План-конспект урока для 6 класса. Тема. Текст, его признаки. Языковые средства связи предложений в тексте. Устный подробный пересказ. Требования к речи.
План-конспект урока для 6 класса. Тема. Текст, его признаки. Языковые средства связи предложений в тексте. Устный подробный пересказ. Требования к речи.
План-конспект урока для 6 класса из раздела
«Повторение изученного в начальной школе»
Тема урока. Текст, его признаки. Тема и главная мысль текста. Разделение текста на микротемы и абзацы. Языковые средства связи предложений в тексте. Устный подробный пересказ. Требования к речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока для 6 класса. Тема. Текст, его признаки. Языковые средства связи предложений в тексте. Устный подробный пересказ. Требования к речи.»
План-конспект урока для 6 класса из раздела
«Повторение изученного в начальной школе»
Тема урока. Текст, его признаки. Тема и главная мысль текста. Разделение текста на микротемы и абзацы. Языковые средства связи предложений в тексте. Устный подробный пересказ. Требования к речи.
Цель: учебная - углубить знания учащихся о тексте, его признаках, языковых связях, теме и основной мысли; развивающая – развивать навыки составления текстов, определение темы и микротемы, главного мнения, языковых средств связи; развивать правильную грамотную речь; воспитательная – способствовать формированию наблюдательности, эстетических чувств, любви к природе и пониманию необходимости беречь ее, любовь к русскому языку.
Оборудование: учебник, презентация по теме «Красота природы», иллюстрации к сказке «Серый Волк».
Тип урока: развитие связной речи.
Ожидаемые результаты: учащиеся умеют сочинять тексты на заданные темы, определять главные мысли, использовать речевые средства связи; осознают значение природы в жизни человека и необходимость его сохранения, осознают большое значение изучения русского языка.
Ответ: в разговорной речи, чаще всего существуют в устной форме. Простые по своему составу.
5.Что такое тема текста?
а) основная мысль
б) о чем или о ком говорится в тексте
в) сам текст
Ответ: Это то, о чем или о ком говорится в тексте.
6.Что такое основная мысль текста?
Ответ: Это мысль, которую хочет сообщить автор, это мысль, которой он хочет поделиться с читателем. Это то, к чему призывает текст, чему учит, ради чего написан.
7. Что значит озаглавить текст?
а) дать тексту название
б) поиск подходящего названия
в) оба варианта правильно
Ответ: Это значит кратко назвать тему или основную мысль.
8. На какие вопросы отвечает текст описание?
Ответ: Какой? Какая? Какое? Какие?
9. На какие вопросы отвечает текст - рассуждение?
Ответ: почему? Зачем? С какой целью?
10. На какие вопросы отвечает текст - повествование?
Ответ: Что произошло? Как это случилось?
2. Проверка домашнего задания.
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ІІІ. Развитие связной речи.
1. Определение темы и основной мысли текста.
Едва ли не впервые в жизни я встал рано, вышел во двор и увидел до сих пор невиданное мной чудо — утреннее зарево солнца. В левадах перекликались горлицы, щебетали на разные голоса птицы. Где-то стукнул своим клювом дятел. Заковала кукушка. Прилетел из залива аист и принес на завтрак какую-нибудь пищу. Я стоял завороженный. Потом спохватился и побрел по утренней росе, густо упавшей на зеленый спорыш, которым зарос наш двор. Роса сверкала серебром разноцветных, словно стеклянных, бусинок, и смачивала мне ноги.
Словарная работа
Левада – луга; горлицы - дикие голуби; спохватился — пришел в себя, пришел в себя.
Анализ текста
Тема: «Красота деревенского утра в восприятии мальчика».
Основная мысль: «Надо почаще общаться с природой, замечать красоту и беречь ее».
2. Составление высказывания (произведения-миниатюры) по предложенным темам и основным мыслям и высказываниям.
Тема: «Сентябрьский вечер».
Основная мысль: «Природа красива во все времена года, в разное время. Надо только уметь видеть и ценить эту красоту».
3. Выполнение упражнений для предотвращения речевых ошибок.
— Если в предложении накоплено подряд много существительных, оно тяжело читается и воспринимается. Это касается и неоправданных повторов одних и тех же слов.
— Замените выделенные в предложениях словосочетания, чтобы высказывание стало более простым, выразительным.
1. В дни праздников люди выбираются из шума города на лоно природы. 2. Вот красуется лес в наряде осени. 3. Маринка любуется разноцветием листочков сентября. 4. Она любит смотреть на мерцание марева над горизонтом. 5. Тишина, только слышно монотонное гудение шмеля: шмель деловито осматривает поздние осенние цветы.
— Прилагательные делают язык более точным и образным. Распространите прилагаемые ниже прилагательные. Прилагательные поставьте в соответствующем падеже.
После дня настал вечер. Подул ветерок. Морем побежали волны, хлюпнули в берег. Суетились чайки. Качнулся парус напротив горизонта.
Слова для справок: белый, красный, потемневший, прохладный, свежий, жаркий, быстрый, мелкий, летний, западный, скалистый.
IV. Физкультминутка.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились,
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
V. Основная часть.
1. Составление текста.
— Составьте текст из приведенных предложений, расположив их в логической последовательности.
1. А кусты молчат – к низу ветерок не достигает. 2. Мы молча лежим навзничь в высокой траве, на самом берегу озера. 3. Трава тоже не пошевелится. 4. Над нами глубокое, необозримое небо, на котором не видно ни облака. 5. И вода в озере как бы застыла. 6. Тихо шепчут наверху верхушки деревьев. 7. Только мелкие рыбки снуют туда-сюда.
Ответ: 2, 4, 6, 1, 3, 5, 7.
— Найдите в тексте языковые средства связи (слова, связывающие предложения в логическую цепочку и создающие текст, — союзы, наречия, местоимения, общекорневые слова, синонимы и т.д. (здесь выделены — авт.)).
4. Работа с текстом.
— Прочтите текст, определите тему и микротемы, выделите абзацы, сделайте выводы.
Ночью пришла осень, и волк хмыкнул на сизый лист ежевики, хмыкнул и сказал: "Ого-го!" Тогда он приподнял лапу и лапой умылся. Промыл глаза, встряхивал с себя листья, послушал свист синицы и снова лег.
– Далеко! – сказал он себе. – А зачем?
Потом волк спел. Он пел тихим старым голосом, и такой путь лежал за ним, что за Одессой и за Египтом виднелась каждая ботва. Волк лежал между грибами, глазами в поле, и над ним по листу опадал лес.
Звали его Серым, и он был старейшим волком в мире. Всю свою волчью жизнь он водил стаю. Молодые волки из лесов и оврагов мечтали пройти в него боевую волчью стратегию и тактику. Он снился молодым волчицам.