План-конспект уроков русского языка "Основные признаки текста. Подтемы текста.Средства связи предложений в тексте" (6 класс)
План-конспект уроков русского языка "Основные признаки текста. Подтемы текста.Средства связи предложений в тексте" (6 класс)
Основные признаки текста
Цель урока: расширить и углубить знания, полученные в 5 классе: понятие о тексте, его основных признаках (тематическое единство, связность, последовательность, завершенность), видах связи предложений в тексте (цепная, параллельная); закрепить речеведческие понятия (текст, тема, основная мысль, признаки текста).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект уроков русского языка "Основные признаки текста. Подтемы текста.Средства связи предложений в тексте" (6 класс)»
У р о к 6 Основные признаки текста
Цель урока: расширить и углубить знания, полученные в 5 классе: понятие о тексте, его основных признаках (тематическое единство, связность, последовательность, завершенность), видах связи предложений в тексте (цепная, параллельная); закрепить речеведческие понятия (текст, тема, основная мысль, признаки текста).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 22. Выпишите вначале слова с разделительным ъ, а затем — с ь. Письменно объясните их написание.
а) с разделительным ъ: въездной, изъездить, объединенный, разъяснить, объявить, разъезжать;
1. Вставьте пропущенные буквы (слова записаны на доске), графически объясните правописание корней с чередующимися гласными. Один учащийся выходит к доске и комментирует орфограммы.
2. Замените словосочетания близкими по смыслу словами, иллюстрирующими правила написания и-ы после ц.
Выдержка из текста (цитата), кушанье на одного человека в столовой (порция), могучий и злой великан с одним глазом во лбу (циклоп), варежки (рукавицы), вместилище для перевозки и хранения жидкости (цистерна), возглас, которым подзывают кур (цып-цып-цып).
IV. Актуализация полученных ранее знаний
1. Повторение изученного. Чтение теоретического материала на с. 15.
2. Беседа по вопросам:
— Что такое текст?
— Что является темой текста?
— Что называют основной мыслью текста?
3. Упр. 25 (устно). Прочитайте. Определите тему текста (любовь к Родине, чувство Родины) и сформулируйте его основную мысль («Любовь к Родине — это самое чистое и самое сильное, самое нежное и самое глубокое чувство»). Озаглавьте текст («Родина», «Чувство Родины», «Любовь к Родине»).
— Подберите прилагательные к слову чувство (сильное, нежное, вечное, удивительное, главное, необыкновенное). Запишите полученные словосочетания, обозначьте главное слово и от него поставьте вопрос к зависимому.
— Объясните, почему автор в последнем предложении употребил несколько раз слово самое.(Тем самым автор хотел показать значимость, важность, сокровенность любви к Родине.)
V. Объяснение нового материала
1. Знакомство с теоретическим материалом на с. 16—19. Вместе с ребятами учитель выделяет основные признаки текста (тематическое единство, связность, последовательность, развернутость, завершенность) и дает им характеристику.
VI. Закрепление нового материала
1. Упр. 26. Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста, озаглавьте его («Дары природы», «Берегите природу!»). Докажите, что все предложения текста раскрывают тему и основную мысль.
— Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Любовь к Родине немыслима без бережного обхождения с дарами природы, предоставленными в распоряжение не одного, а тысячи счастливых и разумных поколений. Все мы вместе и каждый в отдельности всего лишь частичка природы. Люди, соединенные с нею дивным родством, наделенные этим мудрым сознанием, не сломают юное деревце, не разрушат муравейника, не оставят мусор на полянке.
Физкультминутка для глаз
1. Крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6—8 раз.
2. Быстро моргать в течение 10—12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10—12 секунд. Повторять 3 раза.
Теория: цепная и параллельная связь (с. 16—17).
2. Упр. 27, упр. 28 (письменно, по вариантам).
Упр. 27. Прочитайте. Как связываются предложения в тексте? (Мысль передается последовательно от одного предложения к другому. В каждом последующем предложении сообщаются новые сведения, дополняющие предыдущие.) Как называется такая связь? (Такая связь называется цепной.)
— Сколько букв в слове радоваться? (10 букв.) Сколько звуков? (9 звуков.) Можно ли при письме опираться на произношение? (Нет.)
