Учитель: Ермоленко А.Ф.
Предмет: русский язык
Класс:2
(учебник русского языка С. А. Никитина,Л.П.Якунина,Р.Т.Мендекинова, Алматы, «Атамура 2013».).
Тема : Имя прилагательное как часть речи.
Цель: познакомить с существенными признаками имени прилагательного как
части речи; развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;
воспитывать любовь к природе, заботливого отношения к птицам.
Задачи:
1. дать понятие об имени прилагательном; научить находить
прилагательные в речи;
2. формировать умение распознавать роль прилагательных в речи;
3. воспитывать умение чувствовать: понимать и любить красоту родной природы;
пробудить интерес к урокам русского языка.
Продолжительность: 45мин.
КГУ «СШ им. Комарова»
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: Предметные картинки, компьютер, сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 2 класса.
Ход урока.
1.Психологический настрой.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. (Появляется картинка «Солнышко»)
2.Минутка чистописания.
Загадка.
- Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов? (Птицы).
- Сегодня, на этом уроке
Мы много узнаем, поймём.
Помогут нам в этом птицы.
Мы их на урок позовём.
- Перед вами слова:
Ястре…, лебе…ь, голу…ь, дроз….
- Какие буквы пропущены в словах? Объясните, почему. (Подбирают проверочные слова к пропущенным парным согласным на конце).
Именно эти буквы мы и повторим сегодня. (На доске: Б-П,Д-Т,З-С).
Чередуем написание данных букв отдельно и в соединении.
- А теперь запишите красиво слова( под диктовку: ястреб, лебедь, голубь, дрозд), в которых встречаются эти буквы. Какой частью речи являются эти слова? ( имя существительное). Одушевлённые это имена существительные или нет. Почему? ( они обозначают птиц).
3. Работа над предложением.
-Кто такие птицы?
- Каких птиц вы знаете?
- Чем питаются птицы?
Все ли птицы улетают в тёплые края? Какие не улетают? Почему?
- Действительно, эти птицы не боятся морозов, еду умудряются найти даже зимой. Но всё-таки птичкам зимой очень тяжело. Из десяти только одна или две доживают до весны. Вот тут –то на помощь им приходит человек. Как мы можем помочь птицам зимой?
- Перед вами деформированное предложение, которое мы должны восстановить и записать красиво
К, прилетели, кормушке, снегири, и, суетливые, красногрудые, синички. (Звуки синички).
- Запишите это предложение, подчеркните главные члены и укажите, какими частями речи они выражены. Один ученик выполняет задание на планшете, остальные в тетрадях.(Проверка на экране).
- А почему зимой птичкам требуется больше заботы и внимания от нас? (холодно, голодно, меньше корма). Звуки песни синички.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз,
К своему окну.
Чтоб без песен
не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин
4. Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи.
Непоседа …,
Птица …,
Птица …,
Самая ….
- Можем ли мы догадаться, о какой птичке идёт речь? Почему? (Это сделать трудно, не указаны признаки).
- Давайте попробуем вставить пропущенные слова: ( пёстрая, длиннохвостая, говорливая, болтливая).
- О какой птице идёт речь? (сорока). Что помогло нам угадать? На какой вопрос отвечают слова, которые помогли угадать птицу? Какой частью речи они являются? (имя прилагательное). А что обозначают эти слова? (признак предмета)
Составляем кластер.Имя прилагательное-признак предмета-какой?какая?какое?какие?
Вывод: Имя прилагательное отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? и обозначают признак предмета.
(Запись загадки и отгадки самостоятельно. Подчёркивание имён прилагательных коллективно, с объяснением и вопросами).
5.Разминка для глаз.
6. Работа с учебником. (С. 167 № №474).
1) Анализ упражнения
2). Работа у доски
3)Вывод.
6. № 476 письменно у доски.
7
Физминутка «Стая птиц летит на юг»
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)
8.Связь имён прилагательных с именами существительными.
Имена прилагательные могут обозначать различные признаки предметов. Рассмотрим примеры с 168 № 478
Прилагательное может указывать на разные признаки. ) дятел чёрный
заяц трусливый
стрекоза голубая
- Составьте словосочетания, запишите, подчеркните имена прилагательные волнистой линией. С какой частью речи связаны имена прилагательные? На какие признаки указывают?
9. Домашнее задание.
С.169.упр. 480 , правило с 166.
11.Рефлексия. Итог урока.
- Сегодня на уроке мы познакомились…
- Мне было трудно …
- Я сомневался…
- Мне понравилось…
- Я доволен …
12.Оценивание учащихся.
Мы хотим, чтоб птицы пели!
Чтобы были голубыми небеса!
Чтобы речка серебрилась, чтобы белочка резвилась!
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела!
А для этого нам нужно хорошо учиться!