Цель урока: Обобщить знания учащихся по теме,научить определять однокоренные слова и формы слова,закрепить изученный материал
Оборудование Слайды, интерактивная доска, таблицы, карточки для групп.
Тип урока : Урок –практикум, повторение пройденного
Девиз урока: «Закрепляем то,что знаем, вспоминаем что забыли»
Класс разделен на 3 группы: Корень, Приставка и Суффикс.
Ход урока:
1 Орг момент.
ІІ Кроссворд ( морфема). Слайд№1
- Я стою перед корнем и могу образовывать слова.
- И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня.
- А я без окончания проживу, удалите его от меня!
4. А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать.
5. Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение
Объявление цели урока.
Рефлексия. Заполнение таблицы:
Знаю Узнал Хочу знать
Части слова. Морфема
ІІ Выполнение задании
Вопросы: Что такое корень слова? Какие слова называются однокоренными? (Выступает группа «Корень».)
Задание 1 «Четвертый лишний»(разминка) Слайд №2
І гора,горка,горный,гореть.
ІІ море,морской,моряк,мороженое.
ІІІ лето, отлет, прилет,полет.
Задание 2 Работа с текстом Слайд №3 Выписать однокоренные слова, разобрать по составу(правило)слайд №4
1 Мы ходили в лес.На лесной поляне живет лесник. За его избушкой начинается молодой лес.
2 Возле дома есть небольшой садик. В саду растут садовые деревья. Садовник ухаживает за ними.
3 У нас на Урале много рыбы. Летом рыбаки любят рыбачить. Затем из него варят рыбный суп.
Задание 4 Вопросы Что такое суффикс? Какие мы знаем суффиксы?( группа Суффикс)
Игра «Рассыпанные слова» « соединить части слова Слайд № 5
1 группа- профессию человека,2-животных,3- место проживания
Футбол -чик Верблюж-иха Дом-ка
Учи- ист лис-онок изб -ок
Перевод-ер кот-ица терем-ушка
Шахт-тель еж-енок палат-ик
Физминутка «Тетя» слайд №6 Словарная работа.
Задание 5 Следующая часть слова –приставка. Что мы называем приставкой?( группа приставка) .
рассмотрение таблицы Приставки Предлоги
В,во,с,из,за,на,над,под,о пере, т.д.
В,во,с,из,за,на,над,под,о,для, после, т.д.
Приставка-это значимая часть слова, ее нельзя отделять от корня
Предлоги не изменяются. Пишутся со словами раздельно
в) Заполнение таблицы Слайд № 8
Что это?
Для чего служит
Правописание предлог приставка
Задание 6 Работа с перфопапкой.Определить, где формы одного и тогоже слова однокоренные слова Слаид №8
І ІІ ІІІ
1 школа море лес
2 школьник моряк лесник
3 школу по морю к лесу
4 школьница морской лесом
5 школьный из моря о лесе
6 из школы приморский лесами
7 пришкольный к морю лесничий
8 в школе за морем у леса
1
2
3
4
5
6
7
8
І
ІІ
ІІІ
Задание7 Игра «Составь слово»
І а) изба-корень,кукушка-суффикс,весна- окончание
б) передать-приставка,писать-корень,докладчик-суффикс
ІІ а) подчистка-приставка,оконный-корень,чайник-суффикс
б) школьный-корень,умник-суффикс, тень-окончание
ІІІа) часы-корень,садовый-суффикс,каменщик-суффикс
б) побежать –приставка,другу-корень,весна-окончание
Вывод по уроку: Какую тему мы сегодня повторили?
-Какие части слова знаете?
-Чему вы научились на уроке?
8 Домашнее задание: Составить тест по теме
9 Поурочный балл