№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) | Девиз урока: «Ошибок не пугайся, с ошибками справляйся!» СЛАЙД №2. | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность. |
– Вы начать урок готовы? – Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! | Коллективно читают девиз урока |
– А поможет в этом нам хорошее настроение! | Учащиеся получают эмоциональный настрой |
2. | Актуализация знаний (мотивация к деятельности) | 20 октября жители Бухары будут отмечать какой праздник? Верно!(СЛАЙД № 3) В этот день мы будем отмечать день нашего любимого города! На прошлых уроках мы с вами изучали следующие темы: - «Причастие как часть речи»; - «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий»; - «Причастный оборот». Сейчас мы проверим , как вы усвоили материал прошлых уроков. А основой для проверки послужит материал , собранный с улиц нашего города, готовящегося к этой знаменательной дате. (СЛАЙДЫ №4-7) | Включились в учебную деятельность. |
| | (СЛАЙДЫ №5,6,7) I задание: Перестроить данные предложения так, чтобы причастный оборот стоял после определяемого слова: 1.Поднимающееся на горизонте солнце ярко озаряет улицы благословенной Бухары. 2. Украшенный флагами город готов к празднованию своего дня рождения. 3.Гостеприимно распахнутые гостям ворота Арка приглашают окунуться в древнюю историю Бухары. Учитель читает текст репортажа, демонстрируя СЛАЙДЫ №9-14, затем проецируется СЛАЙД №15 с текстом. II задание: Прочитать отрывок, определить стиль Выбрать и записать словосочетания причастие + определяемое слово, указать падеж, число и род причастия. Мы ведем свой репортаж с улиц Бухары, готовящейся к празднованию дня города. Перед нами раскинулась площадь с возводимой сценой для предстоящего концерта. Волнующиеся артисты готовы к выступлению. Мастера нашего любимого города представляют свои работы на стоящих вдоль улиц старого города витринах. Слышится музыка и смех. Повсюду мы встречаем улыбающихся людей, пришедших отметить этот замечательный день вместе с любимым городом. (СЛАЙД №17) III задание. Распределите данные словосочетания в две группы: 1. В Причастие с определяемым словом 2. В Причастный оборот без определяемого слова Засеянное поле, согретый город, засеянное хлопком, освещаемый прожектором, танцующие люди, освещаемый стадион; нарисованные картины, увлекающийся музыкой, танцующие на площади, увлекающийся человек; согретый теплом, нарисованные художником. Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки Итак, подведем итог. - Что же такое причастие? Какие причастия бывают? И чем выражены причастия в предложениях? | Групповое выполнение задания. (СЛАЙД №8)Проверим: 1.Солнце, поднимающееся на горизонте, ярко озаряет улицы благословенной Бухары. 2.Город, украшенный флагами, готов к празднованию своего дня рождения. 3.Ворота Арка, гостеприимно распахнутые гостям, приглашают окунуться в древнюю историю Бухары. Проверка по (СЛАЙДУ №16) Публицистический стиль. Готовящейся Бухары (Р.п.,ед.ч.,ж.р.,.), возводимой сценой (Т.п.,ед.ч., ж.р..),для предстоящего концерта (Р.п.,ед.ч., м.р.), волнующиеся артисты (И.п.,мн.ч.), на стоящих витринах (П.п.,мн.ч.),улыбающихся людей (В.п.,мн.ч.), пришедших людей ( В.п.,мн.ч.) Работа в парах. Проверка по (СЛАЙДУ №18) 1 Вариант: засеянное поле, согретый город, танцующие люди, освещаемый стадион, нарисованные картины, увлекающийся человек, 2 Вариант: засеянное хлопком, освещаемый прожектором, увлекающийся музыкой, танцующие на площади, согретый теплом, нарисованные художником. Обмениваются тетрадями для взаимопроверки. Подводят итог: |
| | - Как определяются гласные в падежных окончаниях причастий? Приведите примеры. - Что называется причастным оборотом, и каков алгоритм обособления причастного оборота? | Причастие– самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? - Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменятся по числам, падежам и только в единственном числе по родам. - В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже – сказуемыми. - Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных. Например: приближающимся ураганом (м.р., Т.п.), в бушующем море (ср.р., П.п.) - Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. В предложении причастный оборот является одним членом предложения – определением. - Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми. |
3. | Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации (включаем проблемный вопрос, создающий ситуацию для обучающихся и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия) | - Сегодня на уроке мы продолжаем исследование очень интересной части речи – причастия. - Откроем учебник на странице 28 и рассмотрим рисунок(СЛАЙД №19) прочитаем существительные вместе с причастными оборотами: 1.Художник, рисующий картину. 2. Картина, нарисованная художником. - Какое причастие обозначают признак того, кто действует сам? - А какое причастие обозначает признак того, что сделано кем-то другим и это действие испытывает на себе предмет со стороны кого-то? - Какое причастие вы назвали бы действительным? А какое - страдательным? - Назовите суффикс - Сделайте вывод, как можно различить действительные и страдательные причастия. (СЛАЙД № 20) Причастия, обозначающие признак того предмета, который сам совершает действие, называются действительными, а причастия, обозначающие признак того предмета, который находится под действием другого предмета, называются страдательными. Следовательно, тема нашего урока звучит следующим образом «Действительные и страдательные причастия». (СЛАЙД №21) - Итак, в тетради запишем два предложения и прокомментируем: 1. Девочка, рисующая картину Девочка , нарисовавшая картину. Причастия «рисующая и нарисовавшая» - это действительные причастия, так как обозначают признак предмета, который сам производит действие, самостоятельно. 2Картина, рисуемая девочкой. Картина , нарисованная девочкой. Причастия «рисуемая и нарисованная» - это страдательные причастия, так как обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие другого предмета (лица). - Придумайте свои предложения, одно с действительным причастием, а второе со страдательным причастием. (СЛАЙД №22) Подсказка: В суффиксах действительных причастий есть шипящие, а в суффиксах страдательных причастий их нет. Это будет вам небольшой подсказкой. | Открывают учебник на странице 44, читают существительные с причастными оборотами. Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. (В первом предложении находятся причастия, обозначающие признак предмета, который сам производит действие, а во втором – причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на себе действие другого предмета (лица)). Записывают тему урока в тетради, определения «действительные причастия», «страдательные причастия». Высказывают свои версии. Придумывают примеры с действительным и страдательным причастием. Доказывают свою точку зрения. |
4. | Закрепление изученного | Упр.61 А сейчас выполним упражнение № 61 (страница 28). После выполнения задания проверяем, что у нас получилось. Правильное выполнение задания представлено на ( СЛАЙДЕ №23) Действительные: Ветер, сорвавший листья . Бригада, строящая здание Ученик, написавший сочинение. Подруга, прочитавшая книгу. Мама, выстиравшая бельё. Ребята, починившие забор. Страдательные: Сорванные ветром листья. Здание ,строимое бригадой. Сочинение, написанное учеником. Прочитанная подругой книга. Выстиранное мамой белье. Забор, починенный ребятами. | Выполняют упражнение в тетради, а двое учащихся у доски. Один записывает предложения с действительными причастиями, другой со страдательными. Проверяют выполненное задание |
| | (СЛАЙДЫ №24,25) Упр.63 Панджара. В практике народных мастеров и современных2 зодчих Узбекистана3 большую роль играют архитектурные детали (выполнить) в стиле узбекского народного творчества. Часто используются узбекские2 художественные решётки (называть) панджарой. Вспомните хотя бы куранты в городе Ташкенте. Панджара (войти) в оформление зданий в узбекских городах радует глаз. Очень часто мотивы панджары (использовать) при оформлении стендов фигурных рам шкатулок мы встречаем и сегодня. Панджара получает новую жизнь. Тестирование. Тест Действительные и страдательные причастия. 1.Укажите ряд, где все причастия действительные: а) услышавший, вырастивший, изученный, понимающий; б) проверенный, проверяемый, продуманный, придумавший; в) думающий, занимавшийся, испугавший, приезжающий; г) закрытый, литый, гонимый, коловший. 2.Из списка причастий выберете то, которое образовано от глагола «вырасти»: а) выращенный; б) выросший; в) вырастивший; г) вырастающий. 3.Найдите глагол, образующий все возможные причастия: а) бросить; б) победить: в) окутать; г) видеть. 4..Найдите предложение с речевой ошибкой и исправьте её: а) Мужчина шёл по замёрзнувшей реке. б) Охотник брёл по лиственному лесу, расположенному недалеко от его дома. в) Картина, купленная на выставке, украшала комнату. г) Хорошая книга – это величайший подарок, оставленный автором будущим поколениям. Ответ: Мужчина шёл по замёрзшей реке 5.Укажите предложение, в котором есть действительное причастие. а) Было тихо, в окно веяло запахом накалённых крыш. (Бондарев Ю.) ) б) Позади высится холодная каменная стена сарая, отделяющего меня от внутреннего двора. (Беляев В.) в) В раскрытое окно тек сухой жар июльского утра. (Бондарев Ю.) г) Тропинка, усеянная выступами скользких корней, то падала, то взбиралась на склон. (Грин А.) 6.Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие: а) Всматриваясь в странный светящийся полумрак, Мария узнавала почти всех хуторян. (Закруткин В.) б) В узком проходе, ведущем с внутреннего двора к моему посту, послышались быстрые шаги. (Беляев В.) | Учащиеся читают текст , озаглавливают его. Самостоятельно выполняют задание в тетради. В практике народных мастеров и современных2 зодчих Узбекистана3 большую роль играют архитектурные детали ,выполненные в стиле узбекского народного творчества. Часто используются узбекские2 художественные решётки, названные панджарой. Вспомните хотя бы куранты в городе Ташкенте. Панджара, вошедшая в оформление зданий в узбекских городах, радует глаз. Очень часто мотивы панджары , использованные при оформлении стендов, фигурных рам , шкатулок , мы встречаем и сегодня. Панджара получает новую жизнь. Тест выполняется, обмениваются работами друг с другом. ( СЛАЙД №26) Ответы: 1-в, 2-б, 3-г, 4-а, 5-б, 6- г. |
5. | Подведение итогов. Оценивание. Рефлексия | - Что нового о причастии мы узнали на уроке? -Что обозначают действительные причастия? Приведите свои примеры. - Что обозначают страдательные причастия? Приведите свои примеры. - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? - Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. Пока вы будете оценивать урок. Я выставлю отметки самым активным учащимся. (СЛАЙД №27) Писатель А.Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как - неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. | Учащиеся подводят итог урока, отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений. |
6. | Домашнее задание. | (СЛАЙД №28) Параграф 14, упражнение № 62. Спасибо за урок! | Открывают дневники, записывают домашнее задание. |