Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении);
Задачи урока:
? способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;
? развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.
? воспитание коммуникативных качеств;
? создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.
Оборудование урока: портрет М. В. Ломоносова, карточки с названиями падежей, маршрутный лист, портрет девочки с карточками, интерактивная доска, презентация на тему «Падежи».
Ход урока:
Организация внимания.
Чистописание, словарная работа.
Мотивация к учебной деятельности.
Эпиграф урока.
Учите, дети, русский к ряду.
Учите с душой, с усердием, трудом.
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом…
(М. В. Ломоносов)
- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?
- Как вы понимаете значение слова «награда»?
- Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.)
III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Посмотрите на доску. Что вы заметили?
И. п. кто? что?
Р. п. кому? чему?
Д. п. кого? что?
В. п. кого? чего?
Т. п. кем? чем?
- Давайте наведём порядок. Вы заметили, что какого-то падежа нет. Какого?
- Какова тема нашего урока?
IV. Формулирование цели и задач урока.
- Определите задачи урока.
V. Построение проекта выхода из затруднения.
- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.
Маршрут движения.
Название падежа.
Вспомогательное слово.
Вопросы падежа.
Предлоги падежа.
Член предложения.
VI. Реализация построенного проекта.
1. - Работаем по 1 пункту маршрутного листа.
- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.
- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?
- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?
2. Работа по учебнику.
- Откройте учебники на с. 91. Найдите сведения Летучей Мыши. Прочитайте характеристику существительных, стоящих в предложном падеже.
2. - Найдите ответы на пункты 3, 4, 5 маршрутного листа.
- Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.?
- Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов? А какой только с предлогами?
VII. Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику.
- Найдите упражнение 78 на странице 92 учебника.
- Работаем «цепочкой». Указать падеж всех выделенных существительных.
- В каком падеже стоят все выделенные имена существительные? С какими предлогами употреблены? Какого предлога не хватает?
VIII. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
IX. Продолжение работы.
Групповая работа. Работа по карточкам.
- Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу.
II вариант
Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.
- Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».
X. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Перед вами девочка. Как вы думаете, о чём она мечтает?
- Восстановим предложения и узнаем, о чём она думает.
Я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю,
Очень я люблю мечтать,
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о (корона).
Буду в ней сидеть на (трон).
Я мечтаю о (слон),
Чтоб кататься при (луна).
Я мечтаю о (серёжки)
Вечерами в (полутьма).
Я мечтаю об (орёл0.
Буду с ним летать на (воля),
Буду я учиться в (школа).
Ой, мечтаю я уже
О предложном падеже!
- В каком падеже употреблены все вставленные имена существительные? С какими предлогами?
XI. Закрепление. Презентация на тему «Падежи»
XII. Итог урока. Рефлексия.
- Какие учебные задачи стояли на уроке?
- Можете ответить на поставленные вопросы?
- Оцените свои успехи в оценочных листах.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении);
Задачи урока:
способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;
развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.
воспитание коммуникативных качеств;
создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.
Оборудование урока: портрет М. В. Ломоносова, карточки с названиями падежей, маршрутный лист, портрет девочки с карточками, интерактивная доска, презентация на тему «Падежи».
Ход урока:
Организация внимания.
Чистописание, словарная работа.
Мотивация к учебной деятельности.
Эпиграф урока.
Учите, дети, русский к ряду.
Учите с душой, с усердием, трудом.
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом…
(М. В. Ломоносов)
- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?
- Как вы понимаете значение слова «награда»?
- Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.)
III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Посмотрите на доску. Что вы заметили?
И. п. кто? что?
Р. п. кому? чему?
Д. п. кого? что?
В. п. кого? чего?
Т. п. кем? чем?
- Давайте наведём порядок. Вы заметили, что какого-то падежа нет. Какого?
- Какова тема нашего урока?
IV. Формулирование цели и задач урока.
- Определите задачи урока.
V. Построение проекта выхода из затруднения.
- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.
Маршрут движения.
Название падежа.
Вспомогательное слово.
Вопросы падежа.
Предлоги падежа.
Член предложения.
VI. Реализация построенного проекта.
1. - Работаем по 1 пункту маршрутного листа.
- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.
- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?
- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?
2. Работа по учебнику.
- Откройте учебники на с. 91. Найдите сведения Летучей Мыши. Прочитайте характеристику существительных, стоящих в предложном падеже.
2. - Найдите ответы на пункты 3, 4, 5 маршрутного листа.
- Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.?
- Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов? А какой только с предлогами?
VII. Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику.
- Найдите упражнение 78 на странице 92 учебника.
- Работаем «цепочкой». Указать падеж всех выделенных существительных.
- В каком падеже стоят все выделенные имена существительные? С какими предлогами употреблены? Какого предлога не хватает?
VIII. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
IX. Продолжение работы.
Групповая работа. Работа по карточкам.
- Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу.
II вариант
Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.
- Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».
X. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Перед вами девочка. Как вы думаете, о чём она мечтает?
- Восстановим предложения и узнаем, о чём она думает.
Я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю,
Очень я люблю мечтать,
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о (корона).
Буду в ней сидеть на (трон).
Я мечтаю о (слон),
Чтоб кататься при (луна).
Я мечтаю о (серёжки)
Вечерами в (полутьма).
Я мечтаю об (орёл0.
Буду с ним летать на (воля),
Буду я учиться в (школа).
Ой, мечтаю я уже
О предложном падеже!
- В каком падеже употреблены все вставленные имена существительные? С какими предлогами?