- Что обозначают одушевлённые имена существительные?
- На какой вопрос они отвечают в начальной форме?
- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
- На какой вопрос они отвечают в начальной форме?
Нужно составить алгоритм действий, выполняя которые, сможем определить одушевлённое или неодушевлённое имя существительное.
АЛГОРИТМ.
1.Нахожу имя существительное
2. Ставлю в начальную форму
3. Задаю вопрос кто? или что?
4. Определяю, обозначает живой или неживой предмет
V Физкультминутка
Физминутка «Внимательные руки».
Я буду читать слова, делая паузу после каждого слова. Если это одушевленное имя существительное – поднимаем правую руку, если неодушевленное – левую, слово относится к другой части речи – присесть.
королева;
яблоко;
желтый;
принц;
волшебник;
уходить;
ты;
палочка;
метла;
лететь;
колдунья;
злая;
собака;
часы;
сказочный;
день.
VI Закрепление изученного материала.
На доске столбик слов, которые отвечают на вопрос «что?», вам надо образовать слова, отвечающие на вопрос «кто»
Коса – коза
Сон – сом, сын
Оси – осы
Леса – лиса
Рот - кот
- Как вы думаете, а в жизни может ли одушевленный предмет стать неодушевленным или наоборот?
(Нет. Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что?
Одушевленность и неодушевленность - это постоянный признак имени существительного).
VII Работа по учебнику. Упр.16 стр. 12
- Прочитайте слова. Объясните лексическое значение каждого слова.
- Назовите слова, лексическое значение которых слов вы затруднились определить. Почему?
- Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно встретить эти слова?
- Прочитайте информацию об этих словах. Как они называются?
- Выполните письменное задание к упражнению.
Упражнение: Послушайте «Песню Водяного». Назовите одушевленные существительные, которые вы услышали в песне (водяной, подружки, пиявки, лягушки)
- Отметьте на листах достижения, как вы справились с работой!
- Хорошо а теперь проведём самостоятельную работу . Возьмите свои индивидуальные листы и найдите Упр 3.
- Что вам нужно сделать?
Подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:
Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик,волк, шахматы, шахматист.
- Какие из этих слов отвечают на вопрос КТО? А какие на вопрос ЧТО? Почему?
- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
-Что такое устаревшие слова?
- Оцените свою работу на листах достижения.
На этом наш урок завершается, всем ребятам спасибо за хорошую работу на уроке!
VIII Самостоятельная работа
Перед вами текст, но он рассыпался. Ваша задача составить текст в соответствии с шифром, но сначала, давайте объясним все орфограммы, которые увидим в предложениях.
Ребятишки на санках катаются.
Вот пришла зима снежная.
Старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
На дворе намело сугробов до пояса.
Решили они дочку из снега и льда вылепить.
Списать текст, обозначить одушевленные и неодушевленные существительные.