель выделяет основные признаки текста (тематическое единство, связность, последовательность, развернутость, завершенность) и дает им характеристику.

VI. Закрепление нового материала

1. Упр. 26. Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста, озаглавьте его («Дары природы», «Берегите природу!»). Докажите, что все предложения текста раскрывают тему и основную мысль.

— Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Любовь к Родине немыслима без бережного обхождения
с дарами природы, предоставленными в распоряжение не одного,
а тысячи счастливых и разумных поколений. Все мы вместе
и каждый в отдельности всего лишь частичка природы. Люди, соединенные с нею дивным родством, наделенные этим мудрым сознанием, не сломают юное деревце, не разрушат муравейника, не оставят мусор на полянке.

Физкультминутка для глаз

1. Крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6—8 раз.

2. Быстро моргать в течение 10—12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10—12 секунд. Повторять 3 раза.

Теория: цепная и параллельная связь (с. 16—17).

2. Упр. 27, упр. 28 (письменно, по вариантам).

Упр. 27. Прочитайте. Как связываются предложения в тексте? (Мысль передается последовательно от одного предложения к другому. В каждом последующем предложении сообщаются новые сведения, дополняющие предыдущие.) Как называется такая связь? (Такая связь называется цепной.)

— Сколько букв в слове радоваться? (10 букв.) Сколько звуков? (9 звуков.) Можно ли при письме опираться на произношение? (Нет.)

— Объясните выражение радоваться плодам своего труда. (Радоваться достигнутым результатам).

Упр. 28. Прочитайте текст. О чем говорится в первом предложении? («Дым костра подсказывает нам, чем встретит нас завтрашний день…») Раскрывают ли содержание первого последующие предложения? (Да, раскрывают.) Как связываются предложения в тексте? (Все предложения текста раскрывают и дополняют содержание первого.) Как называется такая связь? (Такая связь называется параллельной.)

— Найдите предложение с обобщающим словом (1-е предложение) и объясните постановку знаков препинания.

VII. Рефлексия

Упр. 32. «Озвучьте» предлагаемую схему. Какие признаки текста участвуют в раскрытии авторского замысла? Охарактеризуйте каждый признак текста.

VIII. Домашнее задание

§ 3, упр. 29 (списать текст, устно ответить на предложенные вопросы).

У р о к 7
Подтемы текста. Ключевые предложения в тексте

Цель урока: ознакомить учащихся с речевым понятием «подтемы текста»; формировать у учащихся умение отбирать подтемы для раскрытия темы в текстах; развивать речь учащихся, умение связно, четко
и последовательно излагать свои мысли; воспитывать эмоциональную культуру учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Упр. 29.

1. Прочитайте текст. Раскрыта ли тема текста, обозначенная
в заголовке? (Да, тема текста в заголовке раскрыта.) Если да, то объясните почему. Какие признаки текста участвуют в раскрытии авторского замысла?

2. Полностью ли совпадают по значению слова дождь, ливень, смерч? (Нет, эти слова являются синонимами, но имеют разные по силе выраженности оттенки значений.)

3. Спишите текст и ответьте устно на вопросы:

— Почему ливень казался волшебным? (Ливень казался волшебным, потому что «по крышам домов, по тротуарам забарабанили головастики, лягушата, маленькие рыбки».)

— Как образовалась такая туча? («Потом выяснилось, что смерч поднял из лесного озера вместе с водой его обитателей».)

4. Работа с толковым словарем учебника (смерч).

5. Учащийся на доске выполняет фонетический разбор слова свою.

III. Повторение изученного материала

Учитель читает текст

В детстве жарче солнце, гуще трава, обильнее дожди, ярче небо и смертельно интересен каждый человек. Для детей каждый взрослый — существо немного таинственное. Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар, доставшийся нам от детства. Если человек не растеряет этот дар, то он поэт или писатель. Ощущение жизни как непрерывной новизны — вот та плодотворная почва, на которой расцветает и созревает искусство.

По К. Паустовскому

Беседа с учащимися

— О чем рассуждает автор? (Автор рассуждает о восприятии жизни в детском возрасте.)

— Озаглавьте текст. («Величайший дар».)

— Сформулируйте его основную мысль. (Ощущение новизны жизни — основа для создания произведений искусства.)

— Докажите, что все предложения текста раскрывают тему
и основную мысль.

— Как связываются предложения в тексте? Как называется такая связь?

IV. Объяснение нового материала

Знакомство с теоретическим материалом на с. 20.

V. Закрепление нового материала

1. Упр. 33. Прочитайте. Сколько подтем (одну или больше) используют авторы для раскрытия одной и той же темы? (В первом тексте для раскрытия темы автор использует одну подтему «Весеннее солнце».)

— Какие подтемы отобраны автором для раскрытия темы во втором тексте? (Три подтемы: «Ранняя оттепель», «Радостный крик птиц», «Теплая весенняя земля».) Определите границы каждой подтемы.

Физкультминутка «Рисование носом»

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным, и рисуют предложенные учителем предметы, буквы и т. д.

