kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Нормы современного русского литературного языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нормы современного русского литературного языка

Лингвистическая игра для 11 класса

Цель: повторение теоретических сведений о русском языке

повторение типов норм современного литературного языка, отработка умений и навыков, необходимых при выполнении тестов ЕГЭ

Класс делится на 3 команды

1 человек – эксперт

1 человек – помощник на компьютере

Оценки за урок выставляет капитан команды, оценивающий степень участия члена команды в игре.

На доске таблица

1 раунд

2 раунд

3 раунд

Орфоэпическая норма

2

3

5

6

Лексическая норма

2

3

5

6

Морфологическая норма

2

3

5

6

Синтаксическая норма

2

3

5

6

Орфографическая норма

2

3

5

6

Пунктуационная норма

2

3

5

6

Игра делится на 3 раунда

1 раунд – разминочный. В этом раунде команда может заработать 4 очка. Капитан получает задание: дать определение раздела науки о языке и типу нормы.  (2 нормы по жребию)

Орфоэпия. Орфоэпическая норма

Синтаксис. Синтаксическая норма.

Лексикология. Лексическая норма

Орфография. Орфографическая норма

Морфология. Морфологическая норма

Пунктуация. Пунктуационная норма

2 раунд.

(задания и ответы см. ниже)

Команды по очереди выбирают ячейку с баллами (например, «лексическая норма-5») и получают одинаковое задание, которое должно быть выполнено в течение 1 минуты.

Задания разного уровня сложности.

В ячейке «3» содержатся задания закрытого типа

В ячейке «5» содержатся задания открытого типа

Эксперт проверяет задание, баллы выставляются сразу

3 раунд

Капитаны получают листочки с типами норм, на которые им необходимо составить задание, аналогичное заданию в тестах ЕГЭ.

Команды обмениваются сделанными заданиями, выполняют задания. 

В 3 раунде команда может получить 6 баллов (по 3 балла за верно составленное тестовое задание).

Подведение итогов.

Задания и ответы  (раунд 2)

Орфоэпическая норма

Расставьте ударения в словах

ПРИНУДИТЬ

БЛАГОВЕСТ

КРЕМЕНЬ

ЛОМОТЬ

НАСОРИТ

Лексическая норма

Соотнесите предложение с нарушением лексической нормы с типом ошибки, исправьте ошибку.

  1.    А сейчас мы пойдем кушать.

А      нарушение лексической      сочетаемости

  1. Счастливые часов не замечают.

Б      ошибка в употреблении паронимов

  1.    Теперь эта плеяда машин                                    доставлена на завод.

В       ошибка в употреблении синонимов

  1. Из-за поворота показалась кавалькада всадников.

Г       ошибка в употреблении фразеологизма

  1. На состояние окружающей среды влияют различные факты.

Д       плеоназм

Морфологическая норма

Раскройте скобки, поставив слова в нужной форме.

  1. Поют известные (тенор)
  2. Я купил (нужный) мне шампунь
  3. В качестве сувениров мы привезли несколько (брелок)
  4. Сумма равна (375)
  5. Разные (драйвер)

Синтаксическая норма

Соотнесите предложение с нарушением синтаксической  нормы с типом ошибки, исправьте ошибку

  1. Никто из тех, кто  слышали пение Андрея, не мог забыть этого звучного голоса.

А             Ошибка в построении деепричастных оборотов

  1. Пробежав пять километров, у меня устали ноги.

Б         Ошибка в построении предложения с причастным оборотом

  1. В кинофильме «Войне и мире» роль Пьера Безухова сыграл Сергей Бондарчук.

В              Ошибка в употреблении несогласованных приложений

  1. Приготовленные оладьи мамой выглядели очень аппетитно.

Г              Ошибка в построении СПП с местоименно-определительным придаточным

  1. Человек нуждается в получении не только информации, а также различных эмоций.

Д             Ошибка в употреблении двойного союза                        

Орфографическая норма

Исправьте орфографические  ошибки.