— Объясните выражение радоваться плодам своего труда.(Радоваться достигнутым результатам).
Упр. 28. Прочитайте текст. О чем говорится в первом предложении? («Дымкостра подсказывает нам, чем встретит нас завтрашний день…») Раскрывают ли содержание первого последующие предложения? (Да,раскрывают.) Как связываются предложения в тексте? (Все предложениятекста раскрывают и дополняют содержание первого.) Как называется такая связь? (Такая связь называется параллельной.)
— Найдите предложение с обобщающим словом (1-е предложение) и объясните постановку знаков препинания.
VII. Рефлексия
Упр. 32. «Озвучьте» предлагаемую схему. Какие признаки текста участвуют в раскрытии авторского замысла? Охарактеризуйте каждый признак текста.
У р о к 7 Подтемы текста. Ключевые предложения в тексте
Цель урока: ознакомить учащихся с речевым понятием«подтемытекста»; формировать у учащихся умение отбирать подтемы для раскрытия темы в текстах; развивать речь учащихся, умение связно, четко и последовательно излагать свои мысли; воспитывать эмоциональную культуру учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 29.
1. Прочитайте текст. Раскрыта ли тема текста, обозначенная в заголовке? (Да, тема текста в заголовке раскрыта.) Если да, то объясните почему. Какие признаки текста участвуют в раскрытии авторского замысла?
2. Полностью ли совпадают по значению слова дождь, ливень, смерч?(Нет, эти слова являются синонимами, но имеют разные по силе выраженности оттенки значений.)
3. Спишите текст и ответьте устно на вопросы:
— Почему ливень казался волшебным? (Ливень казался волшебным, потому что «по крышам домов, по тротуарам забарабанили головастики, лягушата, маленькие рыбки».)
— Как образовалась такая туча? («Потом выяснилось, что смерч поднял из лесного озера вместе с водой его обитателей».)
4. Работа с толковым словарем учебника (смерч).
5. Учащийся на доске выполняет фонетический разбор слова свою.
III. Повторение изученного материала
Учитель читает текст
В детстве жарче солнце, гуще трава, обильнее дожди, ярче небо и смертельно интересен каждый человек. Для детей каждый взрослый — существо немного таинственное. Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар, доставшийся нам от детства. Если человек не растеряет этот дар, то он поэт или писатель. Ощущение жизни как непрерывной новизны — вот та плодотворная почва, на которой расцветает и созревает искусство.
По К. Паустовскому
Беседа с учащимися
— О чем рассуждает автор? (Автор рассуждает о восприятии жизни в детском возрасте.)
— Озаглавьте текст. («Величайший дар».)
— Сформулируйте его основную мысль. (Ощущение новизны жизни — основа для создания произведений искусства.)
— Докажите, что все предложения текста раскрывают тему и основную мысль.
— Как связываются предложения в тексте? Как называется такая связь?
IV. Объяснение нового материала
Знакомство с теоретическим материалом на с. 20.
V. Закрепление нового материала
1. Упр. 33. Прочитайте. Сколько подтем (одну или больше) используют авторы для раскрытия одной и той же темы? (В первом тексте для раскрытия темы автор использует одну подтему «Весеннее солнце».)
— Какие подтемы отобраны автором для раскрытия темы во втором тексте? (Три подтемы: «Ранняя оттепель», «Радостный крик птиц», «Теплаявесенняя земля».) Определите границы каждой подтемы.
Физкультминутка «Рисование носом»
Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным, и рисуют предложенные учителем предметы, буквы и т. д.
2. Упр. 35. Прочитайте текст и его анализ. Перескажите текст, сохраняя три подтемы и используя ключевые предложения.
3. Работа со словами в рамочках на с. 23. Составьте предложения с предложенными словами.
4. Упр. 38. Прочитайте. В какой последовательности надо расположить части, чтобы получился связный рассказ Объясните, почему с первой напечатанной части рассказ начать нельзя. Определите ключевые предложения в каждой подтеме. Какая подтема текста раскрывается с помощью нескольких ключевых предложений?
— Спишите ту часть, с которой надо начать сказку (3-й абзац). Перед глаголами неопределенной формы в скобках напишите вопрос.
VI. Рефлексия
Поднимите руки те, кто:
считает, что усвоил тему и сможет объяснить ее другому;
нуждается в помощи учителя.
VII. Домашнее задание
§ 4, упр. 34 (устно, подготовиться к написанию сжатого изложения).
У р о к 8 Сжатое изложение
Цель урока: развивать умение связно, четко и последовательно излагать свои мысли в письменной форме; развивать культуру речи учащихся; учить вычленять в тексте основную информацию; формировать умение правильно использовать виды и средства связи предложений и подтем в тексте; ориентироваться при сжатии текста на ситуацию общения; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, ответственное отношение к ней.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все сидят, выбрав для себя удобную позу.
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновение,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили. Ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!
II. Подготовка к написанию сжатого изложения
1. Чтение текста изложения учителем (упр. 34) с параллельным чтением «про себя».
2. Анализ текста.
— Определите тип и стиль текста. (Тип — повествование, стиль — художественный.)
— На сколько частей можно разделить текст? (Текст можно разделить на четыре части.)
— Определите тему («Странный дуэт») и основную мысль текста («Забавная штука — ежиная песня»).
— Какие признаки текста помогают автору раскрыть замысел?
— Как связаны предложения в тексте? Как называется такая связь? (Цепная связь.)
— Каким образом название текста отражает его основную мысль?
— Какие подтемы выбирает автор для раскрытия основной темы? (Для раскрытия темы, обозначенной в первом абзаце текста, автор выбрал следующие подтемы: 1) дорога к лесной сторожке; 2) встреча с лесными артистами; 3) подготовка зверьков к пению; 4) ежиная песня.)
— Определите границы каждой подтемы в тексте.
— Какие подтемы можно не раскрывать, чтобы получился сжатый пересказ?
Способы сжатия текста:
вычленение главного содержания;
исключение ненужных подробностей;
обобщение конкретных, единичных явлений, деталей, предметов, упоминавшихся в первичном тексте, для использования в сжатом изложении.
— Прочитайте анализ текста по учебнику.
3. Перескажите текст по предложенному в учебнике плану (план текста записывается на доске; рядом с пунктами плана записываются слова, словосочетания, предложения, несущие в себе основной смысл каждой подтемы текста):
• Дорога к лесной сторожке. (Автор шел к лесной сторожке; встретиться с другом; всю ночь, устал, задремал.)
• Встреча с лесными артистами. (Проснулся, увидел двух ежей; церемонно расходились в разные стороны, как артисты.)
• Подготовка зверьков к пению. (Остановились, повернулись мордочка к мордочке, двинулись навстречу друг другу, приподнялись на задние лапки, передние поджали, будто кланялись.)
• Ежиная песня. (Зверьки уткнулись, нос к носу, запели, глухой свист, ворчанье.)
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся, полученные в 5 классе; формировать умение определять основные признаки текста, виды и средства связи между предложениями в тексте, выявлять подтемы для раскрытия темы текста, ключевые предложения в каждой подтеме текста; формировать умения использовать языковые средства связи предложений и частей в тексте.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа над ошибками изложения. Анализ ошибок
III. Объяснение нового материала
1. Чтение теоретического материала на с. 25.
Учитель предлагает учащимся несколько небольших текстов, в которых необходимо определить вид связи (цепная или параллельная) и средства связи предложений в тексте.
1. Был конец ноября — самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле. Темная вода хлестала в окна. Дороги размыло. Вот уже больше недели, как никто нас не навещал.
По К. Паустовскому
2. В маленькой комнатке на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка-хвостик.
По Ю. Яковлеву
3. Любопытство привело меня к ребятишкам. Они сидели у костра, может быть, на том самом месте, где когда-то Тургенев встретился в ночном с крестьянскими ребятами. Тогда пятеро их стерегли табун лошадей и ночевали у костра.
По М. Ростовцеву
4. В одну из апрельских ночей темная неровная трещина расколет реку пополам и из трещины радостно хлынет вода. Утром ледяное поле оторвется от берегов и плавно двинется вниз по течению. Лед тронется. В ярких солнечных лучах синеватые льдины, напирая одна на другую, быстро плывут, вертятся, пляшут в водоворотах.
По М. Ростовцеву
Учащиеся сами делают вывод о видах и средствах связи предложений в текстах. В тексте 1: вид связи — параллельная, средства связи — одинаковый порядок одних и тех же членов предложения. В тексте 2: вид связи — цепная, средства связи — местоимение (они) и лексический повтор (клубки — клубки).В тексте 3: вид связи — цепная, средства связи — местоимения, заменяющие существительное ребятишки: они, их.В тексте 4: вид связи — цепная, средства связи — синонимичные слова и выражения ледяное поле, лед, синеватые льдины.
IV. Закрепление нового материала
1. Упр. 40. Прочитайте текст, определите вид (цепная или параллельная) и средства связи предложений. Объясните, почему повтор можно считать уместным средством связи.
2. Упр. 41. Прочитайте. Какие подтемы выбрал автор для раскрытия темы? Назовите средства связи предложений в каждом абзаце.
— Назовите других художников и их любимые темы. Составьте устный текст о художнике и его картине, которая вам больше всего нравится. Учитель может предложить в качестве начала использовать следующее вступление:
Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую нас действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь.
Каждый человек, какую бы специальность он ни избрал, чтобы быть по-настоящему культурным человеком, должен знать, любить и понимать произведения искусства, знать творчество крупнейших художников.
У каждого из художников есть своя любимая тема. Например, в живописи нет более прославленного певца моря, чем И. Айвазовский; через всю жизнь пронес И. Левитан свою любовь к русской природе; картины В. Васнецова — это царство сказок. А знаете ли вы пристрастия (любимые темы) других художников? Например, что вы знаете о:
а) А. И. Куинджи? (Архип Куинджи был и остается певцом лунной украинской ночи, одна из известнейших картин — «Ночь на Днепре»);
б) И. И. Шишкине? (Ивана Шишкина называют живописцем лесов и долин, и это справедливо, достаточно вспомнить такие его полотна, как «Рожь», «Сосновый бор», «Корабельная роща»);
в) В. Г. Перове? (Художник Нестеров назвал Перова «истинным поэтом скорби», и с этим можно согласиться, посмотрев его картины «Сельский крестный ход на пасхе», «Проводы покойника», «Тройка»);
г) И. Н. Крамском? (Иван Крамской известен преимущественно как художник-портретист. Его кисти принадлежат портреты Л. Н. Толстого, И. И. Шишкина, А. Н. Некрасова);
д) В. В. Верещагине? (Безошибочно определить направление творчества художника-баталиста Василия Верещагина помогают даже названия его картин: «Апофеоз войны», «Землянки на Шипке», «На Шипке все спокойно», «Могилы на Шипке», «Смертельно раненый»);
е) В. И. Сурикове? («Великий исторический живописец» — так называют Василия Сурикова. В том, что это так, нетрудно убедиться, взглянув на его картины: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы.)
3. Упр. 42. Прочитайте. Определите тему («Родная земля») и основную мысль («…наиболее яркое, наиболее нежное воспоминание — земля моя комаровская…») текста. Какие подтемы выбрал автор для раскрытия темы? Назовите вид и средства связи между подтемами текста.
— Назовите средства связи предложений во втором абзаце текста. (Лексический повтор.)
— Спишите тот абзац текста, в котором в качестве средства связи используется одинаковый порядок одних и тех же членов предложения. (Второй абзац.)
V. Рефлексия. Проверяем себя
Что такое тема текста? Что такое подтема текста?
Какова роль ключевых предложений в тексте?
Назовите средства связи предложений и частей в тексте.
VI. Домашнее задание
§ 5, упр. 43 (задание 1, 2 устно, задание 3 письменно: составьте текст, используя начало второго или третьего отрывков, а также рисунок).
Обратите внимание учащихся
Подготовка составления как устного, так и письменного текста должна осуществляться по такому примерному плану:
• Анализ текста-образца (стиль и тип речи, тема и основная мысль текста), анализ содержания текста, выявление подтем и основных ключевых предложений в каждой подтеме), выявление языковых средств для передачи основной мысли текста;
• Общая характеристика создаваемого текста с точки зрения стиля и типа речи;
• Уточнение темы и основной мысли создаваемого текста;
• Выявление подтем для раскрытия темы создаваемого текста;
• Составление плана;
• Подбор языковых и выразительных средств для раскрытия основной мысли текста.