Конспект урока по русскому языку в 4 классе, УМК школа России. Тема "Роль местоимений в речи". Учащиеся знакомятся с ролью местоимений в речи. Формируется умение употреблять местоимения в речи и каллиграфически правильно их писать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Роль местоимений в речи"»
Тема урока: Роль местоимений в речи. (4 класс, УМК школа России)
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.
Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием местоимение, ролью местоимений в речи, формировать умение находить местоимения, отличать их от других частей речи, умение употреблять местоимения в речи; формировать навык правильного и каллиграфически грамотного письма;
Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, аккуратности, терпеливости.
Здоровьесберегающая:
Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка, гимнастика для глаз и для развития мелкой моторики пальцев рук.
Планируемые результаты:
Предметные:
формирование представлений о местоимении, как части речи;
распознавать местоимения среди других частей речи;
знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Личностные.
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;
развитие самостоятельности;
развитие интереса к изучению русского языка.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.
Коммуникативные УУД.
учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные УУД.
уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, карандаши красный и синий.
Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.
- практические (работа с карточками, работа в рабочих тетрадях).
По виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:
- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия, свобода творчества)
- активные методы (обсуждение в группах)
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)
На уроке были использованы следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре.
Виды контроля на уроке:
- ученик- ученик (при работе в парах)
- самоконтроль
- ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде)
Компьютерные технологии (мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку).
I. Мотивационный этап.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Я хочу вам пожелать
Громко, четко отвечать,
Удачи в учении,
Улыбок и хорошего настроения!
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке себе, своему соседу, мне.
- Вспомним, что нам необходимо для успешной работы?
- Правильно, соблюдать основные правила:
Уважай товарища – «один говорит, остальные молчат».
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай.
2.Актуализация знаний.
а) Оформление тетрадей .
-Откройте тетради, запишите дату.
б) Словарная работа.
-Я показываю картинки, слова запишите в тетрадь.
-Ребята, какие слова вы записали?
-Как называются эти слова? (словарные )
- Почему эти слова называются словарные.
- В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить
– Взаимопроверка. На основе записи на карточках проверьте друг у друга правильность выполнения работы. Оцените работу. Оценка «5»- без ошибок, «4»- 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, больше 2 ошибок - нужно будет повторить словарные слова.
3. Мотивация познавательной деятельности.
а) Какой части речи эти слова?
- Эти слова- имена существительные
-Что мы знаем об этой части речи?
- По алгоритму выполним кластер
Название
Имя существительное
Что обозначает
Предмет
На какие вопросы отвечает
Кто? Что?
Признаки
Одуш/неодуш
Нариц/собст
Род, скл, Падеж, число
Роль в предложение
Подлежащее, дополнение, обстоятельство
б) Работая в парах.
- 1 задание: Составьте со словом «берёза» простое распространённое предложение и запишите его. Подчеркните грамматическую основу
- Около дома росла берёза.
- 2 задание: Замените слово «берёза» - другой частью речи так, что бы смысл предложения не изменился. Подчеркните грамматическую основу
- Она росла около дома.
- Какой частью речи является это слово? Каким членом предложения является?
- Это слово – местоимение, подлежащее.
- -Как вы думаете, о чём сегодня на уроке у нас пойдёт речь?
- О части речи – местоимение
- Каковы цели нашего урока? (дети говорят – Узнать какова роль местоимений в речи, познакомиться с личными местоимениями, уметь отличить местоимение от других частей речи, уточнить о роли местоимений в речи.)
4.Работа над новым материалом
-(вычитывание информации в учебнике с 51-52)
-Я приготовила для Вас таблицу. Всё ли в ней правильно?
Название
Местоимение
Что обозначает
Указывает на признак
На какие вопросы отвечает
Кто?
Признаки
Число
Роль в предложение
Подлежащее
(ученики находят неточности, называют их)
б) Работа в парах
- Прочитайте правило друг другу и расскажите его.
- Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?
-Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то.
5.Физминутка.
6. Продолжение организации познавательной деятельности .
А) На листочках текст.
Вера выбежала на улицу. Там лил дождь. Вера забыла зонтик дома. Вера (она) побежала домой за зонтиком. Верин зонтик был очень красивый. Вере (ей) нравился этот зонт.
-Прочитайте текст про себя.
- Что вы заметили, какая ошибка допущена?
- Очень часто повторяются одни и те же слова
-Отредактируйте текст.
- Запишите каждый свой текст в тетрадь. Прочитайте, что у Вас получилось.
Подчеркните грамматическую основу в последнем предложении.
- Каким членом предложения является местоимение.
Вывод. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного
Б) Самостоятельная работа
упр 111(выполняют самостоятельно, проверка в парах)
- На кого указывает местоимение в каждом предложении?
- Когда в разговорной речи вы употребляете местоимение вы, а когда ты?
в) Игра «Найди местоимение и подчеркни его» (работа в группах) - Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.
- Проверка
7. Диагностика достижения планируемых результатов.
а)Тест.
- Выполняем самостоятельно.
1. Местоимение: а) это слово
б) часть речи
в) член предложения.
2. Местоимение: а) отвечает на вопросы существительных
б) глаголов
в) нельзя задать вопрос 3. Местоимение: а) обозначает предмет
б) признак предмета
в) указывает на предмет
4. Укажите местоимение: а) ель
б) ем
в) ты
5.Найдите слова, которые не являются местоимениями: а) ты, мы
б) она, он
в) в, о
6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением. а) Из леса доносилось пение птиц. б) Ранним утром мы отправились на рыбалку. в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.
-Взаимопроверка. Оцените работу своего товарища. Ставим +, если нет ошибок; ? - 1-2 ошибки; -, если 4 и более ошибок.