kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Роль местоимений в речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  по русскому языку в 4 классе, УМК школа России. Тема "Роль местоимений в речи". Учащиеся знакомятся с ролью местоимений в речи. Формируется умение употреблять местоимения в речи и каллиграфически правильно их писать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Роль местоимений в речи"»

Тема урока: Роль местоимений в речи. (4 класс, УМК школа России)

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.

Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием местоимение, ролью местоимений в речи, формировать умение находить местоимения, отличать их от других частей речи, умение употреблять местоимения в речи; формировать навык правильного и каллиграфически грамотного письма;

Развивающие: развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность, образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности, устную связную речь.

Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, аккуратности, терпеливости.

Здоровьесберегающая:

Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка, гимнастика для глаз и для развития мелкой моторики пальцев рук.

Планируемые результаты:

Предметные:

формирование представлений о местоимении, как части речи;

распознавать местоимения среди других частей речи;

знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;

овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Личностные.

развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;

развитие самостоятельности;

развитие интереса к изучению русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Коммуникативные УУД.

учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД.

уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

 

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, карандаши красный и синий.

 

Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.

 

Методы обучения:

По виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися);

- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

- практические (работа с карточками, работа в рабочих тетрадях).

По виду учебной деятельности:

- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:

- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия, свобода творчества)

- активные методы (обсуждение в группах)

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)

На уроке были использованы следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре.

Виды контроля на уроке:

- ученик- ученик (при работе в парах)

- самоконтроль

- ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде)

Компьютерные технологии (мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку).

I. Мотивационный этап.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Я хочу вам пожелать

Громко, четко отвечать,

Удачи в учении,

Улыбок и хорошего настроения!

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке себе, своему соседу, мне.

-  Вспомним, что нам необходимо для успешной работы?

- Правильно, соблюдать основные правила:

  • Уважай товарища – «один говорит, остальные молчат».

  • Умей каждого выслушать.

  • Не согласен – предлагай.

2.Актуализация знаний.

а) Оформление тетрадей .

-Откройте тетради, запишите дату.

б) Словарная работа.

-Я показываю картинки, слова запишите в тетрадь.

-Ребята, какие слова вы записали?

-Как называются эти слова? (словарные )

- Почему эти слова называются словарные.

- В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить

– Взаимопроверка. На основе записи на карточках проверьте друг у друга правильность выполнения работы. Оцените работу. Оценка «5»- без ошибок, «4»- 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, больше 2 ошибок - нужно будет повторить словарные слова.

 

3. Мотивация познавательной деятельности.

а) Какой части речи эти слова?

- Эти слова- имена существительные

-Что мы знаем об этой части речи?

- По алгоритму выполним кластер

Название

Имя существительное

Что обозначает

Предмет

На какие вопросы отвечает

Кто? Что?

Признаки

Одуш/неодуш

Нариц/собст

Род, скл, Падеж, число

Роль в предложение

Подлежащее, дополнение, обстоятельство


 

 

б) Работая в парах.

- 1 задание: Составьте со словом «берёза» простое распространённое предложение и запишите его. Подчеркните грамматическую основу

- Около дома росла берёза.

- 2 задание: Замените слово «берёза» - другой частью речи так, что бы смысл предложения не изменился. Подчеркните грамматическую основу

- Она росла около дома.

- Какой частью речи является это слово? Каким членом предложения является?

- Это слово – местоимение, подлежащее.

- -Как вы думаете, о чём сегодня на уроке у нас пойдёт речь?

- О части речи – местоимение

- Каковы цели нашего урока? (дети говорят – Узнать какова роль местоимений в речи, познакомиться с личными местоимениями, уметь отличить местоимение от других частей речи, уточнить о роли местоимений в речи.)

4.Работа над новым материалом

-(вычитывание информации в учебнике с 51-52)

 

-Я приготовила для Вас таблицу. Всё ли в ней правильно?


Название

Местоимение

Что обозначает

Указывает на признак

На какие вопросы отвечает

Кто?

Признаки

Число

Роль в предложение

Подлежащее


(ученики находят неточности, называют их)

б) Работа в парах

- Прочитайте правило друг другу и расскажите его.

- Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

-Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то.

 5.Физминутка.

 

6. Продолжение организации познавательной деятельности .

 А) На листочках текст.

Вера выбежала на улицу. Там лил дождь. Вера забыла зонтик дома. Вера (она) побежала домой за зонтиком. Верин зонтик был очень красивый. Вере (ей) нравился этот зонт.

-Прочитайте текст про себя.

- Что вы заметили, какая ошибка допущена?

- Очень часто повторяются одни и те же слова

-Отредактируйте текст.

- Запишите каждый свой текст в тетрадь. Прочитайте, что у Вас получилось.

Подчеркните грамматическую основу в последнем предложении.

- Каким членом предложения является местоимение.

 Вывод.  Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного


Б) Самостоятельная работа

упр 111(выполняют самостоятельно, проверка в парах)

 - На кого указывает местоимение в каждом предложении?

- Когда в разговорной речи вы употребляете местоимение вы, а когда ты?

 


в) Игра «Найди местоимение и подчеркни его» (работа в группах) 
- Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.

- Проверка

 

7. Диагностика достижения планируемых результатов.

а)Тест.

- Выполняем самостоятельно.

1. Местоимение:
а) это слово

б) часть речи

в) член предложения.

2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных

б) глаголов

в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение:
а) обозначает предмет

б) признак предмета

в) указывает на предмет

4. Укажите местоимение:
а) ель

б) ем

в) ты

5.Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы

б) она, он

в) в, о

6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

-Взаимопроверка. Оцените работу своего товарища. Ставим +, если нет ошибок; ? - 1-2 ошибки; -, если 4 и более ошибок.

1. б)

2. а)

3. в)

4. в)

5. в)

6. б)

 

 

8. Рефлексия.


Утверждения

Поставь знак

«+» или «-»

1) Тема урока мне понятна.

 

2) Я достиг цели урока.

 

3) Я умею верно использовать местоимения в речи.

 

4) Я знаю какие местоимения относятся к личным.

 

4) Мне необходимо поработать над темой

 

 

 




 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока "Роль местоимений в речи"

Автор: Галина Александровна Чемакина

Дата: 01.04.2024

Номер свидетельства: 648395

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока "Притяжательные местоимения""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekturokapritiazhatielnyiemiestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "284569"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453997193"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока "Личные местоимения",  3 класс УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-lichnyie-miestoimieniia-3-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "239216"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444741903"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок "Роль односоставных предложений в художественном тексте" "
    ["seo_title"] => string(68) "urok-rol-odnosostavnykh-priedlozhienii-v-khudozhiestviennom-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "103218"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402572993"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "конспект урока на тему "Местоимение как часть речи""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokanatiemumiestoimieniiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "265829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450027737"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства