Тема урока
Морфология. Самостоятельные части речи. Имя существительное. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Основные ресурсы
У.А. Жанпейс, Ш. Т. Кожакеева «Русская речь» 5-класс
Русская речь дидактические материалы
Основные цели обучения
- Обобщить и систематизировать имеющиеся
у детей знания о существительном как о части речи, формировать навыки употребления в речи. Дать понятие об именах одушевлённых и неодушевлённых.
- Развивать умения находить в тексте существительные, способствовать развитию у школьников памяти, мышления, речи.
- Пробудить интерес к русскому языку, воспитывать навыки самоконтроля, внимания, аккуратности.
Результаты обучения
Закрепляют общие знания, соблюдают правильную интонацию при чтении.
Ожидаемые результаты
Знание, понимание учащихся признаков имени существительного как часть речи. Умение работать самостоятельно, анализировать. Умение самооценивать и оценивать работы друг друга, проводить рефлексию своей деятельности и в групповой деятельности одноклассников.
Задания
Раздать учащимся тесты, разные задания
Наглядности
Интерактивная доска, учебник, стикеры, смайлики, лист бумаги А4, цветные карандаши
Мотивационный этап
Объединить способности учащихся
Опрос домашнего задания
Части слова
Новая тема
Ход урока
- Организационный момент
Психологический настрой
II.Проверка домашнего задания:
Игра «Лови мяч»
Деление на группы
Учащиеся делятся на две группы (одушевлённые и неодушевлённые) с помощью карточек, где написаны слова (существительные)
III.Стадия осмысления
Морфология - это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.
IV.Стадия осмысления
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
Имена существительные относятся к мужскому, женскому и среднему роду и изменяются по падежам и числам.
В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими или дополнениями.
Имена существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые.
Одушевлённые существительные называют предметы живой природы, к ним задается вопрос кто?: мама, сын, дедушка, щенок, кот, баран, осёл.
Примечание: названия растений являются предметами неодушевлёнными.
Неодушевлённые существительные называют предметы неживой природы, к ним задается вопрос что?: книга, парта, стол, берёза, дуб, цветы.
Работа в группах
Составьте и запишите предложения из данных слов.
Работа с учебником
Упражнение 234
В каждую группу слов впишите ещё по два слова
Тест
Рефлексия
Разминка
Прослушать песенку Фунтика
Обширные задания
- Составление кластера
- Группа «Одушевлённые»
Кластер «Самостоятельные части речи»
- Группа «Неодушевлённые»
Кластер «Служебные части речи»
Синквейн
Группа «Одушевлённые»
На тему «Дорога»
Группа «Неодушевлённые»
На тему «Сказка»
Оценивание
Формативное оценивание, взаимооценивание
Последовательное задание
Написать сочинение-миниатюру на тему «Чем меня удивило имя существительное?»