2. Упр. 35. Прочитайте текст и его анализ. Перескажите текст, сохраняя три подтемы и используя ключевые предложения.

3. Работа со словами в рамочках на с. 23. Составьте предложения с предложенными словами.

4. Упр. 38. Прочитайте. В какой последовательности надо расположить части, чтобы получился связный рассказ Объясните, почему
с первой напечатанной части рассказ начать нельзя. Определите ключевые предложения в каждой подтеме. Какая подтема текста раскрывается с помощью нескольких ключевых предложений?

— Спишите ту часть, с которой надо начать сказку (3-й абзац). Перед глаголами неопределенной формы в скобках напишите вопрос.

VI. Рефлексия

Поднимите руки те, кто:

  • считает, что усвоил тему и сможет объяснить ее другому;

  • нуждается в помощи учителя.

VII. Домашнее задание

§ 4, упр. 34 (устно, подготовиться к написанию сжатого изложения).

У р о к 8
Сжатое изложение

Цель урока: развивать умение связно, четко и последовательно излагать свои мысли в письменной форме; развивать культуру речи учащихся; учить вычленять в тексте основную информацию; формировать умение правильно использовать виды и средства связи предложений и подтем
в тексте; ориентироваться при сжатии текста на ситуацию общения; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, ответственное отношение к ней.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все сидят, выбрав для себя удобную позу.

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновение,

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили. Ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого,

А себя лишь одного!

II. Подготовка к написанию сжатого изложения

1. Чтение текста изложения учителем (упр. 34) с параллельным чтением «про себя».

2. Анализ текста.

— Определите тип и стиль текста. (Тип — повествование, стиль — художественный.)

— На сколько частей можно разделить текст? (Текст можно разделить на четыре части.)

— Определите тему («Странный дуэт») и основную мысль текста («Забавная штука — ежиная песня»).

— Какие признаки текста помогают автору раскрыть замысел?

— Как связаны предложения в тексте? Как называется такая связь? (Цепная связь.)

— Каким образом название текста отражает его основную мысль?

— Какие подтемы выбирает автор для раскрытия основной темы? (Для раскрытия темы, обозначенной в первом абзаце текста, автор выбрал следующие подтемы: 1) дорога к лесной сторожке; 2) встреча с лесными артистами; 3) подготовка зверьков к пению; 4) ежиная песня.)

— Определите границы каждой подтемы в тексте.

— Какие подтемы можно не раскрывать, чтобы получился сжатый пересказ?

Способы сжатия текста:

  • вычленение главного содержания;

  • исключение ненужных подробностей;

  • обобщение конкретных, единичных явлений, деталей, предметов, упоминавшихся в первичном тексте, для использования
    в сжатом изложении.

— Прочитайте анализ текста по учебнику.

3. Перескажите текст по предложенному в учебнике плану (план текста записывается на доске; рядом с пунктами плана записываются слова, словосочетания, предложения, несущие в себе основной смысл каждой подтемы текста):

• Дорога к лесной сторожке. (Автор шел к лесной сторожке; встретиться с другом; всю ночь, устал, задремал.)

• Встреча с лесными артистами. (Проснулся, увидел двух ежей; церемонно расходились в разные стороны, как артисты.)

• Подготовка зверьков к пению. (Остановились, повернулись мордочка к мордочке, двинулись навстречу друг другу, приподнялись на задние лапки, передние поджали, будто кланялись.)

• Ежиная песня. (Зверьки уткнулись, нос к носу, запели, глухой свист, ворчанье.)

4. Работа с орфограммами.

Редко, приходилось, видеть, поющие, посчастливилось, сторожка, встретиться, шел, отдохнуть, сбросил, тяжелый, рюкзак, задремал, странный, полянка, малиновый, артисты, остановились, ежи, поджали, песня.

III. Повторное чтение текста учителем

IV. Написание сжатого изложения

У р о к 9
Средства связи предложений в тексте

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся, полученные
в 5 классе; формировать умение определять основные признаки текста, виды и средства связи между предложениями в тексте, выявлять подтемы для раскрытия темы текста, ключевые предложения в каждой подтеме текста; формировать умения использовать языковые средства связи предложений и частей в тексте.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа над ошибками изложения. Анализ ошибок

III. Объяснение нового материала

1. Чтение теоретического материала на с. 25.

Учитель предлагает учащимся несколько небольших текстов,
в которых необходимо определить вид связи (цепная или параллельная) и средства связи предложений в тексте.

1. Был конец ноября — самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле. Темная вода хлестала в окна. Дороги размыло. Вот уже больше недели, как никто нас не навещал.

По К. Паустовскому

2. В маленькой комнатке на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка-хвостик.

По Ю. Яковлеву

3. Любопытство привело меня к ребятишкам. Они сидели
у костра, может быть, на том самом месте, где когда-то Тургенев встретился в ночном с крестьянскими ребятами. Тогда пятеро их стерегли табун лошадей и ночевали у костра.

По М. Ростовцеву

4. В одну из апрельских ночей темная неровная трещина расколет реку пополам и из трещины радостно хлынет вода. Утром ледяное поле оторвется от берегов и плавно двинется вниз по течению. Лед тронется. В ярких солнечных лучах синеватые льдины, напирая одна на другую, быстро плывут, вертятся, пляшут в водоворотах.

