Урок русского языка в 6 классе. Тема: Соединительные гласные о и е в сложных словах. Цель урока: познакомить учащихся со способом образования сложных слов и правилом выбора соединительных гласных; научить верно выбирать соединительные гласные о и е в сложных словах. Оборудование: таблицы, прзнтация к уроку, сочинеия учащихся, карточки Ход урока. I Организация. II.Повторение изученного. 1. Проверка дом. задания. Присмотреться, приготовиться, придумать, приобрести, присутствовать, преодолеть, препятствие. - Назовите словосочетание « глаг.+ сущ.». - Когда мы пишем приставку при-, а когда пре-? 2. Словарь. Подражать - дразнить, дразнилка (ж//з). Состязание - спортивное соревнование на первенство. Поражение – поразить (ж//з ), разбить. -Придумайте предложения с этими словами. 3. Словарный диктант. а) Безыскусный, возыметь, преимущество, заискриться, сверхинтересный, межигровой. б) Непреступная скала, примириться, гостеприимный, приемные экзамены, преимущество, превозносить, приправа. - Какие правила надо применять, чтобы безошибочно написать приставки и гласные после приставок в данных словах? - Почему слово преимущество записано в каждой подборке слов? ( Пояснить, что в слове гостеприимный можно обнаружить значение приближения) -Назовите слова образованные приставочным способом. III Работа над новой темой. 1Подготовка к восприятию темы. Пароход Камнепад Ледокол Сталевар Паровоз Бронепоезд Самолет Овощевод Самовар Пешеход Верхолаз Птицефабрика -Какие это слова? -А какие слова мы называем сложными? -Как образованы эти слова? -После каких согласных пишется соединительная о? -А после каких е? -Сделайте вывод о том, когда нужно писать соединительную гласную о, а когда е. -Найдите в словарном диктанте сложное слово, проверьте правильность написания соединительной гласной. 2. Работа с учебником. -На стр.70 прочитайте правило.(Читают вслух). IV Физминутка. VЗакрепление изученного. 1.Упр.167 -Повторим правило написания соединительных гласных в сложных словах. -Запишите слова, в которых те же корни, что и в данных. 2. Подберите сложные слова, в которых вторая часть такая же, как в данных. Водопад кашевар газопровод ( камнепад сталевар экскурсовод снегопад самовар животновод звездопад пивовар овощевод 3.Тестирование -Запишите сложные слова с соединительными гласными. Бронебашня, бронемашина, взаимоконтроль, волномер, востоковед, высокогорье. 3.Укажите причину ошибок в рассуждении учащихся. В слове водапад можно проверить безударную гласную (вода), поэтому пишется буква -а. В слове кашивар пишется -и-, потому что –жи-,- ши- пиши с -и. 4. Диктант. Туча кипела черными клубами и клочьями. Потом вдруг черное брюхо ее лопнуло, раздалось в стороны (как бы раздвинулись створки у бомбовоза). В тот же миг две крупные градины упали на дорогу. Через две секунды небо обрушилось на землю. Берегись пешеход! -Выпишите сложные существительные. (бомбовоз, пешеход) -Разберите их по составу. VII Д/З с.71, упр.168, упр.169(устно). VIII Итог урока. -Что нового узнали на уроке? Вода – основа жизни. Человек, запомни навсегда: Символ жизни на Земле – вода! Экономь ее и береги – Мы ведь на планете не одни! Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. А голубой краской изображена на глобусе вода. Вода-источник жизни для всего живого, это кровь Земли. Воду пьют все на свете. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на электростанциях – добывает ток. И моет всех тоже вода. Умываются люди, машины, принимают душ города, дороги. А еще вода – самая широкая и удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам и морям день и ночь плывут суда – везут тяжелые грузы и пассажиров. Вода занимает особое положение среди природных богатств земли - она незаменима. Она будет необходима во все века и всюду, где существует жизнь. Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать бумагу для книг, ткань для одежды, конфеты – ничего не сделаешь без воды! Кажется, что на Земле много воды, но в океанах и морях она соленая, а всему живому нужна пресная. Поэтому ее нужно беречь! Измайлова Юлия, ученица 6 класса. |