Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Мотивация деятельности Цель: включение обучающихся в учебную деятельность |
Слайд 2 - Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Ребята, вы готовы к уроку? Итак, мы начинаем урок русского языка. А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Мы должны беречь наш родной язык, быть грамотными, соблюдать языковые нормы и передать потомкам красивый, звучный, богатый язык, которым мы владеем. К этому призывал нас И.С.Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками» Я желаю вам плодотворной работы на уроке. Очень хочется, чтобы сегодня вы поднялись ещё на одну ступенечку выше по лестнице знаний, знаний о русском языке. |
Приветствие учителя. |
II.Актуализация знаний. Постановка темы урока. Цель: осознание потребности к новым действиям | Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова, Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов! Как вы думаете. Чем мы будем заниматься наследующем этапе урока, если я вас призвала быть готовыми? Слайд 3 На доске слова: мышь мышь мыши мышка мышью мышонок мышеловка мышиный мышковать - Что вы можете сказать о словах первого столбика? - Докажите. - Что можете сказать о словах второго столбика? - Докажите. - Что такое корень? - Давайте сделаем транскрипцию слова мышь - Что заметили? - Почему? - Зачем пишем «Ь»? - Назовите все шипящие звуки русского языка. - Что можете сказать о звуках [ч’], [щ’]? - А какие гласные указывают на мягкость согласных звуков? - Какие согласные звуки не поддаются командирам мягкости? - Прочитайте ещё раз слова второго столбика и скажите, какое слово «лишнее»? - Почему? - Как называются слова, имеющие 2 корня? Вы догадались, какая тема урока? Итог этапа. |
-Я думаю, сейчас мы повторим из изученного то, что нам пригодится на уроке.
- Это разные формы одного и того же слова. - Отличаются только окончанием. - Это однокоренные слова, образованные при помощи суффиксов. - Все слова имеют одинаковый корень (мыш-) и общее лексическое значение. - Корень – это общая часть всех однокоренных слов, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. - Мышь [м ы ш] – 4 буквы , 3 звука - Звуков меньше, чем букв. - Мягкий знак звука не обозначает. -Мягкий знак указывает, что это существительное женского рода, 3 – его склонения с шипящей на конце. - [ж], [ш], [ч’], [щ’]. - Они всегда мягкие и не «поддаются» командам гласных букв. - е, ё, и, я, ю - [ж], [ш] [ц] – они всегда твёрдые. - Мышеловка. - Имеет два корня (мыш- и -лов-)- - Слова, имеющие 2 корня, называются «сложными». - «Сложные слова». (Слайд 3) |
III. Выявление места и причины затруднения. Цель: выполнение пробных действий и фиксация затруднения, постановка проблемы |
- Ребята, замените предложение сложным словом и запишите его: Как называется ферма, на которой разводят птиц? - Если при написании слова возникнет трудность, остановишься. В каком месте возникла трудность при написании данного слова?
- Почему возникла трудность? Ребята, я вам предлагаю два варианта для выбора соединительных гласных в сложных словах. Какой из них вы возьмёте
-Можете ли вы обосновать свой выбор: «о» или «е»? - Почему? В чём проблема возникла? - Какую задачу мы должны с вами решить?
Слайд 5 |
Дети записывают слово «птиц?ферма». - В написании соединительной гласной.
- Буква, обозначающая гласный звук между двумя корнями, находится в безударном положении (в слабой позиции).
- Мы знаем, что в сложных словах соединительными гласными могут быть только гласные «о» или «е». - Нет. - Не знаем правила написания соединительных гласных. - Мы должны определить, когда пишется соединительная гласная «о», а когда - соединительная гласная «е»? |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: определение средств решения проблемы (построение алгоритма действий по достижению поставленной задачи) | - Ребята, я предлагаю вам работу в группах, в ходе которой вы определите порядок собственных действий по решению данной проблемы и попытаетесь вывести правило написания соединительных гласных в сложных словах, понаблюдав над словами.) - Разбейтесь, пожалуйста, на четыре группы, выберите ответственного и повторите правила работы в группах. - Какие правила мы обязаны соблюдать? (Учитель раздаёт карточки с заданиями для групповой работы) Ребята, в ходе работы вы составите план действий, расставив пункты алгоритма в нужном порядке и, пользуясь данным алгоритмом, попытаетесь сделать вывод. |
- Не перебивать друг друга. - Выслушивать мнение каждого члена группы. - Принимать общее решение. |
V. Поиск и решение проблемы. Работа в группах. Цель: открытие нового знания по составленному алгоритму. |
(Учитель выполняет направляющую роль при необходимости)
- Если в группе готов алгоритм наблюдения над словами, то вы приступаете к практической части работы – наблюдением над словами, затем формулируете правило написания соединительных гласных. После окончания работы в группах ответственные вывешивают составленный алгоритм действий и сверяют с алгоритмом на доске. (Слайд 6) - Какой вывод вы сделали? (Учитель выслушивает ответственных каждой группы).
- Проверьте свои предположения с правилом на доске. (Слайд 7) А теперь вернёмся к пробному слову и исправим ошибки. Какую соединительную гласную нужно писать в слове «птиц?ферма»? (Слайд 8) - Почему? - Молодцы! А помнить всегда это правило вам поможет стихотворение – «запоминалка»: (Слайд 9) После мягких, шипящих и Ц В сложных словах пишется «Е». А после твёрдых пишется «О» – Не перепутает буквы никто! |
Дети строят алгоритм наблюдения над словами: Прочитай (произнеси) слово. Убедись, что оно сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова. Если слово сложное, посмотри, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Сделай вывод: - соединительная буква «е» пишется: 1) после… 2) … 3) … - соединительная буква «о» пишется после… После построения алгоритма дети работают со словами: овцебык, пылесос, пчеловод, пешеход, корнеплод, пищевод и наблюдают над последним гласным первого корня, в результате чего делают вывод.
Вывод детей: - соединительная буква «е» пишется 1) после мягких согласных (пылесос, корнеплод); 2) после шипящих (пешеход, пищевод); 3) после «ц» (овцебык); - соединительная буква «о» пишется: после твёрдых согласных (пчеловод, самокат).
- Соединительную гласную «е». - После «ц» в сложных словах пишется «е».
Сначала стихотворение читает один ученик, а затем все хором. |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: фиксация нового способа действия в речи, знаках (эталон).
1. Работа у доски.
2. Работа в парах
3. Самопроверка.
| - Ребята, а сейчас мы закрепим правописание соединительных гласных в сложных словах, выполнив следующее задание: - Отгадайте название животного, о котором идёт речь, запишите слово и, пользуясь алгоритмом, объясните орфограмму. (Слайд 10) - Маленькое насекомоядное млекопитающее, родственник крота - Молодцы! (Появляется картинка с изображением землеройки.)
(Слайд 11) Млекопитающее с окаменелым панцирем, обитающее в Америке. - Конечно, это броненосец! (Появляется картинка.) (Слайд 12) Небольшая птица отряда воробьиных, которая ловит на лету насекомых (чаще всего мух). - Верно! (Появляется картинка.) - А сейчас я буду читать описание животного, а вы, совещаясь в парах шёпотом, будете записывать отгаданное слово и объяснять орфограмму друг другу по очереди. (Слайд 13) Австралийское животное с клювом наподобие утиного носа. (Слайд 14) Живородящая рыба, обитающая в водоёмах Мексики, одна из популярных аквариумных рыбок. (Слайд 15) Крупное животное южных стран с одним рогом на передней части головы. - Дети, а теперь проверьте свою работу, сверив записанные вами слова со словами на доске: (Слайд 16) утконос меченосец носорог |
(Описание животного читает вслух кто-то из детей.) - Землеройка! Один ученик записывает на доске, а остальные в тетрадях. Пример объяснения: В слове землеройка два корня: -земл- и –рой-, однокоренные слова земля, земляной и рой, нарой. Первый корень оканчивается на [л’], это мягкий согласный, значит, надо писать соединительную гласную е. Пишу слово, выделяю корни, подчеркиваю орфограмму: землеройка. (Читает ученик.) - Броненосец! ( К доске выходит следующий ученик и объясняет написание данного слова по алгоритму.) (Читает ученик.) - Мухоловка!
(Дети совещаются в парах, записывают слово «утконос» и объясняют орфограмму.)
(Меченосец.)
(Носорог.) |
VII. Включение в систему знаний. Цель: выполнение задания на новый способ действия. | А сейчас выполните самостоятельно упражнение 193 на с.109 учебника, выбрав любые 3 словосочетания, где в сложном слове пишется соединительная гласная «е» и 2 словосочетания, в которых есть сложные слова с соединительной гласной «о». |
Самостоятельная работа с последующей проверкой. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности. Цель: соотнесение цели урока и результата, самооценка деятельности. | (Слайд 17) - Дети, а сейчас закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал… я научился… я затруднялся… я открыл для себя … мне показалось важным… - Вспомните, чего желала я вам в начале урока? - Как вы считаете: вы плодотворно поработали? - Вы ничего не заметили? - Какое? - Молодцы! (Слайд 18) - Я бы хотела закончить наш урок такими словами: (Слайд 19) Учите русский – годы к ряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда – в нём самом! - Воспользуйтесь мудрым советом узбекского народного поэта Сабира Абдуллы, и пусть изучение русского языка приносит вам огромную радость! Спасибо за урок! |
(Дети оценивают свою работу на уроке)
- Плодотворной работы. - Да. В предложении «Желаю плодотворной работы!» есть сложное слово. - Плодотворной. |
IХ. Домашнее задание. | - Ребята, дома выполните упр. 194 на с.109 или в печатной тетради на с. 67 упр. 109 (одно по выбору), выучить правило. (Учитель раздаёт стихи-запоминалки). | |