По М. Ростовцеву

Учащиеся сами делают вывод о видах и средствах связи предложений в текстах. В тексте 1: вид связи — параллельная, средства связи — одинаковый порядок одних и тех же членов предложения. В тексте 2: вид связи — цепная, средства связи — местоимение (они) и лексический повтор (клубки клубки). В тексте 3: вид связи — цепная, средства связи — местоимения, заменяющие существительное ребятишки: они, их. В тексте 4: вид связи —
цепная, средства связи — синонимичные слова и выражения ледяное поле, лед, синеватые льдины.

IV. Закрепление нового материала

1. Упр. 40. Прочитайте текст, определите вид (цепная или параллельная) и средства связи предложений. Объясните, почему повтор можно считать уместным средством связи.

2. Упр. 41. Прочитайте. Какие подтемы выбрал автор для раскрытия темы? Назовите средства связи предложений в каждом абзаце.

— Назовите других художников и их любимые темы. Составьте устный текст о художнике и его картине, которая вам больше всего нравится. Учитель может предложить в качестве начала использовать следующее вступление:

Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую нас действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь.

Каждый человек, какую бы специальность он ни избрал, чтобы быть по-настоящему культурным человеком, должен знать, любить и понимать произведения искусства, знать творчество крупнейших художников.

У каждого из художников есть своя любимая тема. Например, в живописи нет более прославленного певца моря, чем
И. Айвазовский; через всю жизнь пронес И. Левитан свою любовь к русской природе; картины В. Васнецова
это царство сказок. А знаете ли вы пристрастия (любимые темы) других художников? Например, что вы знаете о:

а) А. И. Куинджи? (Архип Куинджи был и остается певцом лунной украинской ночи, одна из известнейших картин «Ночь на Днепре»);

б) И. И. Шишкине? (Ивана Шишкина называют живописцем лесов и долин, и это справедливо, достаточно вспомнить такие его полотна, как «Рожь», «Сосновый бор», «Корабельная роща»);

в) В. Г. Перове? (Художник Нестеров назвал Перова «истинным поэтом скорби», и с этим можно согласиться, посмотрев его картины «Сельский крестный ход на пасхе», «Проводы покойника», «Тройка»);

г) И. Н. Крамском? (Иван Крамской известен преимущественно как художник-портретист. Его кисти принадлежат портреты
Л. Н. Толстого, И. И. Шишкина, А. Н. Некрасова);

д) В. В. Верещагине? (Безошибочно определить направление творчества художника-баталиста Василия Верещагина помогают даже названия его картин: «Апофеоз войны», «Землянки на Шипке», «На Шипке все спокойно», «Могилы на Шипке», «Смертельно раненый»);

е) В. И. Сурикове? («Великий исторический живописец» — так называют Василия Сурикова. В том, что это так, нетрудно убедиться, взглянув на его картины: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы.)

Физкультминутка «Орфоэпические загадки» (нормы постановки ударения)

На бахче у нас растет,

Как разрежешь — он течет;

Свеж и сладок он на вкус,

Называется … . (арбуз)

Это зелье ты не тронь:

Жжется больно, как огонь.

Неприметна, некрасива,

Называется … . (крапива)

Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с давних пор,

Называюсь я … . (фарфор)

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный … . (каталог)

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я … . (свекла)

3. Упр. 42. Прочитайте. Определите тему («Родная земля»)
и основную мысль («…наиболее яркое, наиболее нежное воспоминание — земля моя комаровская…») текста. Какие подтемы выбрал автор для раскрытия темы? Назовите вид и средства связи между подтемами текста.

— Назовите средства связи предложений во втором абзаце
текста. (Лексический повтор.)

— Спишите тот абзац текста, в котором в качестве средства связи используется одинаковый порядок одних и тех же членов предложения. (Второй абзац.)

V. Рефлексия. Проверяем себя

  • Что такое тема текста? Что такое подтема текста?

  • Какова роль ключевых предложений в тексте?

  • Назовите средства связи предложений и частей в тексте.

VI. Домашнее задание

§ 5, упр. 43 (задание 1, 2 устно, задание 3 письменно: составьте текст, используя начало второго или третьего отрывков, а также рисунок).

Обратите внимание учащихся

Подготовка составления как устного, так и письменного текста должна осуществляться по такому примерному плану:

• Анализ текста-образца (стиль и тип речи, тема и основная мысль текста), анализ содержания текста, выявление подтем и основных ключевых предложений в каждой подтеме), выявление языковых средств для передачи основной мысли текста;

• Общая характеристика создаваемого текста с точки зрения стиля и типа речи;

• Уточнение темы и основной мысли создаваемого текста;

• Выявление подтем для раскрытия темы создаваемого текста;

• Составление плана;

• Подбор языковых и выразительных средств для раскрытия основной мысли текста.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Стрижанец Анастасия Ивановна

Дата: 16.10.2016

Номер свидетельства: 349580


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства