Конспект урока «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»
Конспект урока «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»
Цели урока: образовательные:
- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Сложноподчинённое предложение»;
- формирование знаний о типах придаточных обстоятельственных в СПП, формирование умений определять типы придаточных СПП;
- развитие пунктуационных навыков;
-формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;
развивающие:
- развитие навыков монологической речи;
- развитие навыков парной и групповой работы;
-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 ПОСЁЛКА ИСКРА
БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»
Конспект
урока русского языка по теме
«Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»
9 класс
с аспектным анализом
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 13 п. Искра Будённовского района
Панькина Галина Борисовна
Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.
Класс: 9
Цели урока: образовательные:
- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Сложноподчинённое предложение»;
- формирование знаний о типах придаточных обстоятельственных в СПП, формирование умений определять типы придаточных СПП;
- развитие пунктуационных навыков;
-формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;
развивающие:
- развитие навыков монологической речи;
- развитие навыков парной и групповой работы;
-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;
-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Оборудование: компьютерная презентация, таблица «Знаю – хочу знать — узнал», учебник, рабочий лист, таблица«Типы придаточных предложений в русском языке».
Ход урока
1.Организационный момент.
-Сегодня нас с вами ждет большая и интересная работа. Я прошу Вас помочь мне своими знаниями и активностью на уроке. В первой части урока мы будем работать с рабочими листами. Перед вами на партах лежат листочки «Мои достижения на уроке». Оцените свою готовность к уроку по пятибалльной шкале.
- Кто оценил себя на «5»? На «4»? На «3»? Молодцы!
- Ребята, вы проходите большую и сложную тему «Сложноподчиненное предложение» И начали знакомиться с видами придаточных. Давайте проверим, что известно вам по теории данного вопроса, используя прием «Верно-неверно». Я прошу вас взять рабочие листы, где на первой странице, вы отметите простым ответом да или нет верные и неверные утверждения. Работаем быстро, у вас 1,5 минуты. ( Правильные ответы на слайде. Самопроверка)
2. Актуализация знаний
- Я хочу загадать вам синтаксическую загадку. На слайде и в рабочих листах вы видите незаконченные предложения, скажите можно ли составить схему предложения и определить вид придаточного, если оно незакончено. Молодцы! Можно. Давайте попробуем это сделать.
Я желаю вам, чтобы….
День, который перевернет вашу жизнь, ….
Когда человек счастлив, он улыбается……
Кто догадался, что мы повторяли этим упражнением? Правильно, место придаточного в сложном предложении и виды придаточных предложений.
- Разберите следующее сложноподчинённое предложение по членам предложения, укажите разряды обстоятельств.Стр.1 на рабочем листе
-Назовите обстоятельства в этом предложении, их значения и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия, места).
-Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, причины, сравнения, уступки, условия, следствия).
3. Изучение нового материала
- Давайте проверим, насколько развита у вас память.
- Сколько видов обстоятельств мы назвали? (9)
-Хочу вас успокоить. Человек с хорошей памятью назовёт максимум 7.
-Давайте ещё раз перечислим разряды обстоятельств.
Ребята, а кто из вас догадался, как мы сформулируем тему нашего сегодняшнего урока?
-Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?
Наша задача – выяснить, какие виды придаточных обстоятельственных существуют в русском языке, на какие вопросы отвечают, сколько видов придаточных обстоятельственных выделяют.
4.Работа с учебником Прочитайте материал на стр.278
Сделайте пометки на полях:
«+» - если считаете, что это вам известно;
«-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;
«v» - если то, что прочитали, является новым;
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
- Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо? (придаточные обстоятельственных называются так же, как обстоятельства).
-Какую новую информацию вы получили? (Придаточные обстоятельственные напрямую связаны с обстоятельствами; узнали, с помощью каких союзов и союзных слов придаточные обстоятельственные присоединяются к главной части).
5.Первичное закрепление
1.Прием « Кластер».
Предлагаю вам полученные сведения оформить в виде схемы (по-другому она называется кластер). «Виды придаточных»Итак, СПП с придаточными обстоятельственными Имеют те же значения, отвечают на те же вопросы, делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.Учитель раздаёт таблицы обучающимся «Виды придаточных в СПП»
2. Путешествие по Ставропольскому краю (предложения об истории Ставропольского края)
Прочтите предложения и запишите в 3 столбика номера этих предложений:
в 1-й столбик СПП с придаточными определительными
в 2-й столбик СПП с придаточными изъяснительными
в 3-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными
3.Выполним следующее задание, чтобы выяснить, умеете ли вы находить придаточные обстоятельственные и определять их виды. Помогут нам выполнить задание строки из произведений А.С. Пушкина.Стр.4 на рабочем листе
4. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, определите тип придаточных.
1.Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим. (А.Пушкин) (меры и степени)
3.Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать(А. Пушкин). (цели)
4.Оттого я присмирел, что слышу я топот дальний трубный, звук и пенье стрел. (А.Пушкин) (причины)
6. Итог урока
- Мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная тема, поэтому вы продолжите её изучать на следующих уроках.
Перед вами схема. Отличительные признаки сравниваемых понятий в ней уже указаны. В месте пересечения укажите сходные признаки.
Значения
Виды
Вопросы
Обстоятельства
в простом предл.
Придаточные
обстоятельственные
в СПП.
7. Домашнее задание.
Выписать из текста изучаемого произведения по одному примеру на каждый вид придаточных обстоятельственных.
8. Рефлексия
-Чтобы выяснить, интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету. ПРИЁМ «Анкетирование»
1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен