kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока для 6 класса. Тема. Текст, его признаки. Языковые средства связи предложений в тексте. Устный подробный пересказ. Требования к речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока для 6 класса из раздела

«Повторение изученного в начальной школе»

Тема урока. Текст, его признаки. Тема и главная мысль текста. Разделение текста на микротемы и абзацы. Языковые средства связи предложений в тексте. Устный подробный пересказ. Требования к речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока для 6 класса. Тема. Текст, его признаки. Языковые средства связи предложений в тексте. Устный подробный пересказ. Требования к речи.»

План-конспект урока для 6 класса из раздела

«Повторение изученного в начальной школе»

Тема урока. Текст, его признаки. Тема и главная мысль текста. Разделение текста на микротемы и абзацы. Языковые средства связи предложений в тексте. Устный подробный пересказ. Требования к речи.

Цель: учебная - углубить знания учащихся о тексте, его признаках, языковых связях, теме и основной мысли; развивающая – развивать навыки составления текстов, определение темы и микротемы, главного мнения, языковых средств связи; развивать правильную грамотную речь; воспитательная – способствовать формированию наблюдательности, эстетических чувств, любви к природе и пониманию необходимости беречь ее, любовь к русскому языку.

Оборудование: учебник, презентация по теме «Красота природы», иллюстрации к сказке «Серый Волк».

Тип урока: развитие связной речи.

Ожидаемые результаты: учащиеся умеют сочинять тексты на заданные темы, определять главные мысли, использовать речевые средства связи; осознают значение природы в жизни человека и необходимость его сохранения, осознают большое значение изучения русского языка.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

1. Актуализация опорных знаний учащихся.

Тест-опрос о тексте.

Что такое текст?

1.Структура текста?

а) вступление,

б) основная часть,

в) заключение

г) вступление, основная часть, заключение

Ответ: вступление, основная часть, заключение.

2.Какие есть функционально-смысловые особенности?

а) речь

б) текст

в) пространство

г) повествование, описание, рассуждение.

Ответ: повествование, описание, рассуждение.

3.Какие есть стили текста?

а) официально-деловой

б) публицистический

в) разговорный, официально-деловой, публицистический, научно – художественные

г. разговорный

Ответ: разговорный, официально-деловой, публицистический, научно - художественные.

4.Где используются тексты разговорного стиля?

а) в разговорной речи

б)  в неформальном общении

в) в письме

Ответ: в разговорной речи, чаще всего существуют в устной форме. Простые по своему составу.

5.Что такое тема текста?

а)  основная мысль

б) о чем или о ком говорится в тексте

в)  сам текст

Ответ: Это то, о чем или о ком говорится в тексте.

6.Что такое основная мысль текста?

Ответ: Это мысль, которую хочет сообщить автор, это мысль, которой он хочет поделиться с читателем. Это то, к чему призывает текст, чему учит, ради чего написан.

7. Что значит озаглавить текст?

а) дать тексту название

б) поиск подходящего названия

в) оба варианта правильно

Ответ: Это значит кратко назвать тему или основную мысль.

8. На какие вопросы отвечает текст описание?

Ответ: Какой? Какая? Какое? Какие?

9. На какие вопросы отвечает текст - рассуждение?

Ответ: почему? Зачем? С какой целью?

10. На какие вопросы отвечает текст - повествование?

Ответ: Что произошло? Как это случилось?

2. Проверка домашнего задания.

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ІІІ. Развитие связной речи.

1. Определение темы и основной мысли текста.

Едва ли не впервые в жизни я встал рано, вышел во двор и увидел до сих пор невиданное мной чудо — утреннее зарево солнца. В левадах перекликались горлицы, щебетали на разные голоса птицы. Где-то стукнул своим клювом дятел. Заковала кукушка. Прилетел из залива аист и принес на завтрак какую-нибудь пищу. Я стоял завороженный. Потом спохватился и побрел по утренней росе, густо упавшей на зеленый спорыш, которым зарос наш двор. Роса сверкала серебром разноцветных, словно стеклянных, бусинок, и смачивала мне ноги.

Словарная работа

Левада – луга; горлицы - дикие голуби; спохватился — пришел в себя, пришел в себя.

Анализ текста

Тема: «Красота деревенского утра в восприятии мальчика».

Основная мысль: «Надо почаще общаться с природой, замечать красоту и беречь ее».

2. Составление высказывания (произведения-миниатюры) по предложенным темам и основным мыслям и высказываниям.

Тема: «Сентябрьский вечер».

Основная мысль: «Природа красива во все времена года, в разное время. Надо только уметь видеть и ценить эту красоту».

3. Выполнение упражнений для предотвращения речевых ошибок.

— Если в предложении накоплено подряд много существительных, оно тяжело читается и воспринимается. Это касается и неоправданных повторов одних и тех же слов.

— Замените выделенные в предложениях словосочетания, чтобы высказывание стало более простым, выразительным.

1. В дни праздников люди выбираются из шума города на лоно природы. 2. Вот красуется лес в наряде осени. 3. Маринка любуется разноцветием листочков сентября. 4. Она любит смотреть на мерцание марева над горизонтом. 5. Тишина, только слышно монотонное гудение шмеля: шмель деловито осматривает поздние осенние цветы.

— Прилагательные делают язык более точным и образным. Распространите прилагаемые ниже прилагательные. Прилагательные поставьте в соответствующем падеже.

После дня настал вечер. Подул ветерок. Морем побежали волны, хлюпнули в берег. Суетились чайки. Качнулся парус напротив горизонта.

Слова для справок: белый, красный, потемневший, прохладный, свежий, жаркий, быстрый, мелкий, летний, западный, скалистый.

IV. Физкультминутка.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились,

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

V. Основная часть.

1. Составление текста.

— Составьте текст из приведенных предложений, расположив их в логической последовательности.

1. А кусты молчат – к низу ветерок не достигает. 2. Мы молча лежим навзничь в высокой траве, на самом берегу озера. 3. Трава тоже не пошевелится. 4. Над нами глубокое, необозримое небо, на котором не видно ни облака. 5. И вода в озере как бы застыла. 6. Тихо шепчут наверху верхушки деревьев. 7. Только мелкие рыбки снуют туда-сюда.

Ответ: 2, 4, 6, 1, 3, 5, 7.

— Найдите в тексте языковые средства связи (слова, связывающие предложения в логическую цепочку и создающие текст, — союзы, наречия, местоимения, общекорневые слова, синонимы и т.д. (здесь выделены — авт.)).

4. Работа с текстом.

— Прочтите текст, определите тему и микротемы, выделите абзацы, сделайте выводы.

Ночью пришла осень, и волк хмыкнул на сизый лист ежевики, хмыкнул и сказал: "Ого-го!" Тогда он приподнял лапу и лапой умылся. Промыл глаза, встряхивал с себя листья, послушал свист синицы и снова лег.

– Далеко! – сказал он себе. – А зачем?

Потом волк спел. Он пел тихим старым голосом, и такой путь лежал за ним, что за Одессой и за Египтом виднелась каждая ботва. Волк лежал между грибами, глазами в поле, и над ним по листу опадал лес.

Звали его Серым, и он был старейшим волком в мире. Всю свою волчью жизнь он водил стаю. Молодые волки из лесов и оврагов мечтали пройти в него боевую волчью стратегию и тактику. Он снился молодым волчицам.

Тема: «Размышления старого волка в осеннем лесу»

Микротемы: «Приход осени»; «Пение волка»; «Воспоминания Серого».

Выводы. Тема – это то, о чем идет речь в тексте. В соответствии с микротемой выделяют абзацы, составляют план.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составить небольшой текст с названием «Любимый уголок природы», отметив в нем все его составляющие.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Интерактивное упражнение «Микрофон»

— Продолжите предложение

Для сохранения природы я могу... (не бросать мусор, не ломать деревья, выращивать цветы, помогать птицам и животным и т.д.).

Помочь сохранить и беречь окружающую среду я могу …(сажать деревья, беречь воду и электричество и другое).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Загоруйко Инна Александровна

Дата: 03.01.2023

Номер свидетельства: 622232


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства