Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Обращение"»
Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме «Обращение»
Цели:
1. Познакомить учащихся с обращениями в предложении, их функцией, с синтаксическими и интонационными особенностями.
2. Активизировать и расширять словарный запас учащихся, развивать пунктуационную и орфографическую зоркость, внимание, память, воображение, мышление при помощи устных и письменных упражнений.
3. Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, вырабатывать лингвистический вкус в использовании средств языка, а также умение вежливо обращаться друг к другу.
Ход урока
Актуализация полученных знаний
Опрос «Ты мне – я тебе». Учащийся вытягивает листочек с вопросом , отвечает на вопрос и назначает следующего отвечающего из класса, вытягивает следующий вопрос и задает его, так по цепочке.
Вопросы
1)Как называется сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически?(словосочетание)
2)Какой второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?» и «как?» (обстоятельство)
3)Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А каким членами предложения являются определение, дополнение, обстоятельство?(второстепенными)
4)Как называется главный член предложения, который обозначает то, что сказано о предмете речи? (сказуемое)
5)Как называется главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос «о чем говорится в предложении?» (подлежащее)
6)Назовите второстепенный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей.(дополнение)
7)Как называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления? (однородные члены предложения)
8)Какой второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы «какой?» «чей?» (определение)
2. Проблемная ситуация. Изучение нового материала
Записать предложение и подчеркнуть каждое слово как член предложения.
Друзья я радуюсь нашей встрече сегодня на уроке.
Вопросы для обсуждения: Как определить, каким членом предложения является слово? Какое слово вызвало у вас затруднение в определении члена предложения? Почему? Для чего в предложении это слово нужно? Сколько подлежащих в предложении?
(Трудность вызвало слово «друзья», которое является именем существительным в именительном падеже, однако вопрос к нему задать не получается. У этого слово особая функция – привлечение внимания собеседника и называние того, к кому обращаемся. Это слово не может являться подлежащим, потому что к этому слову нельзя задать вопрос и действующее лицо в предложении другое - слово «я».
Слово «друзья» - это обращение.
3.Диагностика усвоения понятия. Расширение представления о понятии
3.1В предложенных предложениях найдите обращения, назовите их
1.Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
2. Дай, Джим, на счастье лапу мне!
3. Куда ты, тропинка, меня завела?
4. Отец! Отец! Оставь угрозы,
Свою Тамару не брани!
5.Почитай мне, бабушка.
6. Что делаешь, Алеша, в столь поздний час?
Назовите теперь сами особенности обращения.
Что вы можете сказать о месте обращения в предложении?
(Обращение может находиться в начале, середине или конце предложения.)
Заметили ли вы, каким способом автор показывает обращение в предложении?
(обращения выделяются запятыми)
Запись схем постановки знаков препинания при обращении.
3.2Постановка знаков препинания при обращении.
Спишите предложения, расставьте верно знаки препинания.
Отдай витязь нам своего коня или биться будем.
Ты с богатырем биться собрался?
Я царь-девицу сам видал, лучше ее нет!
Буду служить тебе правдой Иван!
Долго ходил Иванушка, устал.
Я ваше величество наукам никаким учиться не желаю.
В чем особенность обращения в последнем предложении? (Обращение может состоять из двух слов и быть выражено словосочетанием)
Применение полученных знаний в своей речи. Моделирование предложений с использованием обращений.
Опираясь на картинки, составьте и запишите предложение с обращением, выраженным словосочетанием
1.
(Уважаемые телезрители! Дорогие друзья!)
2.
(Товарищ полковник!)
3
(Дорогие россияне!)
4.
(Милая мама!)
5.Закрепление полученных знаний и наблюдение за собственной речью
С обращениями «Павел – Павлик – Пашка» составьте предложения. В чем разница между получившимися предложениями?
(У этих слов и предложений разная эмоциональная окраска. Нейтральная, ласкательная, пренебрежительная.)
Исходя из наблюдений над словами, распределите слова в колонки.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(219) "Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему "Обращение. Знаки препинания при обращении" "
["seo_title"] => string(138) "konspiekt-uroka-pis-ma-i-razvitiia-riechi-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida-na-tiemu-obrashchieniie-znaki-priepinaniia-pri-obrashchienii"
["file_id"] => string(6) "117439"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412786681"
}
}