Конспект урока «Однородные члены предложения» 4 класс
Цели урока:
- систематизировать знания учащихся об однородных членах предложения;
- закрепить навык употребления знаков препинания при однородных членах предложения;
- развивать речь учащихся путём конструирования предложений с однородными членами.
УУД
Познавательные:
- выполнение действий по данному алгоритму;
установление соответствия между терминами и символами
Коммуникативные:
- умение устанавливать рабочие отношения;
- эффективно сотрудничать в парах.
Развивающие:
- формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий.
Личностные:
- развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
Применяемые методики, технологии и системы: разноуровневое обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение.
Оборудование: разноуровневые карточки, стихи, опорные схемы, запись упражнений ритмической гимнастики.
Ход урока
1. Орг. момент.
Чтоб хорошим и полезным оказался наш урок,
Будем мы работать дружно
И сидеть прилично нужно.
На уроке не зевать,
Руку во время поднять.
На уроке не шуметь,
На учителя глядеть.
Мы тетради открываем,
Что писать в них точно знаем.
Применяемые методики, технологии и системы: разноуровневое обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение.
Оборудование: разноуровневые карточки, стихи, опорные схемы, запись упражнений ритмической гимнастики.
Ход урока:
I. Организационный этап.
Чтоб хорошим и полезным оказался наш урок,
Будем мы работать дружно
И сидеть прилично нужно.
На уроке не зевать,
Руку во время поднять.
На уроке не шуметь,
На учителя глядеть.
Мы тетради открываем,
Что писать в них точно знаем.
II. Минутка чистописания.
Бб
Бе
Без рук, без топоренка построена избенка.
III. Словарно-орфографическая работа.
1. Разгадывание кроссворда.
- Если правильно отгадаем и впишем в клетки слова, то в вертикальном столбце прочитаем новое слово из словарика.
1. Овсом его не кормят.
Кнутом его не гонят.
А как пашет-
Семь плугов тащит. (Трактор)
2. Зерновая культура, название которой встретилось в первой загадке. (Овес)
3. Стебли колосков, которые остаются после обмолачивания зерна. (Солома)
4. Человек, выращивающий хлеб. (Хлебороб)
5. Весной – травой шелковистой,
Летом – нивой золотистой,
К столу – булочкой душистой. (Пшеница)
6. Собранное осенью с полей, огородов, садов. (Урожай)
7. Синоним к слову село. (Деревня)
- Какое слово получилось в вертикальном столбце? (Комбайн)
- Объясните значение этого слова.
2. Знакомство с этимологией слова комбайн.
-Это слово пришло к нам из английского языка. А корни у него латинские: «ком» - «вместе», «бинаре» - «соединять». Их общая основа «комбин» в английском языке звучит как «комбайн». Так англичане назвали сложную сельскохозяйственную машину, которая объединила в себе жнейку, соломовязку, молотилку, веялку.
3. Орфографическая работа.
Учащиеся выделяют в словах проверяемые и непроверяемые орфограммы, записывают слова в тетрадь: трактор, овес, солома, хлебороб, пшеница, урожай, деревья, комбайн.
Составьте предложения с этими словами:
На поле работают тракторы и комбайны.
Сколько подлежащих в данном предложении? На какие вопросы они отвечают? Сколько сказуемых?
– Составьте предложение о том, какую работу выполняют комбайны в поле.
(Комбайны жнут, молотят, веют.)
– Запишите его в тетрадь. Найдите грамматическую основу. Сколько подлежащих в данном предложении? На какие вопросы они отвечают? Сколько сказуемых? С каким словом связаны сказуемые?
– Внимательно посмотрите на предложения и скажите, какие члены предложения наз. однородными?
IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Наша задача: узнать на уроке, какие члены предложения называются однородными, какие особенности они имеют, с какой целью они употребляются в речи.
V. Актуализация знаний.
Наблюдение над особенностями однородных членов предложения, употребление их в речи.
1. Редактирование предложений. Работа в группах.
- Перед вами фрагмент сочинения ученика об осени. Прочитайте его. Какие недочеты вы обнаружили? Как это исправить?
В лесу шумит ветер. Ветер завывает. Ветер гонит опавшие листья.
На юг улетают журавли. Улетают грачи. Улетают скворцы.
(В предложениях повторяются одни и те же слова. Их нужно убрать, а несколько предложений объединить в одно.)
- Какие предложения составите вы? Можно сказать, что они более кратко и четко выразили мысль? Обоснуйте его.
2. Запись предложений, составление схем.
В лесу шумит, завывает ветер. Гонит опавшие листья. На юг улетают журавли, грачи, скворцы.
- Прочитайте предложения еще раз. Обратите внимание на интонацию перечисления. Как это обозначено на письме? (Запятыми)
- Составьте схемы этих предложений.
- Что интересного заметили в строении этих предложений? (В первом предложении – несколько сказуемых, а подлежащее – одно, во втором – несколько подлежащих, но одно сказуемое).
- Задайте вопросы к сказуемым в первом предложении, к подлежащим – во втором. Что можете сказать? ( Повторяющиеся сказуемые или подлежащие отвечают на одинаковые вопросы.)
3. Вывод.
- У нас получились предложения с однородными членами: однородными сказуемыми и однородными подлежащими. Они отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова, произносятся с интонацией перечисления.
4. Знакомство с правилом (учебник с. 102)
Физкультминутка.
5. Знакомство с однородными второстепенными членами предложения.
- Мы рассмотрели предложения, в которых есть однородные подлежащие и сказуемые. Как вы думаете, бывают ли однородные второстепенные члены предложения? Давайте выполним задания из упр. 243 и попытаемся ответить на этот вопрос.
VI. Первичное усвоение новых знаний. Пользуясь правилом давайте выполним упражнение 252 на с.111 с комментированием.
VII. Развитие умений – применение знаний.
- Ребята, Незнайка при письме допустил ошибки. Давайте ему поможем.
- Списать. Найти однородные члены. Подчеркнуть. Как они связаны? Найти ошибки. Работа по карточкам.
- В октябре берёзы, и орешник стали золотыми.
- Опавшая листва кружится ложится на землю.
- Листья осины не желтеют а краснеют.
- Снег покрыл луга, поля, леса.
(1 человек устно объясняет у доски)
VIII. Домашнее задание. Выучить правило. Выполнить упр.242 с.102.
IX. Рефлексия.
- Что нового узнали об однородных членах предложения?
- С каким новым знанием вы уходите с урока?
- Что знали до этого урока? Что знаете теперь?