Просмотр содержимого документа
««Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Набережночелнинская школа №69
для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: «Имя существительное»
Тема: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»
Конспект урока русского языка в 5 классе
Акбирова Гульназ Табрисовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
город Набережные Челны
2017 год
Раздел: «Имя существительное».
Цель: познакомить учащихся с именем существительным как частью речи, его грамматическими признаками и правописанием.
Тема: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».
Цель: познакомить учащихся с делением существительных на одушевлённые и неодушевлённые.
Задачи урока:
Образовательные:
дать представление о делении существительных на одушевлённые и неодушевлённые (категории «живое-неживое»); способствовать формированию умения распознавать одушевлённые и неодушевлённые существительные, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Коррекционно-развивающие:
работать над развитием и коррекцией внимания, мышления, памяти, речи, орфографической зоркости учащихся; обогащать их словарный запас.
Воспитательные:
воспитывать интерес к изучению русского языка через красоту слова; поддерживать интерес к чтению художественной литературы.
Учебно-методическое обеспечение:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- презентация;
- раздаточный материал для:
• групповой работы (распечатка текста),
• индивидуальной работы (конверты с набором карточек – картинок);
- Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Русский язык. 5 класс». Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Рекомендовано МО и Н РФ – М.: «Просвещение», 2015.
Время реализации урока – 45 минут.
План комбинированного урока по ФГОС:
Организационный этап.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Актуализация знаний.
Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания.
Первичное закрепление.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ход урока:
Организационный этап.
Приветствие учеников, настрой на работу.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Знакомство с темой урока, его целями. Запись темы в тетрадях. (Слайд 1)
- Тема урока «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». Сегодня мы с вами узнаем, какие существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными, будем учиться различать данные группы существительных и правильно их писать.
Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы с вами начали изучать часть речи – имя существительное. Давайте вспомним определение имени существительного.
(Чтение правила на странице 102 учебника.)
Блиц-опрос.
(Если да, то ученики делают хлопок, если нет, то тишина.)
Имя существительное – это часть речи.
Имя существительное – это часть слова.
Имя существительное обозначает предмет.
Имя существительное обозначает признак предмета.
Имя существительное отвечает на вопрос какой? или чей?
Имя существительное отвечает на вопрос кто? или что?
Имя существительное в предложении является подлежащим или второстепенным членом предложения.
- Молодцы, ребята.
Первичное усвоение новых знаний.
Зрительный диктант. (Слайды 2,4)
Запись предложения по памяти и последующая проверка:
Стоит ясный морозный день.
Через 15 секунд (Слайд 3).
Синтаксический разбор предложения.
- О чем говорится в предложении? Задайте вопрос к этому слову. (О дне, что? значит, это подлежащее.)
- Что сказано о дне? Какое действие совершает день? Задайте вопрос к этому слову. (Стоит, что делает? это сказуемое.)
- Задайте вопросы к оставшимся словам. (Какой? это второстепенные члены предложения.)
- Слово «день» относится к категории «живое» или «неживое»? (Неживое.)
- Почему?
Работа с учебником. (Стр. 103 упр. 164)
- Рассмотрите смешные рисунки. Кто на них изображён? Что ещё ты видишь на рисунках? Придумай маленькие рассказы к рисункам.
Грядка, собака, верёвка, коза, капута, хозяйка.
Лес, тропинка, лыжник, лыжи, заяц, лиса, сорока.
- Прочитай слова под рисунками. Поставь вопрос к каждому слову.
Запиши имена существительные и вопросы к ним.
Образец: Что? – грядка. Кто? – собака.
- Итак, перечислите слова, отвечающие на вопрос кто? Прочитайте слова, к которым вы задали вопрос что?
Чтение правила на странице 104 учебника.
- Что обозначают существительные, которые отвечают на вопрос кто? (На вопрос кто? отвечают существительные, которые обозначают людей (лётчик), животных (волк), птиц (дятел), рыб (щука), насекомых (стрекоза) и других живых существ (улитка).)
- Как называются такие существительные? (Это одушевлённые существительные.) (Слайд 5)
- Что обозначают существительные, которые отвечают на вопрос что? (На вопрос что? отвечают существительные, которые обозначают растения (ромашка), явления природы (гроза), события (праздник), вещи (стол, плащ), предметы неживой природы (вода).
- Как называются такие существительные? (Это неодушевлённые существительные.)
(Слайд 6)
// Индивидуальное задание для учеников IV группы: работа в тетради по обводке букв, слогов, слов, текста; самостоятельное прописывание букв, слогов, слов.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз «Снежинка». (Слайды 7-10)
Первичная проверка понимания.
Лингвистический текст В. Бурмако (распечатка).
Предварительно задаётся проблемный вопрос: как различить одушевлённые и неодушевлённые существительные? (Слайд 11)
Слова-существительные делятся на два больших разряда: одушевлённые и неодушевлённые.
Почему одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? Потому что они обозначают живых существ. Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос что?, ведь это живая природа?!
Ответ следует искать в глубокой древности.
Наши далёкие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевлённым. Да и мы иногда задумываемся: микроб, бацилла – кто? или что?
- Так всё-таки как различить одушевлённые и неодушевлённые существительные?
Физкультминутка.
- Я буду называть предметы. Если прозвучит слово, обозначающее живой предмет, вам надо присесть. Если услышите слово, которое обозначает неживой предмет, надо прыгнуть вверх.
• стр.105 упр.166, подобрать ряд одушевлённых и неодушевлённых существительных к каждому прилагательному и записать получившиеся словосочетания по образцу;
• стр.106 упр.167, опираясь на иллюстрацию, закончить предложения в тексте и записать получившийся текст;
• работа в тетради по обводке букв, слогов, слов, текста; самостоятельное прописывание букв, слогов, слов.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
- Ребята, чему вы учились на уроке?
- Какие группы существительных мы сегодня изучили?
(Одушевлённые и неодушевлённые существительные.)
- Какие существительные называются одушевлёнными, а какие - неодушевлёнными?
(Одушевлёнными называются существительные, отвечающие на вопрос кто? и обозначающие людей (лётчик), животных (волк), птиц (дятел), рыб (щука), насекомых (стрекоза) и других живых существ (улитка).
Неодушевлёнными называются существительные, отвечающие на вопрос что? и обозначающие растения (ромашка), явления природы (гроза), события (праздник), вещи (стол, плащ), предметы неживой природы (вода).)