Я смотрел. Передо мной, насколько хватало взгляда, были горы и леса, изсиня черные и пепельно серые горы и тихие леса осени. Паутина просек, дорог и высоковольтных трас изморщинела лицо тайги не здоровым и от того ярким румянцом. Горечь надвигающегося увидания угадывалась во всем: в бездонно голубом небе, в пестрых деревьях, пренаряженых как-будто к великому празнику, и необьяснимой тишине, царящей вокруг.

Пунктуационная норма

Расставьте знаки препинания.

Весь город лежал во тьме ни в одном из окон ни в пропускных будках ни на переездах нигде не видно было даже проблеска света. В воздухе похолодевшем после заката явственно ощущался запах тлеющего угля и ещё дымившихся шахт. Ни одного человека не было на улицах и так страшно было не слышать  привычного шума труда в районе шахт. Лишь собачонки запертые за воротами по-прежнему лаяли.

Ответы

Орфоэпическая норма

принУдить

блАговест

кремЕнь

ломОть?

лексическая норма

1в         пойдем есть

2г         счастливые часов не наблюдают    

3а         группа машин    

4д          кавалькада – группа всадников

5б          влияют различные факторы 

Морфологическая норма

  1. тенора
  2. нужный
  3. брелоков
  4. тремстам семидесяти пяти
  5. драйверы

Синтаксическая норма

1г           кто слышал

2а           Когда я пробежал пять километров,…

3в           В кинофильме «Война и мир»…         

4б           приготовленные  мамой оладьи   

5д          не только информации, но и различных эмоций    

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Нормы современного русского литературного языка"»

Нормы современного русского литературного языка

Лингвистическая игра для 11 класса

Цель: повторение теоретических сведений о русском языке

повторение типов норм современного литературного языка, отработка умений и навыков, необходимых при выполнении тестов ЕГЭ



Класс делится на 3 команды

1 человек – эксперт

1 человек – помощник на компьютере

Оценки за урок выставляет капитан команды, оценивающий степень участия члена команды в игре.

На доске таблица


1 раунд

2 раунд

3 раунд

Орфоэпическая норма

2

3

5

6

Лексическая норма

2

3

5

6

Морфологическая норма

2

3

5

6

Синтаксическая норма

2

3

5

6

Орфографическая норма

2

3

5

6

Пунктуационная норма

2

3

5

6



Игра делится на 3 раунда

1 раунд – разминочный. В этом раунде команда может заработать 4 очка. Капитан получает задание: дать определение раздела науки о языке и типу нормы. (2 нормы по жребию)

Орфоэпия. Орфоэпическая норма

Синтаксис. Синтаксическая норма.

Лексикология. Лексическая норма

Орфография. Орфографическая норма

Морфология. Морфологическая норма

Пунктуация. Пунктуационная норма



2 раунд.

(задания и ответы см. ниже)

Команды по очереди выбирают ячейку с баллами (например, «лексическая норма-5») и получают одинаковое задание, которое должно быть выполнено в течение 1 минуты.

Задания разного уровня сложности.

В ячейке «3» содержатся задания закрытого типа

В ячейке «5» содержатся задания открытого типа

Эксперт проверяет задание, баллы выставляются сразу

3 раунд

Капитаны получают листочки с типами норм, на которые им необходимо составить задание, аналогичное заданию в тестах ЕГЭ.

Команды обмениваются сделанными заданиями, выполняют задания.

В 3 раунде команда может получить 6 баллов (по 3 балла за верно составленное тестовое задание).

Подведение итогов.

Задания и ответы (раунд 2)

Орфоэпическая норма

Расставьте ударения в словах

ПРИНУДИТЬ

БЛАГОВЕСТ

КРЕМЕНЬ

ЛОМОТЬ

НАСОРИТ

Лексическая норма

Соотнесите предложение с нарушением лексической нормы с типом ошибки, исправьте ошибку.

  1. А сейчас мы пойдем кушать.

А нарушение лексической сочетаемости

  1. Счастливые часов не замечают.

Б ошибка в употреблении паронимов

  1. Теперь эта плеяда машин доставлена на завод.

В ошибка в употреблении синонимов

  1. Из-за поворота показалась кавалькада всадников.

Г ошибка в употреблении фразеологизма

  1. На состояние окружающей среды влияют различные факты.

Д плеоназм



Морфологическая норма

Раскройте скобки, поставив слова в нужной форме.

  1. Поют известные (тенор)

  2. Я купил (нужный) мне шампунь

  3. В качестве сувениров мы привезли несколько (брелок)

  4. Сумма равна (375)

  5. Разные (драйвер)

Синтаксическая норма

Соотнесите предложение с нарушением синтаксической нормы с типом ошибки, исправьте ошибку

  1. Никто из тех, кто слышали пение Андрея, не мог забыть этого звучного голоса.

А Ошибка в построении деепричастных оборотов

  1. Пробежав пять километров, у меня устали ноги.

Б Ошибка в построении предложения с причастным оборотом

  1. В кинофильме «Войне и мире» роль Пьера Безухова сыграл Сергей Бондарчук.

В Ошибка в употреблении несогласованных приложений

  1. Приготовленные оладьи мамой выглядели очень аппетитно.

Г Ошибка в построении СПП с местоименно-определительным придаточным

  1. Человек нуждается в получении не только информации, а также различных эмоций.

Д Ошибка в употреблении двойного союза



Орфографическая норма

Исправьте орфографические ошибки.

Я смотрел. Передо мной, насколько хватало взгляда, были горы и леса, изсиня черные и пепельно серые горы и тихие леса осени. Паутина просек, дорог и высоковольтных трас изморщинела лицо тайги не здоровым и от того ярким румянцом. Горечь надвигающегося увидания угадывалась во всем: в бездонно голубом небе, в пестрых деревьях, пренаряженых как-будто к великому празнику, и необьяснимой тишине, царящей вокруг.

Пунктуационная норма

Расставьте знаки препинания.

Весь город лежал во тьме ни в одном из окон ни в пропускных будках ни на переездах нигде не видно было даже проблеска света. В воздухе похолодевшем после заката явственно ощущался запах тлеющего угля и ещё дымившихся шахт. Ни одного человека не было на улицах и так страшно было не слышать привычного шума труда в районе шахт. Лишь собачонки запертые за воротами по-прежнему лаяли.

Ответы

Орфоэпическая норма

принУдить

блАговест

кремЕнь

ломОть

насорИт



лексическая норма



1в пойдем есть

2г счастливые часов не наблюдают

3а группа машин

4д кавалькада – группа всадников

5б влияют различные факторы



Морфологическая норма



  1. тенора

  2. нужный

  3. брелоков

  4. тремстам семидесяти пяти

  5. драйверы







Синтаксическая норма



1г кто слышал

2а Когда я пробежал пять километров,…

3в В кинофильме «Война и мир»…

4б приготовленные мамой оладьи

5д не только информации, но и различных эмоций








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Нормы современного русского литературного языка"

Автор: Лыткина Елена Викторовна

Дата: 24.03.2016

Номер свидетельства: 309442

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока на тему "Акцентологические нормы современного русского литературного языка""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_aktsientologhichieskiie_normy_sovriemiennogho_russkogho"
    ["file_id"] => string(6) "357395"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478779113"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока по русскому языку по теме "Род имен существительных" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "315490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459883088"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Тема: Орфоэпические нормы: нормы русского ударения."
    ["seo_title"] => string(50) "tema_orfoepicheskie_normy_normy_russkogo_udareniia"
    ["file_id"] => string(6) "485096"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1542004183"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) ""Слово о русском языке""
    ["seo_title"] => string(22) "slovo_o_russkom_iazyke"
    ["file_id"] => string(6) "559196"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1601916502"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по русскому языку для 6 класса "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "163957"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422552664"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства