kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Множественное число имён существительных 1 склонения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 А классе Учитель: Нуриева Р.М. Тема: Множественное число имён существительных первого склонения (Слайд 1) Цель: 1. Формировать у школьников умение определять окончания имён существительных 1-го склонения во множественном числе. Задачи: I. Образовательные: 1. Продолжить работу по формированию умения определять склонение и падеж существительных. 2. Закреплять умение писать безударные окончания. 3. Закреплять умение употреблять существительные в нужном падеже. II. Развивающие: 1. Развивать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. 2. Развивать логические действия анализа, синтеза, сравнения. 3. Учить активно использовать речевые средства для обоснования своего ответа. III. Воспитательные: 1.Развивать умения коллективной работы. 2. Развивать навыки самооценки, взаимопомощи. Ход урока 1.Организационный момент - Урок русского языка. Проверьте готовность к уроку. - Ребята, слышали звонок? Это начинается новый наш урок. Много интересного будем изучать, Значит, будут нам нужны учебник и тетрадь. Хорошо известно всем, что должен ученик При себе всегда иметь ручку и дневник. 2. Психологический настрой. Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу, Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Тогда – за работу! Удачи желаю всем вам! -Садитесь! 3. Чистописание. (Слайд 2) -Мы напишем сегодня букву, которая является окончанием существительных первого склонения в двух падежах. Назовите букву (буква е). (Таблица). -Окончанием каких падежей является буква «е»? (В дательном и предложном падежах). -Дайте устно характеристику звуку, который обозначает эта буква. Пишем: Е е Ее – полстроки; дальше соединения – Ел ел Ем ем Ея ея ен ен -Учимся писать красиво, аккуратно, без отрыва. Отрабатываем быстроту письма. -Пишем слова: ель земля езда поезд поездка проезд. -Что скажете о словах? -Назовите одним словом? (Имена существительные). -Что общего? (Они все в ед.числе, в И.п., в начальной форме). -Какие слова можно объединить в одну группу? (Езда, поезд, поездка, поезд, проезд). -Разберите эти слова по составу. (Ответы детей «цепочкой»). 4. Индивидуальная работа 1 ученик: просклонять существительные «задачи». 2 ученик: «сёстры». 3 ученик: фонетический разбор слова «енот». 5. Словарно-орфографическая работа. -Отгадайте загадку: (Слайд 3) Зверь такой на свете есть: Он немытого не ест, Всё в реке ополоснёт, А зовётся он …(енот). - Что можете сказать об этом слове? (Слайд 4) -В толковом словаре (показать) написано: «Хищный пушной зверек с темно-желтым густым мехом». -Устно составьте предложение с этим словом. -Запишите под диктовку предложение: Енот живёт в густом лесу. (Слайд 5) -Синтаксический разбор предложения. (Инд.опрос). -Енот – морфологический разбор. (Инд.опрос). Енот – сущ. (кто?), одуш., нариц., м.р., в И.п, в ед.ч, подлеж. 6. Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний. На доске: площадка, книжки, подсказка. -Какое слово лишнее и почему? Назовите тему сегодняшнего урока. (Слайд 6) Тема урока: «Множественное число имён существительных первого склонения». -Что такое склонение? (Склонение – изменение по падежам). -Какие склонения мы знаем? (3 склонения). (Слайд 7) Сообщение цели урока: Чему вы хотите научиться на уроке? ? Узнать о склонении имён существительных во множественном числе. ? Учиться распознавать падежи и правильно писать безударные окончания имён существительных первого склонения. ? Развивать мышление, речь, внимание. 7. Новая тема. (Слайд 8) 1) Проверка индивидуальной работы с доски и с экрана, оценивание. -Что можете сказать об окончаниях имён существительных множественного числа первого склонения. -В каких падежах формы совпадают, а в каких нет? 2) Вывод: во всех падежах, кроме винительного окончания совпадают. В винительном падеже одушевлённые имена существительные имеют нулевое окончание, а неодушевлённые окончание –и. -Сравните окончания существительных в именительном, родительном и винительном падежах. Что можете сказать? (У одушевлённых существительных совпадают окончания в родительном и винительном падежах, а у неодушевлённых – в именительном и винительном падежах). -Почему? (Потому что у них одинаковые падежные вопросы). Запись на экране (Слайд 9) В.п. кто? нулевое окончание. что? -и Р.п. кого? нулевое. чего? нулевое 8. Физминутка (Слайд 10) Игра «Кто самый внимательный». -Если я называю сущ. 1 склонения, вы встаёте; 2 склонения – садитесь; 3 склонения – хлопаете. - Парта, окно, дочь, дядя, тишь, поле, девочка, мышь, дичь, знамя. 9. Закрепление. 1) Самостоятельная работа, № 95, с. 47 (Слайд 11) 1 вариант: 1-2 предложения. 2 вариант – 3-4 предложения. -Выполнить самостоятельно и сделать вывод. -Проверка. (Слайды 12, 13) -Сравните свой вывод с выводом учебника на с. 47 2) Работа в парах «Дружная пара»: № 97, с. 47 (Слайд 14) -Записать существительные в родительном падеже, выделить окончания. Сделайте вывод. Каким словом можно заменить слово «женского рода». (Существительные первого склонения). -Проверка: одна пара отвечает, делает вывод. Другие пары проверяют свои работы, на полях оценивают. Паре, которая выполнила задание хорошо, присваивается звание «Дружная пара». (Слайды 15, 16) 3) Работа в группах: 6 малых групп из 4-5 человек. Каждая группа выбирает словосочетания и окончания своего падежа. Готовит рассказ о падеже. 10. Графический диктант: записать только падежи. (Слайд 17) Рассказ о звёздах, много ошибок, шли с подругами, встретил сестёр, подошли к осинам. Ответы: П.п., Р.п., Т.п., В.п., Д.п. -Проверяем, как мы рассуждали. ? Рассказ о звёздах – П.п. ? Много ошибок – Р.п. ? Шли с подругами – Т.п. ? Встретил сестёр – В.п. ? Подошли к осинам – Д.п. 10. Рефлексия (Слайд 18) • Оцените свою работу на уроке: • Мне удалось на уроке… • Я порадовался на уроке за … • Я могу похвалить себя за … • Мне надо еще поработать над … • Хочу сказать спасибо за сотрудничество…. (Слайд 19) 11. Домашнее задание: № 98, с. 48; № 100, с. 49 – на выбор, правило с. 47 12. Итог урока (Слайд 20) Скажите, достигли ли мы цели урока? ? Узнать о склонении имён существительных во множественном числе. ? Учиться распознавать падежи и правильно писать безударные окончания имён существительных первого склонения. ? Развивать мышление, речь, внимание. Литература: 1. Полякова А. В. Русский язык. 3 класс. 2. Ожегов С.И. Словарь русского языка,1972. 3. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 4. Интернет-ресурсы. 5. Поурочные планы по системе Л. В. Занкова, 3 класс, Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец,2012 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Множественное число имён существительных 1 склонения"»

Урок русского языка в 3 А классе

Учитель: Нуриева Р.М.

Тема: Множественное число имён существительных первого склонения

Цель:

1. Формировать у школьников умение определять окончания имён существительных 1-го склонения во множественном числе.

Задачи:

I. Образовательные:

1. Продолжить работу по формированию умения определять склонение и падеж существительных.

2. Закреплять умение писать безударные окончания.

3. Закреплять умение употреблять существительные в нужном падеже.

II. Развивающие:

1. Развивать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

2. Развивать логические действия анализа, синтеза, сравнения.

3. Учить активно использовать речевые средства для обоснования своего ответа.

III. Воспитательные:

1.Развивать умения коллективной работы.

2. Развивать навыки самооценки, взаимопомощи.

Ход урока

1.Организационный момент

- Урок русского языка. Проверьте готовность к уроку.

- Ребята, слышали звонок?

Это начинается новый наш урок. (Садитесь)

Много интересного будем изучать,

Значит, будут нам нужны учебник и тетрадь.

Хорошо известно всем, что должен ученик

При себе всегда иметь ручку и дневник.

2. Психологический настрой.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда – за работу!

Удачи желаю всем вам!

3. Чистописание.

-Мы напишем сегодня букву, которая является окончанием существительных первого склонения в двух падежах. Назовите букву (буква е). Она является окончанием существительных первого склонения в дательном и предложном падежах).

-Дайте устно характеристику звуку, который обозначает эта буква.

Е е Ее – половину строки; дальше соединения – Ел ел Ем ем Ея ея ен ен

-Учимся писать красиво, аккуратно, без отрыва. Отрабатываем быстроту письма.

-Пишем слова: ель земля езда поезд поездка проезд.

-Что скажете о словах?

-Назовите одним словом? (Имена существительные).

-Расскажите об именах существительных.

-Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? Что?

-На какие группы можно разделить слова?

-Какие слова можно объединить в одну группу?

-Разберите эти слова по составу.

4. Индивидуальная работа

1 ученик: просклонять существительные «задачи».

2 ученик: «сёстры».

3 ученик: фонетический разбор слова «енот».

5. Словарно-орфографическая работа.

-Отгадайте загадку:

Зверь такой на свете есть:

Он немытого не ест,

Всё в реке ополоснёт,

А зовётся он …(енот).

- Что можете сказать об этом слове? (Это имя существительное, одушевлённое, нарицательное, второго склонения, с нулевым окончанием, единственного числа, в именительном падеже; в этом слове 2 слога, 4 буквы, 5 звуков, потому что буква е в начале слова обозначает 2 звука).

-Хищный пушной зверек с темно-желтым густым мехом.

-Устно составьте предложение с этим словом.

Запишите под диктовку предложение: Енот живёт в густом лесу.

-Синтаксический разбор предложения.

-енот – морфологический разбор.

6. Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний.

На доске: площадка, книжки, подсказка.

-Какое слово лишнее и почему? Назовите тему сегодняшнего урока.

Тема урока: «Множественное число имён существительных первого склонения».

-Что мы знаем об именах существительных?

-Что такое склонение?

-Какие склонения мы знаем?

Сообщение цели урока:

Чему вы хотите научиться на уроке?

  • Узнать о склонении имён существительных во множественном числе.

  • Учиться распознавать падежи и правильно писать безударные окончания имён существительных первого склонения.

  • Развивать мышление, речь, внимание.

7. Новая тема.

1) Проверка индивидуальной работы с доски и с экрана, оценивание.

-Что можете сказать об окончаниях имён существительных множественного числа первого склонения.

-В каких падежах формы совпадают, а в каких нет?

2) Вывод: во всех падежах, кроме винительного окончания совпадают. В винительном падеже одушевлённые имена существительные имеют нулевое окончание, а неодушевлённые окончание –и.

-Сравните окончания существительных в именительном, родительном и винительном падежах. Что можете сказать? (У одушевлённых существительных совпадают окончания в родительном и винительном падежах, а у неодушевлённых – в именительном и винительном падежах).

-Почему? (Потому что у них одинаковые падежные вопросы).

Запись на экране

В.п. кто? нулевое окончание.

что? -и

Р.п. кого? нулевое.

чего? нулевое

3) Сравнение вывода с выводом учебника, с. 46, 47

Физминутка.

Игра «Кто самый внимательный».

Если я называю сущ. 1 склонения, вы встаёте; 2 склонения – садитесь; 3 склонения – хлопаете..

Учитель называет имена существительные разных склонений: парта, окно, дочь, дядя, тишь, поле, семья, девочка, мышь, мышка, знамя.

8. Закрепление.

1) Самостоятельная работа, № 95, с. 47

1 вариант: 1-2 предложения.

2 вариант – 3-4 предложения.

-Выполнить самостоятельно и сделать вывод.

2) Работа в парах «Дружная пара»: № 97, с. 47

-Записать существительные в родительном падеже, выделить окончания. Сделайте вывод. Каким словом можно заменить слово «женского рода». (Существительные первого склонения).

-Проверка: одна пара отвечает, делает вывод. Другие пары проверяют свои работы, на полях оценивают.

Паре, которая выполнила задание хорошо, присваивается звание «Дружная пара».

3) Работа в группах: 6 малых групп из 4-5 человек. Каждая группа выбирает словосочетания и окончания своего падежа. Готовит рассказ о падеже.

9. Графический диктант: записать только падежи.

Рассказ о звёздах, много ошибок, шли с подругами, встретил сестёр, подошли к осинам.

Ответы: П.п., Р.п., Т.п., В.п., Д.п.

  • Рассказ о звёздах – П.п.

  • Много ошибок – Р.п.

  • Шли с подругами – Т.п.

  • Встретил сестёр – В.п.

  • Подошли к осинам – Д.п.

10. Рефлексия

  • Оцените свою работу на уроке:

  • Мне удалось на уроке…

  • Я порадовался на уроке за …

  • Я могу похвалить себя за …

  • Мне надо еще поработать над …

  • Хочу сказать спасибо за сотрудничество….

11. Домашнее задание: № 98, № 100 – на выбор, правило с. 47

12. Итог урока

Скажите, достигли ли мы цели урока?

  • Узнать о склонении имён существительных во множественном числе.

  • Учиться распознавать падежи и правильно писать безударные окончания имён существительных первого склонения.

  • Развивать мышление, речь, внимание.



Литература:

1. Полякова А. В. Русский язык. 3 класс.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка,1972.

3. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

4. Интернет-ресурсы.

5. Поурочные планы по системе Л. В. Занкова, 3 класс, Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец,2012 г.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Множественное число имён существительных 1 склонения"

Автор: Нуриева Рамиля Мирсаяновна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 249732

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) ""Склонение имён прилагательных во множественном числе""
    ["seo_title"] => string(63) "sklonieniie_imion_prilaghatiel_nykh_vo_mnozhiestviennom_chislie"
    ["file_id"] => string(6) "363030"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480247412"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока "Имя существительное-как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "196571"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428070402"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект урока "Обобщение знаний об имени существительном" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-znanii-ob-imieni-sushchiestvitiel-nom"
    ["file_id"] => string(6) "150986"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420616642"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русского языка "Имя существительное.Повторение" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "111633"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407697191"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока на тему: "Повторение знаний об именах прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-na-tiemu-povtorieniie-znanii-ob-imienakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "169020"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423329962"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства