Тема: Местоимение
Цели: 1) Обобщить и систематизировать знания учащихся о части речи – местоимении;
2) Развивать умения правильно употреблять и писать личные местоимения с предлогами, развивать творческое воображение, логическое мышление, орфографическую зоркость. Работать над обогащением словарного запаса;
3) Воспитывать самостоятельность, дружбу, единство классного коллектива.
Тип урока: урок-обобщение.
Ход урока:
- Орг. Момент
Психологический настрой.
Улыбнитесь, пожалуйста, мне!
Так, как вы еще не улыбались.
Чтоб, как яркое солнце в окне,
Радость в моём сердце расплескалась!
- Сообщение темы и цели урока.
Тему урока вы назовете сами, если угадаете загадку
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена,
Я о себе такого мнения:
Огромна роль…. (местоимения)
- Значит тема нашего урока – Местоимение.
- Цель урока – закрепить правописание местоимений,
учиться применять полученные знания при выполнении различных заданий.
- Открыть тетради, записать число, классная работа, тему урока.
- Так какую тему мы будем повторять? (местоимение)
- Что называется местоимением? (это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его)
- Какую часть речи заменяют местоимения? (имя существительное)
Назовите местоимения
1 лица – я, мы
2 лица – ты, вы
3 лица – он, она, они.
А что вы еще знаете о местоимениях? (личные мест. Изменяются по числам. Местоимения 3 лица изменяется по родам. Во мн. ч. по родам не изменяется.)
- Работа в тетради.
1. - В тетрадях вы запишите только те местоимения, которые спрятались в ответе.
1. Загадка
За какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? (Заяц. Местоимение- Я).
2. Загадка
К какому местоимению надо прибавить слог ЛО, чтобы получить неодушевленный предмет? (Мыло. Местоимение – МЫ).
3. Загадка
Из какого местоимения, если к нему прибавить «сто», можно испечь пирог?
(Тесто. Местоимение- ТЕ).
4. Загадка
А теперь самая сложная загадка. Придумайте слово, в котором спрятались три личных местоимения. Второй слог МЫ. (Вымыты. Местоимения – вы мы ты).
Я, МЫ, ТЕ, ВЫ, ТЫ.
-А теперь посмотрите на эти пять местоимений. Что вы заметили?
(Местоимение ТЕ – это не личное местоимение)
- Абсолютно верно.
2. Составьте словосочетания.
А)- Измените местоимения и определите падеж местоимений. (устно)
-Спросил у (я) (меня (Р.п.))
-Пришёл к (ты) ( тебе (Д.п.))
-Танцевал с (она) ней (Т.п.) -Вспоминал о (мы) нас (П.п.)
Б)-Составить предложение с любым словосочетанием и записать в тетрадь.
- Проверка предложений (2-3 предложения. Синтаксический разбор предложений).
3. Орфографическая пятиминутка
В стихотворении переставлены строчки. Пропущены буквы в словах. Правильно расставьте строчки и объясните орфограммы. Найдите местоимение и определите падеж.
З.л.пили снегом щели.
Прил.тели к нам м.тели,
Л.динкой росписи н.нёс.
На .кне ст.рик М.ро…
Залепили снегом щели.
Прилетели к нам метели,
Льдинкой росписи нанёс.
На окне старик Мороз.
4. Задание
Разобрать слово по составу. 1 вариант – букет, 2 вариант – огромный.
Повторить: имя существительное, имя прилагательное (дать определение).
Составить предложение с этими словами и сделать синтаксический разбор.
Я принес огромный букет цветов. (повеств., невоскл.,распростр.)
- Отработка умений употреблять местоимения с предлогами.
- Что вы можете сказать о написании предлогов с местоимениями?
(местоимения с предлогами пишутся отдельно).
Подошел к (он) к нему (Д.п)
Позвонили (они) им (Д.п)
Отвечал (она) ей (Д.п)
Возвратился с (он) с ним (Т.п)
Рассказал о (они) о них (П.п)
- Обобщение. Отвечаем на вопросы ДА или НЕТ.
- Местоимение указывает на предмет, но не называет его. (ДА)
-Местоимения Я, МЫ относятся к 2 лицу. (НЕТ)
- Предлоги с местоимениями пишутся слитно. (нет)
- Местоимения ОН,ОНА,ОНО,ОНИ относятся к 3 лицу. (ДА)
-Тесты.
- Итог урока
- Д/З Составить 5 предложений с местоимениями.