Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"»
Конспект открытого урока по русскому языку
в 5 классе коррекционной школы 8 вида
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Цель:
-закрепление знаний об имени существительном и ознакомление с понятиями «собственные и нарицательные» имена существительные;
-отличать в тексте существительные нарицательные от собственных;
-развивать функции логического мышления (обобщение, сравнение, исключение, классификация);
-воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: учебник, презентация по теме урока, карточки.
ХОД УРОКА
Организационный момент
- Ребята, мы сегодня совершим путешествие в гости к имени существительному в страну «Морфологии» , познакомимся с собственными и нарицательными именами существительными.(Слайд)
II. Станция «Проверяйка»
«Соберем рюкзак знаний». (Слайды)
- Проведем блиц-опрос, отвечая только «да» или «нет». В рюкзак сложим только те знания, на которые ответим «да»:
* Имя существительное – это часть слова? (нет)
* Имя существительное – это часть речи? (да)
* Имя существительное обозначает признак предмета? (нет)
* Имя существительное обозначает предмет? (да)
* Имя существительное отвечает на вопросы: какой? какое? какая? какие? (да)
* Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что? (да)
* Одушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? (нет)
* Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? (да)
Вывод: - Давайте проверим, какие знания об имени существительном нам пригодятся сегодня на уроке? – Уточните, что мы сложили в рюкзак?
(опорная таблица)
(Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что? Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные – на вопрос что?)
- Теперь с рюкзаками необходимых знаний мы можем отправиться в путешествие. В рабочих тетрадях запишите число, классная работа. И в путь…
III. И первое препятствие на пути – «Поле словарных слов». (Слайд )
- Запишите слова в два столбика:
Одуш. сущ. Неодуш. сущ.
верблюд болото
герой горизонт
матрос веревка
пассажир столица
(Взаимопроверка)
IV. Знакомство с новым словарным словом. (Слайд )
- Определите значение слова СТОЛИЦА.
Столица - главный город государства, административно-политический центр страны.
- Сделаем звуко-буквенный разбор слова СТОЛИЦА (один ученик у доски).
- Дополните предложения: (на доске)
… - столица России.
… - столица нашей области.
-С какой буквы написали слова Россия, Москва, Самара? Почему?
Вывод: Москва, Россия, Самара – собственные имена существительные.
-В поездах проверяют наличие билетов, я должна проверить ваши путевые листы, которые вы заполняли дома.
Проверка домашнего задания (на карточках).
Как тебя зовут?_______________________________________________________
Где ты живёшь?________________________________________________________
С кем ты живёшь?______________________________________________________
Как зовут твоих родителей?______________________________________________
-Какие слова написали с большой буквы? Почему?
- И мы отправляемся с вами дальше в путь.
V. Станция «Наблюдайка»
Вокруг нас огромное множество предметов: деревьев, людей, городов, книг, животных. Чтобы из всей группы предметов выделить какой-то отдельный предмет, ему дают специальное название. Каждый из нас имеет своё собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для того, чтобы выделить нас из массы людей.
Так же и с другими предметами. Например, самая большая река в европейской части нашей страны называется Волга. Страна, в которой мы живём называется Россия.
Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы являются именами собственными.
-Какие существительные мы отнесём к именам собственным?
-Как же пишутся имена собственные? (Слайд)
- Понаблюдаем за именами существительными собственными и нарицательными. (Слайд)
(М, м)альчик (А, а)ндрей
(С, с)обака (Ш, ш)арик
(С, с)трана (К,к)азахстан
(Г, г)ород (А,а)страхань
- С какой буквы будем писать слова второго столбика?
- Эти существительные называются собственными.
- А как будем писать существительные первого столбика?
- Эти существительные называются нарицательными.
Вывод: собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы, а нарицательные – с маленькой.
Вывод: имена, фамилии, отчества писателей, клички животных, названия городов и рек - это имена собственные. Они пишутся с большой буквы. (Слайд)
VII. Следующее препятствие Мостик «Отдыхайка». (слайд)
(физминутка)
VII. Гора «Помогайка». (Слайд) (на доске)
«Собери пару»
писатель Садовая
море Сочи
ученица Нева
улица Чёрное
река Катя
город А.С. Пушкин
(Самопроверка)
IX. Станция «Прочитайка»
Самостоятельная работа. (Слайд)
Страница 108, упражнение 170
(Взаимопроверка)
Х. Станция «Думайка» (Слайды)
XI. Станция «Конечная –школа» (Слайд)
ХII Итог урока
- Что нового мы узнали на уроке?
- Какие существительные называются собственными?
- С какой буквы они пишутся?
- Какие существительные называются нарицательными?
XII. Задание на дом
Стр. 108, упр. 169
XIII. Рефлексия. (Слайд)
- Возьмите в руки мордашки, которые лежат на ваших столах и покажите:
- урок понравился и вы довольны своей работой, - урок не понравился, я не очень доволен своей работой.
-Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.
XIV. Оценки за урок
Фамилии наших предков произошли от прозвищ. Какие только фамилии не встречаются:
и «птичьи»: Сорокин, …, …,
и «звериные»: Львов, ……….
и «растительные»: Дубов, ……
и «производственные»: Кузнецов, …..
Задание: выразительно прочитай стихотворение Сергея Михалкова