kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: «Имя существительное»  Тема: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

Конспект урока русского языка в 5 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Набережночелнинская школа №69

для детей с ограниченными возможностями здоровья"








Раздел: «Имя существительное»

Тема: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»


Конспект урока русского языка в 5 классе









Акбирова Гульназ Табрисовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории









город Набережные Челны

2017 год 


Раздел: «Имя существительное».


Цель: познакомить учащихся с именем существительным как частью речи, его грамматическими признаками и правописанием.


Тема: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».


Цель: познакомить учащихся с делением существительных на одушевлённые и неодушевлённые.


Задачи урока:


  1. Образовательные:

дать представление о делении существительных на одушевлённые и неодушевлённые (категории «живое-неживое»); способствовать формированию умения распознавать одушевлённые и неодушевлённые существительные, сравнивать, анализировать, делать выводы.

  1. Коррекционно-развивающие:

работать над развитием и коррекцией внимания, мышления, памяти, речи, орфографической зоркости учащихся; обогащать их словарный запас.

  1. Воспитательные:

воспитывать интерес к изучению русского языка через красоту слова; поддерживать интерес к чтению художественной литературы.


Учебно-методическое обеспечение:

- компьютер, мультимедийный проектор, экран;

- презентация;

- раздаточный материал для:

• групповой работы (распечатка текста),

• индивидуальной работы (конверты с набором карточек – картинок);

- Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Русский язык. 5 класс». Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Рекомендовано МО и Н РФ – М.: «Просвещение», 2015.


Время реализации урока – 45 минут.


План комбинированного урока по ФГОС:

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  3. Актуализация знаний.

  4. Первичное усвоение новых знаний.

  5. Первичная проверка понимания.

  6. Первичное закрепление.

  7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

  8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  9. Рефлексия (подведение итогов занятия)


Ход урока:


  1. Организационный этап.


Приветствие учеников, настрой на работу.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


  1. Знакомство с темой урока, его целями. Запись темы в тетрадях. (Слайд 1)


- Тема урока «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». Сегодня мы с вами узнаем, какие существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными, будем учиться различать данные группы существительных и правильно их писать.



  1. Актуализация знаний.


- На прошлом уроке мы с вами начали изучать часть речи – имя существительное. Давайте вспомним определение имени существительного.

(Чтение правила на странице 102 учебника.)


Блиц-опрос.

(Если да, то ученики делают хлопок, если нет, то тишина.)

 Имя существительное – это часть речи.

 Имя существительное – это часть слова.

 Имя существительное обозначает предмет.

 Имя существительное обозначает признак предмета.

 Имя существительное отвечает на вопрос какой? или чей?

 Имя существительное отвечает на вопрос кто? или что?

 Имя существительное в предложении является подлежащим или второстепенным членом предложения.

- Молодцы, ребята.


  1. Первичное усвоение новых знаний.



  1. Зрительный диктант. (Слайды 2,4)


Запись предложения по памяти и последующая проверка:

Стоит ясный морозный день.



Через 15 секунд (Слайд 3).



  1. Синтаксический разбор предложения.


- О чем говорится в предложении? Задайте вопрос к этому слову. (О дне, что? значит, это подлежащее.)

- Что сказано о дне? Какое действие совершает день? Задайте вопрос к этому слову. (Стоит, что делает? это сказуемое.)

- Задайте вопросы к оставшимся словам. (Какой? это второстепенные члены предложения.)

- Слово «день» относится к категории «живое» или «неживое»? (Неживое.)

- Почему?


  1. Работа с учебником. (Стр. 103 упр. 164)


- Рассмотрите смешные рисунки. Кто на них изображён? Что ещё ты видишь на рисунках? Придумай маленькие рассказы к рисункам.

Грядка, собака, верёвка, коза, капута, хозяйка.

Лес, тропинка, лыжник, лыжи, заяц, лиса, сорока.

- Прочитай слова под рисунками. Поставь вопрос к каждому слову.

Запиши имена существительные и вопросы к ним.

Образец: Что? – грядка. Кто? – собака.


- Итак, перечислите слова, отвечающие на вопрос кто? Прочитайте слова, к которым вы задали вопрос что?


  1. Чтение правила на странице 104 учебника.


- Что обозначают существительные, которые отвечают на вопрос кто? (На вопрос кто? отвечают существительные, которые обозначают людей (лётчик), животных (волк), птиц (дятел), рыб (щука), насекомых (стрекоза) и других живых существ (улитка).)

- Как называются такие существительные? (Это одушевлённые существительные.) (Слайд 5)


- Что обозначают существительные, которые отвечают на вопрос что? (На вопрос что? отвечают существительные, которые обозначают растения (ромашка), явления природы (гроза), события (праздник), вещи (стол, плащ), предметы неживой природы (вода).

- Как называются такие существительные? (Это неодушевлённые существительные.)

(Слайд 6)


// Индивидуальное задание для учеников IV группы: работа в тетради по обводке букв, слогов, слов, текста; самостоятельное прописывание букв, слогов, слов.


  1. Физкультминутка. Гимнастика для глаз «Снежинка». (Слайды 7-10)



  1. Первичная проверка понимания.



  1. Лингвистический текст В. Бурмако (распечатка).



Предварительно задаётся проблемный вопрос: как различить одушевлённые и неодушевлённые существительные? (Слайд 11)



Слова-существительные делятся на два больших разряда: одушевлённые и неодушевлённые.

Почему одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? Потому что они обозначают живых существ. Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос что?, ведь это живая природа?!

Ответ следует искать в глубокой древности.

Наши далёкие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевлённым. Да и мы иногда задумываемся: микроб, бацилла – кто? или что?



- Так всё-таки как различить одушевлённые и неодушевлённые существительные?



  1. Физкультминутка.

- Я буду называть предметы. Если прозвучит слово, обозначающее живой предмет, вам надо присесть. Если услышите слово, которое обозначает неживой предмет, надо прыгнуть вверх.

Мама, машина, кошка, ручка, книга, комар, цветок, ученик.

- Отлично, молодцы, справились с заданием.



  1. Первичное закрепление.



  1. Работа с учебником. (Стр. 104 упр. 165)


Чтение задания учащимися «про себя», затем вслух; объяснение.

Прочитай ряды существительных. Объясни правописание гласных и согласных в корне однокоренных слов.

Мастер, м…стерица, м…стерок, подм…стерье.

Поез…ка, езда, поез…, ездок.

Гриб, гр…бник, гр…бок, гр…бница.

Скв…рец, скв…рчонок, скв…речня, скворушка.

Запиши существительные в два столбика. Вставь пропущенные орфограммы.

Одушевлённые Неодушевлённые

существительные существительные

(кто?) (что?)

Мастер, Мастерок…

мастерица,

подмастерье…

(Упражнение выполняется письменно, с комментированием; с написанием образца на доске.)


Вывод: Какие существительные относятся к одушевлённым, а какие к неодушевлённым? Приведите примеры.


// Индивидуальное задание для учеников IV группы: работа с набором карточек.

Ученик получает набор карточек-картинок с изображением «живых» и «неживых» предметов. Ему необходимо разложить их в две группы.


  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.



Выборочный диктант.

- Из названных одушевлённых и неодушевлённых имён существительных выписать только одушевлённые, то есть обозначающие живых существ.

- Например, собака.

Звезда, лес, мальчик, машина, сова, кошка, врач, стул, самолёт, лётчик.



Самопроверка работ и оценивание. (Слайд 12)







  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.



Домашнее задание (творческое, дифференцированное). (Слайд 13)

Задание по выбору:

• стр.105 упр.166, подобрать ряд одушевлённых и неодушевлённых существительных к каждому прилагательному и записать получившиеся словосочетания по образцу;

• стр.106 упр.167, опираясь на иллюстрацию, закончить предложения в тексте и записать получившийся текст;

• работа в тетради по обводке букв, слогов, слов, текста; самостоятельное прописывание букв, слогов, слов.



  1. Рефлексия (подведение итогов занятия).


- Ребята, чему вы учились на уроке?

- Какие группы существительных мы сегодня изучили?

(Одушевлённые и неодушевлённые существительные.)

- Какие существительные называются одушевлёнными, а какие - неодушевлёнными?

(Одушевлёнными называются существительные, отвечающие на вопрос кто? и обозначающие людей (лётчик), животных (волк), птиц (дятел), рыб (щука), насекомых (стрекоза) и других живых существ (улитка).

Неодушевлёнными называются существительные, отвечающие на вопрос что? и обозначающие растения (ромашка), явления природы (гроза), события (праздник), вещи (стол, плащ), предметы неживой природы (вода).)

- Приведите примеры.


Выставление и комментирование отметок.


11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

Автор: Акбирова Гульназ Табрисовна

Дата: 26.04.2017

Номер свидетельства: 411913

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока на тему "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-na-tiemu-imiena-sushchiestvitiel-nyie-odushievlionnyie-i-nieodushievlionnyie"
    ["file_id"] => string(6) "269407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450808979"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) ""Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые""
    ["seo_title"] => string(67) "imiena-sushchiestvitiel-nyie-odushievlionnyie-i-nieodushievlionnyie"
    ["file_id"] => string(6) "269408"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450809063"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс) "
    ["seo_title"] => string(139) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-imiena-sushchiestvitiel-nyie-odushievlionnyie-i-nieodushievlionnyie-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117619"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412856800"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Открытый урок на тему:"Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена  существительные""
    ["seo_title"] => string(117) "otkrytyi-urok-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie-odushievlionnyie-i-nieodushievlionnyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "309701"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458840404"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока на тему "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые" 3 класс"
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekturokanatiemuimienasushchiestvitielnyieodushievlionnyieinieodushievlionnyie3klass"
    ["file_id"] => string(6) "332157"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464850458"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства