Данный файл содержит конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Слово о русском языке". Это урок знакомства с учебником русского языка (10-11 классы), также в конспекте урока раскрывается смысл понятий «современный русский литературный язык», «родственные языки», «языковая норма».
Тема: Слово о русском языке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Слово о русском языке"»
Конспект урока в 10 классе
Данный файл содержит конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Слово о русском языке". Это урок знакомства с учебником русского языка (10-11 классы), также в конспекте урока раскрывается смысл понятий «современный русский литературный язык», «родственные языки», «языковая норма».
формировать навыки создания связного монологического высказывания на лингвистическую тему;
развивать навыки конспектирования и составления плана ответа.
Круг вопросов:
функции языка в современном мире;
происхождение русского языка;
литературный язык как высшая форма существования языка;
нормированность литературного языка;
функциональные стили русского языка.
Ход урока.
I. Вступление. Знакомство с учебником
(Учитель знакомит с учебником и его авторами).
- Перед вами учебник русского языка за 10-11 классы, его авторы известные исследователи русского языка Нина Григорьевна Гольцова и Игорь Викторович Шамшин.
Наши уроки будут особыми. Учиться можно ещё очень многому: дополнять уже полученные знания, чтобы повысить грамотность, языковую культуру, достойно сдать Единый государственный экзамен по русскому языку.
- Откройте оглавление на с. 283.
- Скажите, что в содержании учебника для вас уже знакомо, а что является новым.
(Новые разделы: «Культура речи», «Стилистика», «Лексикография», «Из истории русского языкознания».)
- А теперь откройте учебник на с. 267. Как видите, в конце учебника есть приложения.
Приложение 1 «Говорите правильно» — это ваша памятка по образцовому произношению слов.
Приложение 2 «Пишите правильно» на с. 271 — это памятка по орфографии.
Обе эти памятки наверняка не раз вам помогут.
— Если же слова, правописание или произношение которого вас интересует, нет в приложениях, где вы найдете сведения о нем? (В орфоэпических словарях.)
- А теперь откройте учебник на с. 8. Вы видите здесь сокращения и условные обозначения.
Обратите внимание на то, какими значками в учебнике будут отмечаться наиболее важные сведения о языке, исторические комментарии, упражнения по стилистике, по развитию речи, вопросы и задания, а также диктанты, — все это облегчит вашу дальнейшую работу с учебником.
II. Работа по теме урока
Тема урока «Слово о русском языке» записывается на доске (в тетрадях).
Работа начинается с чтения эпиграфа и его анализа.
Прочитайте эпиграф на с.5. Вспомните, что называется эпиграфом. Для чего он используется в тексте? Какова его основная мысль? Как оформляется эпиграф?
Вспомните, какие эпиграфы использует А.С.Пушкин в «Капитанской дочке» и в «Евгении Онегине». («Береги честь смолоду»пословица; «И жить торопится и чувствовать спешит»: кн.Вяземский.)
-Прочитайте вступительную статью на с.5-8.
-Докажите, что вступительная статья является текстом.
-Определите тип текста. Какие ещё типы речи вы знаете?
-Укажите стилевую принадлежность текста. Какие ещё стили вы знаете?
(Данный текст - научно-популярная разновидность научного стиля. В современном русском языке обычно выделяют книжные стили (научный, деловой, общественно-публицистический) и разговорный).
-Кого называют основоположником современного русского литературного языка? Почему?(А.С.Пушкина).
(И.С.Тургенев писал о Пушкине: «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остаётся только идти по пути, проложенному его гением….».)
-Законспектируйте статью.
(Вводная часть учебника (с. 5-8) является теоретической, что позволяет закрепить на ее основе навыки конспектирования научной статьи и составления плана ответа.
Перед началом работы учитель напоминает ученикам основные правила конспектирования, объяснив, что это один из видов учебной работы в вузе. Основные правила конспектирования раздаются ученикам на листах в качестве памятки).
Памятка. Правила конспектирования:
1. Внимательно прочтите текст.
2. Разделите текст на основные смысловые части.
3. Выделите главную мысль текста.
4. Обозначьте основные выводы текста.
5. Письменно изложите тезисы текста. Можете цитировать или излагать тезисы своими словами, передавая основное содержание прочитанного.
6. Включите в конспект не только основные положения, но и аргументы, подтверждающие их. Не забывайте и о примерах, иллюстрирующих аргументы. Главное – записывайте их сжато, но точно.
7. В конспекте допускаются сокращения. Сокращать можно только слова и даже предложения при условии, что это не несёт ущерба смыслу текста.
8. Дальнейшую работу с конспектом существенно облегчают условные обозначения, например: =» - отсюда следует, что …», ? – «спорный вопрос», ! – «запомни».
9. Располагайте абзацы «ступеньками».
Лекция учителя:
1. Язык – система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей. Литературный я. (общенародный язык, грамматика, лексика, произношение и т.п. которого соответствуют принятым нормам). (Современный толковый словарь русского языка. Спб.: Норинт, 2001. С. 957)
2. Русский язык как один из славянских языков
Русский язык входит в группу славянских языков, которые образуют отдельную ветвь в индоевропейской семье языков и делятся на три подгруппы.
Восточная
Западная
Южная
языки
русский
украинский
белорусский
польский
чешский
словацкий
лужицкий
болгарский
македонский
сербохорватский
словенский
3. Формы русского литературного языка
Высшей формой национального русского языка является русский литературный язык; его отличают обработанность, нормированность, широта общественного функционирования, общеобязательность для всех членов общества, разнообразие речевых стилей. Литературный язык противопоставлен просторечию, диалектам, профессионализмам, жаргонам.
Формы русского литературного языка
Устная
Письменная
особенности
слуховое восприятие
зрительное восприятие
4. Разделы языкознания
Языкознание, или лингвистика (от лат. lingua – язык) – наука, изучающая язык, его систему, законы, особенности функционирования, историческое развитие и др.
Раздел языкознания
Предмет изучения
Фонетика
Звуки речи
Морфемика
Состав слова, словообразование
Лексика
Словарный состав языка
Грамматика
морфология
Слова как части речи
Словосочетания и предложения
синтаксис
С названными разделами тесно связаны:
Орфография
Пунктуация
Орфоэпия
Стилистика
Правила написания слов
Правила употребления знаков препинания
Правила произношения
Стили и стилистические средства языка
5. Роль русского языка в жизни современного общества
Русский язык является государственным языком Российской Федерации и языком межнационального общения народов России.
Русский язык – один из мировых языков. Он активно функционирует в современном мире, является одним из официальных, рабочих языков ООН и некоторых других межнациональных организаций.
III. Подведение итогов урока
(Пользуясь конспектами, учащиеся перечисляют основные понятия, сведения о языке, которые они получили, работая со статьей, как-то: понятие «русский язык», сведения об истории языка, признаки литературного языка и т. д.)
Назовите основные функции русского языка в современном мире.
Расскажите об исторических корнях русского языка.
Почему литературный язык считается высшей формой языка?
Кого называют основоположником современного русского литературного языка? Почему?
Расскажите о нормах русского литературного языка.
Домашнее задание
Подготовьте связный ответ по конспекту «Слово о русском языке».
Найдите высказывания русских писателей о языке (не менее 5). Какова их основная мысль? Согласны ли вы с ними? Постройте свой ответ в виде рассуждения.
Выписать из Толкового словаря русского языка все значения слова «язык».