Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Я вижу Мы видим Ты видишь Вы видите Он видит Они видят Слайд 19 Слайд 20 Непроверяемые гласные в суффиксах глаголов прошедшего времени» Лёгкое правило! Неопределённая форма Прошедшее время учИть учИл видЕть видЕл закончИть закончИл Слайд 21 | I. Предлагает начать работу с выполнения задания по орфоэпии. - К сожалению, мы не часто слышим речь, в которой соблюдаются орфоэпические нормы. Задание, которое мы будем выполнять, позволит повысить уровень речевой культуры. Задание Прочитать текст, соблюдая орфоэпические нормы. Включает презентацию, на интерактивную доску проецирует слайды: 6, 7, 8 (приложение 1). Расставляет ударение в словах, при произношении которых учащиеся допускают ошибки (возможности интерактивной доски учащимся известны). Задание Расставить ударение в глаголах. Провести самопроверку. Включает презентацию, на интерактивную доску проецирует слайд 9 (приложение 1). Вызывает учащегося к доске, просит выполнить задание. В случае затруднения или неправильного выполнения задания предлагает учащимся включиться в работу, предложить вариант ответа. После выполнения задания предлагает осуществить самопроверку, используя подсказку - приём «скрытого текста» (возможности интерактивной доски учащимся известны). Благодарит за работу. Рефлексия Просит проанализировать, сделать вывод после данного вида деятельности. - Чему задание помогает учиться? - Что было трудно? - Что было легко? - Что новое узнал? II. Предлагает продолжить работу по реализации плана урока. Повторение орфограммы «Не с глаголами». 1. Предлагает послушать грустную историю «Сила любви». Включает презентацию, на интерактивную доску проецирует поочерёдно слайды: 10, 11, 12, 13, 14 (приложение 1). Грустная история «Сила любви» Грустную и упрямую частицу – НЕ - полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. –НЕ- постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю». Частица –НЕ- никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды –НЕ- говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь и привезёшь мне прекрасную розу, выращенную Маленьким принцем». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям, учебникам, произведениям. Когда же он возвратился после долгой разлуке к своей возлюбленной, она, всё же скучая по нему, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может. 2. Задание - На основании этой грустной истории сформулируйте правило о правописании –НЕ- с глаголами. Включает презентацию, на интерактивную доску проецирует слайд 15(приложение 1). Предлагает углубить знания по теме, знакомя учащихся со следующим правилом: Пишутся слитно глаголы с составной приставкой – недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия ( приставка эта по значению антонимична -пере- ) недосолить – пересолить, недооценить- переоценить, недоварить – переварить, недовесить- перевесить, недогрузить –перегрузить, недоедать – переедать 3. Предлагает закрепить изученное правило. Включает презентацию, на интерактивную доску проецирует слайд 16 (приложение 1). Задание Определить, как пишутся глаголы с частицей –НЕ-. Распределить глаголы по столбикам. Задание предлагается выполнить по вариантам. Предлагает учащимся сверить написанное с выполненной работой учащихся у доски. Проводит беседу с учащимися анализирующего характера: - Какие другие, знакомые вам, орфограммы вы увидели в записанных словах? - Расскажите о правописании мягкого знака после шипящих в глаголах. - Расскажите о правописании букв Е и И в корнях с чередованием, приведите примеры. Предлагает выполнить упражнение 463 Задание Найдите в тексте слова на данные орфограммы и объясните правописание глаголов. Рефлексия Просит проанализировать, сделать вывод после данного вида деятельности. -Какие правила правописания глагола повторили, закрепили? - Что было трудно? - Что было легко? - Что новое узнал? - Было ли затруднение при написании личных окончаний глаголов? III. Предлагает продолжить работу по реализации плана урока. Повторение орфограммы «Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения». 1. Включает презентацию, на интерактивную доску проецирует слайд 17 (приложение 1). Задание - Расскажите, как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием (используя опорную карточку). 2. Предлагает особое внимание обратить на глаголы-исключения. С этой целью предлагает вспомнить рифмовку о правописании глаголов II спряжения. Рифмовка Глаголы неопределённой формы на – ИТЬ Ко второму спряжению нужно, друзья, относить. Не забудьте в это спряженье включить исключенья: Гнать, держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, Ненавидеть; И зависеть и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя. В этих глаголах мы пишем лишь И, Вот как мы пишем, сюда посмотри: Я вижу Мы видим Ты видишь Вы видите Он видит Они видят 3. Предлагает закрепить правило. Включает презентацию, на интерактивную доску проецирует слайд 19 (приложение 1). Задание: - Определить спряжение глаголов, записать глаголы во 2 лице ед. ч. Наблюдает за деятельностью учащихся, контролирует правильность выполнения. Рефлексия Просит проанализировать, сделать вывод после данного вида деятельности. -Какое правило правописания глагола повторили, закрепили? - Что было трудно? - Что было легко? - Что новое узнал? IY. Предлагает продолжить работу по реализации плана урока. Повторение орфограммы «Непроверяемые гласные в суффиксах глаголов прошедшего времени». Включает презентацию, на интерактивную доску проецирует слайд 20 (приложение 1). 1. Задание - Скажите, почему я написала Лёгкое правило! Аргументируйте свой ответ 2. Предлагает на практике проверить данный тезис и убедиться в правильности или опровергнуть его. Включает презентацию, на интерактивную доску проецирует слайд 21 (приложение 1). Задание -Образуйте глаголы прошедшего времени, обозначьте орфограммы На примере одного глагола показывает образец выполнения задания. Предлагает выполнить задание самостоятельно. Наблюдает за работой учащихся. Предлагает осуществить взаимопроверку. Рефлексия Просит проанализировать, сделать вывод после данного вида деятельности. -Согласны ли вы с моим утверждением или нет? - Выберите для себя утверждение: «Я хорошо знаю это правило и успешно его применяю». «Я повторил и закрепил это правило, теперь буду успешно его применять» | Читают тексты, представленные на слайдах 6-8, соблюдая орфоэпические нормы. Исправляют ошибки, произнося правильно слова. Учащийся выходит к доске, расставляет ударение в глаголах. Осуществляет самопроверку (сличение с образцом). Анализируют свою деятельность и уровень знаний по теме. Аргументируют свои ответы. Слушают историю о Частице -НЕ - и Глаголе, сопровождаемую показом слайдов. Формулируют правило о правописании –НЕ- с глаголами: ПРАВИЛО: - отрицание не с глаголами (в личной форме и инфинитиве) пишется раздельно; - пишутся слитно с не глаголы, которые без –не- не употребляются (негодовать, недоумевать, несдобровать, невзлюбить, нездоровится (глагол здоровится имеет устарелый и разговорный характер и употребляется редко: Как вам здоровится? Не очень здоровится.), но не поздоровится. 2 учащихся поочерёдно выходят к доске и перемещают слова в соответствующие столбики. Остальные работают в тетрадях. Проверяют написанное, сличая с выполненной работой у доски. Отвечают на вопросы учителя: - Мягкий знак после шипящих в глаголах; - Буквы Е и И в корнях с чередованием. Формулируют правило правописания, приводят примеры (вытирать, убирать, замереть, запирать, блестеть, сжигать) Устно выполняют задание, называют слова, аргументируя выбор, объясняют правописание глаголов. Отвечают на вопросы, анализируя знания по темам, которые повторили. Используя алгоритм, представленный на слайде 17, рассказывают о правописании глаголов с безударным личным окончанием. Слушают рифмовку, вслух произносят слова-исключения. Работают, выполняя задание в тетрадях. Поочерёдно выходят к доске, записывают спряжение глаголов, образовывают глаголы 2 лица ед. числа и записывают их, обозначая орфограмму «Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах». Отвечают на вопросы, анализируя знания по теме, которую повторили. Отвечают на вопрос, выдвигая различные версии, аргументируя свою точку зрения. Самостоятельно по образцу выполняют задание. Осуществляют взаимопроверку, работая в парах. Отвечают на вопросы, индивидуально анализируя знания по теме, которую повторили. |