Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"»
Урок русского языка.
Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
(Урок формирования новых знаний)
Цель. Формирование умения определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Задачи.
1. Учить различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с помощью постановки вопросов кто? что?; правильно употреблять данные существительные в речи.
2. Корригировать и развивать произвольное внимание посредством выбора одушевлённых и неодушевлённых существительных; орфографической зоркости путём нахождения и объяснения орфограмм; связной устной речи посредством объяснения лексического значения слов, составления полных ответов.
3. Воспитывать положительную мотивацию к учению на основе различных видов деятельности.
Оборудование. Карточки с правилами в стихах, ТСО, мяч
Ход урока.
Организационный момент.
Психологический настрой.
Учитель: Доброе утро! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Учитель: Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро людям, животным и птицам!
Учитель: Ну, дружок!
Проверь в порядке ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидим?
Все ли правильно глядим?
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Учитель: Назовите дату, день недели (вчера, позавчера, завтра, послезавтра).
(Ответы детей)
Учитель: Какой у нас урок? Чему учимся на уроках русского языка?
Памятка. (на доске)
Пишу: красиво;
аккуратно;
грамотно.
Учитель: Чему ещё учимся на уроках русского языка?
Памятка.(на доске)
Говорю: неторопливо,
очень чётко и красиво,
понятно для других.
Учитель: Для того, чтобы ваша речь была красивой и правильной при ответах на вы можете опираться на слова моего вопроса или на такие слова.
Памятка. (на доске)
Я думаю, что…
Я считаю, что…
Моё мнение, что…
Массаж рук.
Учитель: Для того, чтобы писать красиво, аккуратно, грамотно, а говорить понятно для других – выполним массаж рук.
Учитель: К какой части речи мы отнесём эти слова? Почему?
Учитель: Задайте вопрос к каждому слову.
Учитель: Почему к одним словам вы задали вопрос кто?, а к другим словам вопрос что?
Учитель: Приведите примеры слов, которые отвечают на вопросы что?
Ученик: Что? Стол, вода, дерево, одежда.
Учитель: Приведите примеры слов, которые отвечают на вопросы кто?
Ученик: Кто? Человек, собака, лошадь.
Учитель: Что такое имя существительное? (ответы детей)
Тема. Цель. Целеполагание.
Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете, как называются существительные, отвечающие на вопрос кто? и существительные, отвечающие на вопрос что? Будете учиться их различать, чтобы правильно употреблять существительные в речи. (слайд с темой урока)
Объяснение нового материала.
Учитель: Ребята, существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются одушевлёнными. Они обозначают людей, животных, насекомых и других живых существ.
На вопрос что? отвечают существительные, которые обозначают растения, события, вещи. Это неодушевлённые существительные.
Итак, все существительные можно разделить на две группы одушевлённые и неодушевлённые. Подумайте, почему их так назвали?
Ученик: Одушевлённые - это те, у которых есть душа, они живые.
Неодушевлённые – не живые, у них нет души.
Учитель: Откройте учебники на стр. 54. Прочитайте правило в синей рамке.
(учащиеся читают правило «пчёлкой» - жужжащее чтение)
Учитель: Прочитайте правило вслух
Учитель: О чём говорится в правиле?
Ученик: (рассказывает правило)
Учитель: Как называются сущ., которые отвечают на вопрос что?
Ученик: Неодушевлённые. Приведи пример.
Учитель: Как называются сущ., которые отвечают на вопрос кто?
Ученик: Одушевлённые. Приведи пример.
Физминутка.
Учитель: Отдохнём.
Я буду называть слова. Если они одушевлённые, то есть отвечают на вопрос кто? вы хлопаете в ладоши. Если слова неодушевлённые, то есть отвечают на вопрос что? Вы поднимаете руки вверх. Будьте внимательны!
Учитель: Назовите слова, которые вы написали? Какие вопросы вы написали к данным существительным? Почему? (слайд)
Заключительный этап.
Итог.
Учитель: О какой части речи мы сегодня говорили? Что такое имя существительное? Что нового сегодня узнали на уроке?
Ученик: Мы узнали, что существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые.
Учитель: Как различить одушевлённые существительные от неодушевлённых?
Ученик: Нужно задать вопросы. Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? Неодушевлённые – что?
Учитель: Приведите примеры по цепочке – один называет одуш. сущ., другой неодуш. существительное.
Ученики: Рыба, пень, сокол, дом…
Рефлексия.
Учитель: Ребята, поднимите зелёный сигнал те, у кого хорошее настроение после нашего урока. Жёлтый сигнал те, кто остался немного недоволен. Красный сигнал те, кто испытывает тревогу. (слайд)
Учитель: Чтобы ваше настроение осталось хорошим в течение всего дня, я хочу вам пожелать:
Перед тем, как нам расстаться И уйти всем по домам, Хочется мне попрощаться, Пожелав при этом вам: Чтобы добрыми вы были, Слов волшебных не забыли, Чтобы добрыми словами Говорили вы с друзьями.
Если добрым вырос ты Злыднем быть не пробуй Не стесняйся доброты А стесняйся злобы!
Спасибо за работу на уроке! (слайд)
Учитель: Упражнение «Во!»
Ладошку правой руки подставить ко лбу - «отдать честь». Одновременно вытянуть левую руку, показать большой палец и сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же самое, только «честь отдать» уже левой рукой, а «Во!» сделать правой.