|   Этапы   |    Деятельность учителя   |    Деятельность ученика   |  
  |   
     1. Мотивация деятельности  Цель: включение обучающихся в учебную деятельность   |    
     Слайд 2  - Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Ребята, вы готовы к уроку? Итак, мы начинаем урок русского языка.         А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...     Мы должны беречь наш родной язык, быть грамотными, соблюдать языковые нормы и передать потомкам красивый, звучный, богатый язык, которым мы владеем.        К этому призывал нас И.С.Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»                                      Я желаю вам плодотворной работы на уроке. Очень хочется, чтобы сегодня вы поднялись ещё на одну ступенечку выше по лестнице знаний, знаний о русском языке.       |    
             Приветствие учителя.       |  
  |   
     II.Актуализация знаний.  Постановка темы урока.    Цель: осознание потребности к новым действиям   |                Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова,  Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов!  Как вы думаете. Чем мы будем заниматься наследующем этапе урока, если я вас призвала быть готовыми?              Слайд 3  На доске слова:      мышь мышь  мыши мышка  мышью мышонок   мышеловка   мышиный   мышковать  - Что вы можете сказать о словах первого столбика?  - Докажите.  - Что можете сказать о словах второго столбика?  - Докажите.          - Что такое корень?              - Давайте сделаем транскрипцию слова мышь  - Что заметили?  - Почему?  - Зачем пишем «Ь»?          - Назовите все шипящие звуки русского языка.  - Что можете сказать о звуках [ч’], [щ’]?      -   А какие гласные указывают на мягкость согласных звуков?  - Какие согласные звуки не поддаются командирам мягкости?  - Прочитайте ещё раз слова второго столбика и скажите, какое слово «лишнее»?      - Почему?  - Как называются слова, имеющие 2 корня?      Вы догадались, какая тема урока?  Итог этапа.   |    
     
     
     
     -Я думаю, сейчас мы повторим из изученного то, что нам пригодится на уроке.  
     
     
     
     
     
     
     - Это разные формы одного и того же слова.  - Отличаются только окончанием.  - Это однокоренные слова, образованные при помощи суффиксов.  - Все слова имеют одинаковый корень (мыш-) и общее лексическое значение.  - Корень – это общая часть всех однокоренных слов, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.      - Мышь [м ы ш] – 4 буквы , 3 звука  - Звуков меньше, чем букв.  - Мягкий знак звука не обозначает.  -Мягкий знак указывает, что это существительное женского рода, 3 – его склонения с шипящей на конце.  - [ж], [ш], [ч’], [щ’].  - Они всегда мягкие и не «поддаются» командам гласных букв.      - е, ё, и, я, ю      - [ж], [ш] [ц] – они всегда твёрдые.       - Мышеловка.     - Имеет два корня (мыш- и -лов-)-  - Слова, имеющие 2 корня, называются «сложными».  - «Сложные слова». (Слайд 3)   |  
  |   
     III. Выявление места и причины затруднения.    Цель: выполнение пробных действий и фиксация затруднения, постановка проблемы   |    
     - Ребята, замените предложение сложным словом и запишите его: Как называется ферма, на которой разводят птиц?  - Если при написании слова возникнет трудность, остановишься. В каком месте возникла трудность при написании данного слова?  
     - Почему возникла трудность?  Ребята, я вам предлагаю два варианта для выбора соединительных гласных в сложных словах. Какой из них вы возьмёте  
     
     -Можете ли вы обосновать свой выбор: «о» или «е»?    - Почему? В чём проблема возникла?  - Какую задачу мы должны с вами решить?  
     Слайд 5   |    
     
     Дети записывают слово «птиц?ферма».  - В написании соединительной гласной.  
     
     - Буква, обозначающая гласный звук между двумя корнями, находится в безударном положении (в слабой позиции).  
     
     
     
     - Мы знаем, что в сложных словах соединительными гласными могут быть только гласные «о» или «е».  - Нет.  - Не знаем правила написания соединительных гласных.  - Мы должны определить, когда пишется соединительная гласная «о», а когда - соединительная гласная «е»?     |  
  |   
     IV. Построение проекта выхода из затруднения.  Цель: определение средств решения проблемы (построение алгоритма действий по достижению поставленной задачи)       |    - Ребята, я предлагаю вам работу в группах, в ходе которой вы определите порядок собственных действий по решению данной проблемы и попытаетесь вывести правило написания соединительных гласных в сложных словах, понаблюдав над словами.)  - Разбейтесь, пожалуйста, на четыре группы, выберите ответственного и повторите правила работы в группах.  - Какие правила мы обязаны соблюдать?  (Учитель раздаёт карточки с заданиями для групповой работы)   Ребята, в ходе работы вы составите план действий, расставив пункты алгоритма в нужном порядке и, пользуясь данным алгоритмом, попытаетесь сделать вывод.   |    
     
     
     
     
     - Не перебивать друг друга.  - Выслушивать мнение каждого члена группы.  - Принимать общее решение.   |  
  |   
     V. Поиск и решение проблемы. Работа в группах.  Цель: открытие нового знания по составленному алгоритму.   |    
     (Учитель выполняет направляющую роль при необходимости)    
     
     
     
     
     
     
     
     - Если в группе готов алгоритм наблюдения над словами, то вы приступаете к практической части работы – наблюдением над словами, затем формулируете правило написания соединительных гласных.  После окончания работы в группах ответственные вывешивают составленный алгоритм действий и сверяют с алгоритмом на доске. (Слайд 6)  - Какой вывод вы сделали?  (Учитель выслушивает ответственных каждой группы).  
     
     
     - Проверьте свои предположения с правилом на доске. (Слайд 7)  А теперь вернёмся к пробному слову и исправим ошибки. Какую соединительную гласную нужно писать в слове «птиц?ферма»? (Слайд 8)  - Почему?  - Молодцы! А помнить всегда это правило  вам поможет стихотворение – «запоминалка»:   (Слайд 9)  После мягких, шипящих и Ц В сложных словах пишется «Е». А после твёрдых пишется «О» – Не перепутает буквы никто!   |    
     Дети строят алгоритм наблюдения над словами:    Прочитай (произнеси) слово.   Убедись, что оно сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.  Если слово сложное, посмотри, на какой согласный звук оканчивается первый корень.    Сделай вывод:    - соединительная буква «е» пишется:  1) после…  2) …  3) …  - соединительная буква «о» пишется после…  После построения алгоритма дети работают со словами: овцебык, пылесос, пчеловод, пешеход, корнеплод, пищевод и наблюдают над последним гласным первого корня, в результате чего делают вывод.  
     
     Вывод детей:  - соединительная буква «е» пишется  1) после мягких согласных (пылесос, корнеплод);  2) после шипящих (пешеход, пищевод);  3) после «ц» (овцебык);  - соединительная буква «о» пишется:   после твёрдых согласных (пчеловод, самокат).  
     
     
     - Соединительную гласную «е».  - После «ц» в сложных словах пишется «е».  
     
     
     Сначала стихотворение читает один ученик, а затем все хором.   |  
  |   
     VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.  Цель: фиксация нового способа действия в речи, знаках (эталон).  
     1. Работа у доски.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     2. Работа в парах  
     
     
     
     
     
     
     
     3. Самопроверка.  
     
          |    - Ребята, а сейчас мы закрепим правописание соединительных гласных в сложных словах, выполнив следующее задание:    - Отгадайте название животного, о котором идёт речь, запишите слово и, пользуясь алгоритмом, объясните орфограмму.  (Слайд 10)  - Маленькое насекомоядное млекопитающее, родственник крота   - Молодцы!    (Появляется картинка с изображением землеройки.)  
     
     
     (Слайд 11)  Млекопитающее с окаменелым панцирем,  обитающее в Америке.    - Конечно, это броненосец! (Появляется картинка.)  (Слайд 12)   Небольшая птица отряда воробьиных, которая ловит на лету насекомых (чаще всего мух).  - Верно! (Появляется картинка.)  - А сейчас я буду читать описание животного, а вы, совещаясь в парах шёпотом, будете записывать отгаданное слово и объяснять орфограмму друг другу по очереди.  (Слайд 13)  Австралийское животное с клювом наподобие утиного носа.  (Слайд 14)  Живородящая рыба, обитающая в водоёмах Мексики, одна из популярных аквариумных рыбок.  (Слайд 15)   Крупное животное южных стран с одним рогом на передней части головы.  - Дети, а теперь проверьте свою работу, сверив записанные вами слова со словами на доске:  (Слайд 16)  утконос  меченосец  носорог   |    
                                     (Описание животного читает вслух кто-то из детей.)  - Землеройка!  Один ученик записывает на доске, а остальные в тетрадях.  Пример объяснения: В слове землеройка два корня: -земл- и –рой-, однокоренные слова земля, земляной и рой, нарой.  Первый корень оканчивается на [л’], это мягкий согласный, значит, надо писать соединительную гласную е. Пишу слово, выделяю корни,          подчеркиваю орфограмму: землеройка.      (Читает ученик.)  - Броненосец!  ( К доске выходит следующий ученик и объясняет написание данного слова по алгоритму.)  (Читает ученик.)  - Мухоловка!  
     
     
     
     
     (Дети совещаются в парах, записывают слово «утконос» и объясняют орфограмму.)  
     (Меченосец.)     
     (Носорог.)       |  
  |   VII. Включение в систему знаний.  Цель: выполнение задания на новый способ действия.   |    А сейчас выполните самостоятельно упражнение 193 на с.109 учебника, выбрав любые 3 словосочетания, где в сложном слове пишется соединительная гласная «е» и 2 словосочетания, в которых есть сложные слова с соединительной гласной «о».   |    
     Самостоятельная работа с последующей проверкой.   |  
  |   
     VIII. Рефлексия учебной деятельности.  Цель: соотнесение цели урока и результата, самооценка деятельности.         |    (Слайд 17)  - Дети, а сейчас закончите предложения:  Сегодня на уроке  я узнал…  я научился…  я затруднялся…  я открыл для себя …  мне показалось важным…  - Вспомните, чего желала я вам в начале урока?  - Как вы считаете: вы плодотворно поработали?  - Вы ничего не заметили?  - Какое?  - Молодцы!    (Слайд 18)  - Я бы хотела закончить наш урок такими словами:  (Слайд 19)  Учите русский – годы к ряду,  С душой, с усердием, с умом!  Вас ждёт великая награда,    И та награда – в нём самом!  - Воспользуйтесь мудрым советом узбекского народного поэта Сабира Абдуллы, и пусть изучение русского языка приносит вам огромную радость!   Спасибо за урок!     |    
     (Дети оценивают свою работу на уроке)  
     
     
     
     
     
     - Плодотворной работы.  - Да.  В предложении «Желаю плодотворной работы!» есть сложное слово.    - Плодотворной.   |  
  |   IХ. Домашнее задание.   |    - Ребята, дома выполните упр. 194 на с.109 или в печатной тетради на с. 67 упр. 109 (одно по выбору), выучить правило.   (Учитель раздаёт стихи-запоминалки).   |         |