kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему Фразеологизмы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Фразеологизмы

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи; развивать критическое  мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие  самооценки; воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать  навыки сотрудничества, умение работать в группах

Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная учебная работа,  учебно – исследовательская деятельность,  контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.

Применяемые модули: Новые подходы в преподавании, ИКТ, оценивание, развитие критического мышления, работа с одаренными детьми, разновозрастные особенности учащихся, управление и лидерство

Тип урока: комбинированный

Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ.

Ожидаемый результат:  теоретик и практик – вот те роли, которые позволят ученику перейти от уровня «я — ученик» к уровню «я – исследователь».

                                                             Ход урока

  1. .Орг. момент
  2. . Создание психологического настроя.

-Наша матушка - земля сейчас в золотом наряде. Осенью бывает

самое красивое  явление природы – листопад. Давайте и в классе устроим листопад. Сядем за парты так тихо, как падает осенний листок.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти

Видео ролик

Слайд 2 

          III. Деление на группы.

      - Что осенью происходит?  Посмотрите, ребята, на дерево.

И сейчас мы с вами соберем урожай. Тем самым разделимся на группы. Сорвите с яблони понравившееся яблоко, на обратной стороне яблока есть цифра, соответствующая работе в группе

        IV. Постановка проблемы и задач урока       

 - Начинаем работать. Заруби себе на носу: сегодня тебе придется работать, засучив рукава. В случае временной неудачи не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. Ручаюсь, в конечном счете, ждет тебя успех!

Мое приветствие вас удивило? Вы, наверное, заметили, что в русском языке, да и в казахском тоже есть сочетания слов, которые помогают нам выражать свои чувства, эмоции, отношение к происходящему, делают нашу речь ярче и выразительнее. Например, когда человек достиг цели – говорим, «покорил вершину»;  когда плохо работает – «работал спустя рукава»; работает хорошо – «работает, засучив рукава»; когда ничего не делает – «сидит, сложа руки»

- Как называются эти выражения? (Фразеологизмы)

Запись даты и темы урока в тетрадь

-Работая в группах, сегодня тайм спикеры будут оценивать каждого в своей группе

На парте лист оценивания. Оценивать будете по 5 балльной системе с помощью фразеологизмов.

V.Исследовательский этап урока

Цель работы: выявить отличия фразеологизмов от свободных словосочетаний; вывести определение фразеологизмов.

Чтобы   умело использовать фразеологизмы в речи, нужно хорошо знать, что это такое.

Как рождаются фразеологизмы.

 Живут-поживают слова, ими постоянно пользуются люди в своей речи. В какой-то момент слова сливаются в неделимые сочетания-фразеологизмы

В русском языке существуют  слова, например: за, пояс, заткнуть. Они  могут употребляться в составе  свободных сочетаний слов, например: заткнуть рот, завязать пояс и т.д. Но только выражение заткнуть за пояс является фразеологизмом со значением:   превзойти кого-либо в чём-либо.

Значит, фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Состоят из двух и более слов.

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.

 Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).

 Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Теперь мы с уверенностью можем сказать, что каждый фразеологизм имеет свой смысл и историю возникновения.

Опережающее задание

Учащиеся рассказывают об истории возникновения фразеологизмов

Спустя рукава.

Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда засучив рукава – значит, усердно принявшись за дело.         После работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит небрежно, кое – как.

Время истекло.

Почти три тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы, Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло.

Отсюда же произошли выражения: сколько воды утекло с тех пор (как давно это было, текущий год).

 

VI.Закрепление

1 задание

- Попробуем свои силы в первом испытании

Задание  учебника  упр

2 задание

Фразеологический зверинец

Ну а сейчас мы обязательно посетим фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов, чтобы продолжить свой путь дальше.

 Хитёр как лиса

 Труслив как заяц

 Голоден как волк

 Здоров как бык

 Изворотлив как уж

 Надут как индюк

 Нем как рыба

 Грязный как свинья

 Упрям как осёл

 Болтлив как сорока

 Колючий как ёжи.

 

 

VII.Физкультминутка. Слайд       

На интерактивной доске ролик

 

VIII. Задания по группам

1 группа

  1. Составить кластер на тему фразеологизмы

 

2 группа

      «Живые картинки». Командам нужно изобразить без слов  фразеологизмы.

 

3 группа. Видео вопрос

 

4 группа.  По картинке угадать фразеологизм

.

Далее вам предстоит выполнить работу по вариантам. Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаз, ноги, нос. Задание называется «С головы до ног».

 

IX.Выставление оценок. Выступление тайм-спикеров     4мин

  • Урок подходит уж к концу

И  требует оценки.

Прошу я спикеров оценить,

фразеологизмами только.

Оценивание.

XI. Домашнее задание: 

XII.Рефлексия.      

Подарить цветочки гостям.

Видеоролик  “Позитивчик» Слайд

XIII. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

-Благодарю вас за урок!

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему Фразеологизмы »

Тема: Фразеологизмы

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи; развивать критическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки; воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества, умение работать в группах

Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно – исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.

Применяемые модули: Новые подходы в преподавании, ИКТ, оценивание, развитие критического мышления, работа с одаренными детьми, разновозрастные особенности учащихся, управление и лидерство

Тип урока: комбинированный

Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.

Ожидаемый результат: теоретик и практик – вот те роли, которые позволят ученику перейти от уровня «я — ученик» к уровню «я – исследователь».

Ход урока

I.Орг. момент

II. Создание психологического настроя.

-Наша матушка - земля сейчас в золотом наряде. Осенью бывает

самое красивое явление природы – листопад. Давайте и в классе устроим листопад. Сядем за парты так тихо, как падает осенний листок.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти

Видео ролик

Слайд 2

III. Деление на группы.

- Что осенью происходит? Посмотрите, ребята, на дерево.

И сейчас мы с вами соберем урожай. Тем самым разделимся на группы. Сорвите с яблони понравившееся яблоко, на обратной стороне яблока есть цифра, соответствующая работе в группе

IV. Постановка проблемы и задач урока

- Начинаем работать. Заруби себе на носу: сегодня тебе придется работать, засучив рукава. В случае временной неудачи не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. Ручаюсь, в конечном счете, ждет тебя успех!

Мое приветствие вас удивило? Вы, наверное, заметили, что в русском языке, да и в казахском тоже есть сочетания слов, которые помогают нам выражать свои чувства, эмоции, отношение к происходящему, делают нашу речь ярче и выразительнее. Например, когда человек достиг цели – говорим, «покорил вершину»; когда плохо работает – «работал спустя рукава»; работает хорошо – «работает, засучив рукава»; когда ничего не делает – «сидит, сложа руки»

- Как называются эти выражения? (Фразеологизмы)

Запись даты и темы урока в тетрадь

-Работая в группах, сегодня тайм спикеры будут оценивать каждого в своей группе

На парте лист оценивания. Оценивать будете по 5 балльной системе с помощью фразеологизмов.

V.Исследовательский этап урока

Цель работы: выявить отличия фразеологизмов от свободных словосочетаний; вывести определение фразеологизмов.

Чтобы умело использовать фразеологизмы в речи, нужно хорошо знать, что это такое.

Как рождаются фразеологизмы.

Живут-поживают слова, ими постоянно пользуются люди в своей речи. В какой-то момент слова сливаются в неделимые сочетания-фразеологизмы

В русском языке существуют слова, например: за, пояс, заткнуть. Они могут употребляться в составе свободных сочетаний слов, например: заткнуть рот, завязать пояс и т.д. Но только выражение заткнуть за пояс является фразеологизмом со значением: превзойти кого-либо в чём-либо.

Значит, фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Состоят из двух и более слов.

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).

Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Теперь мы с уверенностью можем сказать, что каждый фразеологизм имеет свой смысл и историю возникновения.

Опережающее задание

Учащиеся рассказывают об истории возникновения фразеологизмов

Спустя рукава.

Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда засучив рукава – значит, усердно принявшись за дело. После работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит небрежно, кое – как.

Время истекло.

Почти три тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы, Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло.

Отсюда же произошли выражения: сколько воды утекло с тех пор (как давно это было, текущий год).



VI.Закрепление

1 задание

- Попробуем свои силы в первом испытании

Задание учебника упр

2 задание

Фразеологический зверинец

Ну а сейчас мы обязательно посетим фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов, чтобы продолжить свой путь дальше.

Хитёр как лиса

Труслив как заяц

Голоден как волк

Здоров как бык

Изворотлив как уж

Надут как индюк

Нем как рыба

Грязный как свинья

Упрям как осёл

Болтлив как сорока

Колючий как ёжи.





VII.Физкультминутка. Слайд

На интерактивной доске ролик



VIII. Задания по группам

1 группа

  1. Составить кластер на тему фразеологизмы



2 группа

«Живые картинки». Командам нужно изобразить без слов фразеологизмы.

3 группа. Видео вопрос

4 группа. По картинке угадать фразеологизм

.

Далее вам предстоит выполнить работу по вариантам. Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаз, ноги, нос. Задание называется «С головы до ног».

IX.Выставление оценок. Выступление тайм-спикеров 4мин

  • Урок подходит уж к концу

И требует оценки.

Прошу я спикеров оценить,

фразеологизмами только.

Оценивание.

XI. Домашнее задание:

XII.Рефлексия.

Подарить цветочки гостям.

Видеоролик “Позитивчик» Слайд

XIII. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

-Благодарю вас за урок!






















































Алматинская область, Жамбылский район, с. Узынагаш

С.Ш. им. С Бердыкулова с ДМЦ













Урок в 6 классе









Учитель: Назирова З.Т





2013 г





Приложение

"Расскажи мне о себе".

Команда выбирает 4 фразеологизма

Что люблю и 4 фразеологизма не люблю. Объяснить значение фразеологизмов

Точить лясы, бить баклуши, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, жить на широкую ногу, тянуть канитель, плясать под чужую дудку, метать громы и молнии, доводить до белого каленья, играть первую скрипку, ломать голову, лезть на рожон, вставлять палки в колёса, раздувать из мухи слона, работать засучив рукава, держать язык за зубами, выводить на чистую воду



Голова:

Человек с головой

Морочить голову

Вскружить голову

Потерять голову

Не сносить головы

Отвечать головой

Как снег на голову

Голова идёт кругом

Сломя голову.

Глаз.

Мозолить глаза

Хлопать глазами

Говорить в глаза

Пускать пыль в глаза

Глазом не моргнуть

С глазу на глаз

Хоть глаз выколи

Открыть глаза

Как бельмо в глазу.

Ноги.

Со всех ног

Встать на ноги

Встать с левой ноги

Падать с ног

Потерять почву под ногами

Сбиться с ног

Идти в ногу

Путаться под ногами

Ног под собой не чуять.

Нос

Зарубить на носу

остаться с носом

вешать нос

клевать носом

водить за нос






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему Фразеологизмы

Автор: Назирова Зурият Талгатовна

Дата: 23.10.2014

Номер свидетельства: 121704

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка по теме " Устойчивые выражения""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekturokarusskoghoiazykapotiemieustoichivyievyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "283652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453869974"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока на тему "Герои поэм Гомера""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt_uroka_na_tiemu_gieroi_poem_gomiera"
    ["file_id"] => string(6) "353821"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477921772"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) ""Конспект урока по русскомы языку в 6 классе: "Этот удивительный мир фразеологизмов" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-russkomy-iazyku-v-6-klassie-etot-udivitiel-nyi-mir-frazieologhizmov"
    ["file_id"] => string(6) "184338"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426043982"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "222400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436264958"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока по теме: "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-po-tiemie-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "113601"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410550556"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства