Конспект урока на тему "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"
Конспект урока на тему "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"
Тема : «Буквы О-Е после шипящих в корне слова»
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению темы: «Буквы О-Е после шипящих в корне слова», отработать алгоритм действия при выборе написания изучаемой орфограммы
Задачи:
- обучающие: научить грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте; формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму;
- развивающие: развивать умение выявлять различия в правописании букв о-ё после шипящих в корне слова; развивать умение работать над правилом и его применением в новой ситуации; развивать орфографическую зоркость, исследовательские способности детей: умение видеть проблему и предлагать пути её решения ; содействовать развитию у обучающихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности; - воспитательные: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, толерантности, умение работать коллективно и в паре.
Прогнозируемые результаты:
- предметные: знание правила написания О-Е после шипящих в корне слова, умение применять изученное правило на письме;
- метапредметные: умение определять и сохранять цель, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, сравнивать, делать вывод, работать индивидуально и в коллективе;
- личностные: осознание ценности изучаемого правила, практической его важности, ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова" »
Тема : «Буквы О-Е после шипящих в корне слова»
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению темы: «Буквы О-Е после шипящих в корне слова», отработать алгоритм действия при выборе написания изучаемой орфограммы
Задачи:
- обучающие: научить грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте; формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму;
- развивающие: развивать умение выявлять различия в правописании букв о-ё после шипящих в корне слова; развивать умение работать над правилом и его применением в новой ситуации; развивать орфографическую зоркость, исследовательские способности детей: умение видеть проблему и предлагать пути её решения ; содействовать развитию у обучающихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности; - воспитательные: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, толерантности, умение работать коллективно и в паре.
Прогнозируемые результаты:
- предметные: знание правила написания О-Е после шипящих в корне слова, умение применять изученное правило на письме;
- метапредметные: умение определять и сохранять цель, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, сравнивать, делать вывод, работать индивидуально и в коллективе;
- личностные: осознание ценности изучаемого правила, практической его важности, ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в паре
Ход урока. 1. Организационный момент. Улыбнулись нашим гостям, друг другу и мне 2. Изучение новой темыАктуализация знаний Мотивация. – Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с сочинений моих бывших учеников. Попрошу прочитать их и высказать своё мнение. Обсуждение сочинений: – Кто из ребят прав и почему? Чья позиция вам ближе и почему? - Какие орфографические ошибки заметили?
- Какой вывод сделаем? Для чего надо знать правила орфографии? Вспомните слова Сократа («Заговори, чтоб я тебя увидел») Почему УВИДЕЛ, а НЕ УСЛЫШАЛ? (И устная , и письменная речь – это показатель нашей образованности и культуры) Обратили внимание на подчёркнутые слова? Что их объединяет? Что вы знаете о шипящих?
- Сегодня нам с вами предстоит интересная и непростая работа на уроке. О чем пойдет речь, вы сумеете сами определить, если прослушайте внимательно сказку и подумайте, какую тему мы будем сегодня изучать.
Ученик рассказывает сказку:
В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные. Дружно живут согласные с гласными. Еще бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласным, когда перед ними оказывается шипящий. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё . То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с буквой О. Вот и приходится решать ученику проблему: - Озвучьте эту проблему. Слайд №2 - Произнесите данные слова . Какое сочетание звуков вы слышите? /шо/ А сразу вы сможете ответить, какую букву будем писать в каждом из этих слов?
Слайд №3 - Итак, что же будет сегодня предметом исследования на уроке? Сформулируйте тему урока. Тема определена. Слайд №4 Подумайте, что в конце урока вы должны знать, что уметь, т.е. поставьте цель перед собой и определите пути её достижения
Слайд №5 «Наблюдаем, размышляем» - развивается умение выявлять различие в правописании букв О –Ё после шипящих
Написаны слова в 2 столбика: шЁпот – шЕпчет крыжОвник - ?
- Назовите условия выбора написания орфограммы для слов первого столбика?
- К какому выводу пришли после наблюдения?
Проверим, правильно ли мы сформулировали вывод. Откройте учебник на с.208, прочтите правило.
Работа в паре Перед вами лежат листы бумаги и фломастеры. Попробуйте с помощью схемы передать полученную вами информацию о правописании изучаемой орфограммы
Предлагаю представить продукт своей совместной деятельности – схемуправилаучащиеся у доски защищают свою схему - В чьей схеме, на ваш взгляд, более точно и лаконично зашифровано правило?
Слайд №6 Учитель: А теперь у меня проблема. