Конспект урока на тему: "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"
Конспект урока на тему: "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"
Конспект урока построен на основе технологии разноуровневого обучения и содержит задания для трёх уровней: А (слабый), В (средний), С (сильный). Разработка урока посвящена фразеологизмам и источникам их происхождения.
Цели урока:
дать представление учащимся о фразеологизмах;
познакомить учащихся с источниками происхождения фразеологизмов;
развивать умение пользоваться словарем;
развивать умение употреблять фразеологизмы в речи;
воспитывать интерес к русскому языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Название модуля: «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов».
2. Интегрирующая дидактическая цель: сформировать представление учащихся о фразеологизмах и источниках их появления.
3. Целевой план действий для учащихся:
дать представление учащимся о фразеологизмах;
познакомить учащихся с источниками происхождения фразеологизмов;
развивать умение пользоваться словарем;
развивать умение употреблять фразеологизмы в речи;
воспитывать интерес к русскому языку.
4. Банк информации: а) входной контроль.
Уровень А.
Что такое синонимы, антонимы, омонимы? (Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Антонимы — слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Омонимы — это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
Альтернативный вопрос. Что такое слово? Что такое лексическое значение слова? (Слово — значимая единица языка, которая служит для наименования предметов, признаков, действий, количества. Лексическое значение — это то, что обозначает слово).
Уровень В.
1. Чем диалектизмы отличаются от профессионализмов и жаргонизмов? (Диалектизмы, профессионализмы и жаргонизмы — все относится к необщеупотребительной лексике, т. е. использование их ограничено определенной областью употрбления. Диалектизмы — слова употребляемые только жителями той или иной области. Профессионализмы — слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии.Жаргонизмы — слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой.
Альтернативный вопрос: задание уровня А.
Уровень С.
Чем архаизмы отличаются от историзмов? (Архаизмы и историзмы — это устаревшие слова слова, вышедшие из активного употребления. Историзмы — слова, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений (например, кафтан, веретено). Архаизмы — слова, вышедшие из активного употребления в силу того, что были вытеснены словами более точными и удобными (например, чело — лоб, уста — губы)).
Альтернативный вопрос: задание уровня В.
б) объяснение нового материала (адаптировано для всех уровней).
Фразеология — раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.
Фразеологизмы — это устойчивые сочетание слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.
Значение фразеологизмов разъясняется как в толковых словарях (там они обозначаются ◊), так и в специальных фразеологических словарях.
Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и в художественных произведениях. Они придают речи выразительность.
Источники фразеологизмов
По происхождению одни фразеологизмы являются собственно русскими, другие — заимствованными.
Собственно русские фразеологизмы связаны с историей нашей Родины, с работой наших предков, с их обычаями, например: задать трепака, как у Христа за пазухой, один как перст. Многие возникли из пословиц: собаку съел, стреляный воробей; художественных произведений: медвежья услуга, как белка в колесе.
Фразеологизмы заимствовались также из древнеславянского языка: фома неверующий, манна небесная; из мифов разных народов: ахиллесова пята, авгиевы конюшни.
Примечание. Теоретическая информация представлена также в виде слайдовой презентации.
Методический комментарий для учащихся: даны картинки, подберите к каждой из них соответствующий фразеологизм. В случае затруднения используйте слова для справок. Объясните значение фразеологизмов.
1
2 3
4
5
Слова для справок: заблудшая овечка; не разлей вода; как с гуся вода; крокодиловы слезы; перемывать кости.
Ответ. 1 — как с гуся вода (не реагировать на замечания и упреки); 2 — не разлей вода (о неразлучных друзьях); 3 — перемывать кости (злословить, сплетничать); 4 — заблудшая овечка (человек, сбившийся с верного жизненного пути); 5 — крокодиловы слезы (неискренние сожаления, притворное сочувствие).
Методический комментарий для учащихся: перед вами фразеологизмы, замените каждый фразеологизм одним словом (словосочетанием). В случае затруднения используйте слова для справок. С одним из фразеологизмов составьте предложение.
Делать из мухи слона.
Кровь с молоком.
Как две капли воды.
Бить баклуши.
Семи пядей во лбу.
Зарубить на носу.
Куры не клюют.
Слова для справок: запомнить, одинаковые, преувеличивать, очень умный, очень много, здоровый, бездельничать.
Ответ. 1. Преувеличивать. 2. Здоровый. 3. Одинаковые. 4. Бездельничать. 5. Очень умный. 6. Запомнить. 7. Очень много.
Задание 3.
Цель: совершенствовать навык подбора синонимов.
Методический комментарий для учащихся: установите соответствие между фразеологизмами из правого и левого столбика. Подберите к каждому фразеологизму синоним.
1. Хоть пруд пруди.
А. Как гром среди ясного неба.
2. Кто во что горазд.
Б. Куда глаза глядят.
3. Как снег на голову.
В. Кто в лес, кто по дрова.
4. Ни рыба ни мясо.
Г. В двух шагах.
5. Рукой подать.
Д. Куры не клюют.
6. Куда ноги несут.
Е. Ни то ни сё.
Ответ. 1Д, 2В, 3А, 4Е, 5Г, 6Б.
Задание 4.
Цель: совершенствовать навык подбора антонимов.
Методический комментарий для учащихся: установите соответствие между фразеологизмами из правого и левого столбика. Подберите к каждому фразеологизму антоним.
1. Рукой подать.
А. Грош цена.
2. На вес золота.
Б. Как кошка с собакой.
3. В час по чайной ложке.
В. Молоко на губах не обсохло.
4. Песок сыплется.
Г. Одержать победу.
5. Душа в душу.
Д. У черта на куличках.
6. Потерпеть фиаско.
Е. На всех парах.
Ответ. 1Д, 2А, 3Е, 4В, 5Б, 6Г.
Задание 5.
Цель: развивать умение определять значение фразеологизмов; развивать творческие способности учащихся.
Методический комментарий для учащихся: прочитайте фразеологизмы, распределите их на три группы по значения: 1) «бездельничать»; 2) «обманывать»; 3) «быстро». Составьте с фразеологизмов из каждой колонки по одному предложению (всего 3 предложения).
Сломя голову, сидеть сложа руки, во все лопатки, водить за нос, втирать очки, бить баклуши, во весь дух, вводить в заблуждение, со всех ног, высунув язык.
«Бездельничать»
«Обманывать»
«Быстро»
Ответ.
«Бездельничать»
«Обманывать»
«Быстро»
Сидеть сложа руки, бить баклуши.
Водить за нос, втирать очки, вводить в заблуждение.
Сломя голову, во все лопатки, во весь дух, со всех ног, высунув язык.
Методический комментарий для учащихся: даны картинки, завершите фразеологизмы. Объясните значение фразеологизмов.
1
Язык ... 2 Проще …. 3 Плясать под …
4 Ход ….
5 Ломать ….
Ответ. 1 — язык заплетается (о том, кто говорит невнятно); 2 — проще пареной репы (очень просто, пара пустяков); 3 — плясать под чужую дудку (безоговорочно подчиняться кому-то); 4 — ход конем (хорошо продуманный шаг, неожиданный для противника); 5 — ломать копья (бороться за что-то, с жаром спорить о чем-то).
Методический комментарий для учащихся: перед вами фразеологизмы, замените каждый фразеологизм одним словом (словосочетанием). С одним из фразеологизмов составьте предложение.
1. Зеница ока.
2. Скрепя сердце.
3. Морочить голову.
4. Кожа да кости.
5. Бить ключом.
6. Как белка в колесе.
Ответ. 1. Самое важное. 2. Нехотя, против своей воли делать что-либо. 3. Отвлекать от основного пустыми разговорами. 4. Очень худой. 5. Активно, энергично проявлять себя. 6. Быть в постоянных заботах, хлопотах.
Задание 3.
Цель: совершенствовать навык подбора синонимов.
Методический комментарий для учащихся: установите соответствие между фразеологизмами из правого и левого столбика. Подберите к каждому фразеологизму синоним.
1. С пустыми руками.
А. Приводить в бешенство.
2. Ни кровинки в лице.
Б. Не покладая рук.
3. Доводить до белого каления.
В. Несолоно хлебавши.
4. Засучив рукава.
Г. Вешать нос.
5. Пасть духом.
Д. На ладан дышит.
6. Еле-еле душа в теле.
Е. Как мел.
Ответ. 1В, 2Е, 3А, 4Б, 5Г, 6Д.
Задание 4.
Цель: совершенствовать навык подбора антонимов.
Методический комментарий для учащихся: установите соответствие между фразеологизмами из правого и левого столбика. Подберите к каждому фразеологизму антоним.
1. Гол как сокол.
А. Из рук валится.
2. Верста коломенская.
Б. Ума палата.
3. В руках горит.
В. Денег куры не клюют.
4. Без царя в голове.
Г. Сто лет в обед.
5. Появиться на свет.
Д. Мужичок с ноготок.
6. Без году неделя.
Е. Уйти в мир иной.
Ответ. 1В, 2Д, 3А, 4Б, 5Е, 6Г.
Задание 5.
Цель: развивать умение находить фразеологизмы в текстах; развивать творческие способности учащихся.
Методический комментарий для учащихся: прочитайте текст. Найдите и выпишите из него 10 фразеологизмов. Составьте с 2 из них предложения.
Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
Отдай!
Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
Я машину чиню.
А бабушка:
Всему своё время.
Зачем молоток унесла?
Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
Не все: мы не спим.
Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал: «Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка». А бабушка говорит: «Кашу маслом не испортишь».
Ответ. Кашу маслом не испортишь; как об стенку горох; хоть кол на голове теши; сказано – сделано; не видать как своих ушей; всему своё время; ему про Ерёму, а он про Фому; как с Луны свалился; русским языком сказано; воду в ступе толочь.
Методический комментарий для учащихся: даны картинки, подберите к ним соответствующие фразеологизмы. Объясните значение фразеологизмов. Составьте с ними предложения.
1 2 3
4 5
Ответ. 1 — как за каменной стеной (под надежной защитой); 2 — проглотить пилюлю (молча, терпеливо снести обиду, оскорбление); 3 — держать камень за пазухой (затаить зло на кого-либо); 4 — спустя рукава/засучив рукава (работать кое-как, без особого усердия и старательности / работать хорошо, старательно); 5 — играть в кошки-мышки (подвергать себя излишнему риску, поступать неосмотрительно).
Методический комментарий для учащихся: перед вами фразеологизмы, замените каждый фразеологизм одним словом (словосочетанием). С двумя из фразеологизмов составьте предложение.
Палец опалец не ударит.
Взять голыми руками.
Делать из мухи слона.
Вывести на чистую воду.
Бросать слова на ветер.
Ждать у моря погоды.
Ответ. 1. Ничего не делать. 2. Захватить, завладеть чем-либо без особых усилий. 3. Преувеличивать. 4. Разоблачить. 5. Говорить необдуманно. 6. Бездействовать, напрасно надеяться на что-либо.
Задание 3.
Цель: совершенствовать навык подбора синонимов, развивать навык употребления фразеологизмов в речи, развивать творческие способности учащихся.
Методический комментарий для учащихся: подберите к каждому фразеологизму фразеологизм-синоним. Составьте с двумя фразеологизмами предложения.
Ахиллесова пята.
У черта на куличках.
Раз-два о обчелся.
Что есть духу.
Спрятать концы в воду.
Не успел оглянуться.
Возможный ответ. 1. Больное место. 2. За тридевять земель. 3. Кот наплакал. 4. Сломя голову, во все лопатки, только пятки засверкали. 5. Заметать следы. 6. В один миг, не успел глазом моргнуть.
Задание 4.
Цель: совершенствовать навык подбора антонимов, развивать навык употребления фразеологизмов в речи, развивать творческие способности учащихся.
Методический комментарий для учащихся: подберите к каждому фразеологизму фразеологизм-антоним. Составьте с двумя фразеологизмами предложения.
Рукой подать.
Заварить кашу.
Чуть свет.
Воспрянуть духом.
Не зги не видно.
Жить своим горбом.
Возможный ответ. 1. За семь верст, за тридевять земель. 2. Расхлебывать кашу. 3. На ночь глядя. 4. Повесить нос. 5. Хоть иголки собирай. 6. Сидеть сложа руки, сидеть на шее.
Задание 5.
Цель: развивать умение использовать фразеологизмы в речи; развивать творческие способности учащихся.
Методический комментарий для учащихся: прочитайте фразеологизмы. Составьте с ними небольшой связный текст, озаглавьте его.
Пальчики оближешь; развесить уши; потерять голову; собаку съесть; одним духом; морочить голову; плакать в три ручья; быть не в своей тарелке; ни в сказке сказать, ни пером описать.
Возможный ответ.
Попались на удочку.
Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём, да поёдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел».
Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому – нибудь морочит голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
5. Выходной контроль.
Уровень А.
1. Найдите верное определение фразеологизмов.
а) устойчивые словосочетания;
б) устойчивые сочетание слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению;
в) устойчивые предложения, равные по значению либо одному слову, либо словосочетанию;
г) сочетания слов равные по значению слову.
Установите соответствие.
1. Галопом по европам.
А. Точь-в-точь.
2. Тяп-ляп.
Б. Наугад.
3. Попасть пальцем в небе.
В. Наспех.
4. Тютелька в тютельку.
Г. Недалеко.
5. От чистого сердца.
Д. Небрежно.
6. Не за горами.
Е. Искренне.
3. Найдите синонимы к фразеологизмам из правой колонки в левой.
1. Между молотом и наковальней.
А. Мурашки бегают по коже.
2. Нести вздор.
Б. С гулькин нос.
3. Мороз по коже дерёт.
В. Нести околесицу.
4. Кот наплакал.
Г. Держать язык за зубами.
5. Прикусить язык.
Д. Меж двух огней.
4. Найдите антонимы к фразеологизмам из правой колонки в левой.
1. Непочатый край.
А. Рта не закрывает.
2. Мухи не обидит.
Б. Раз-два и обчелся.
3. Слова не вытянешь.
В. Брать быка за рога.
4. Дать маху.
Г. Пальца в рот не клади.
5. Ходить вокруг да около.
Д. Попасть в точку.
5. Как обозначаются фразеологизмы в толковом словаре?
б) устойчивые сочетание слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению;
в) устойчивые предложения, равные по значению либо одному слову, либо словосочетанию;
г) сочетания слов равные по значению слову.
2. Установите соответствие.
1. Галопом по европам.
А. Точь-в-точь.
2. Тяп-ляп.
Б. Наугад.
3. Попасть пальцем в небе.
В. Наспех.
4. Тютелька в тютельку.
Г. Недалеко.
5. От чистого сердца.
Д. Небрежно.
6. Не за горами.
Е. Искренне.
3. Найдите синонимы к фразеологизмам из правой колонки в левой.
1. Между молотом и наковальней.
А. Мурашки бегают по коже.
2. Нести вздор.
Б. С гулькин нос.
3. Мороз по коже дерёт.
В. Нести околесицу.
4. Кот наплакал.
Г. Держать язык за зубами.
5. Прикусить язык.
Д. Меж двух огней.
4. Найдите антонимы к фразеологизмам из правой колонки в левой.
1. Непочатый край.
А. Рта не закрывает.
2. Мухи не обидит.
Б. Раз-два и обчелся.
3. Слова не вытянешь.
В. Брать быка за рога.
4. Дать маху.
Г. Пальца в рот не клади.
5. Ходить вокруг да около.
Д. Попасть в точку.
5. Как обозначаются фразеологизмы в толковом словаре?
а) ◌;
б) ∆;
в) ;
г) ◊;
д) Ω;
е) ⌂.
Выпишите фразеологизмы со значением «быстро».
а) сломя голову;
б) как снег на голову;
в) что есть мочи;
г) во весь дух;
д) отливать пули;
е) как пуля.
Посчитайте сколько фразеологизмов в данном тексте?
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря.
Дома он палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не стыдили вернувшиеся с работы родители, что ему не говорили, а ему все нипочем. Я давно бы сквозь землю провалился, и мучили бы меня угрызения совести. А ему все равно. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число…
а) 10;
б) 12;
в) 14;
г) 16;
д) 18.
Ответы. 1 – б. 2 – 1В, 2Д, 3Б, 4А, 5Е, 6Г. 3 – 1Д, 2В, 3А, 4Б, 5Г. 4 – 1Б, 2Г, 3А, 4Д, 5В. 5 – г. 6 – а, б, г, е. 7 – в.
Оценка результатов.
Уровень А. Правильно 5 ответов – «5»; 4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».
Уровень В. Правильно 6 ответов – «5»; 5-4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».
Уровень С. Правильно 7 ответов – «5»; 6-5 ответа – «4»; 4-2 ответа – «3».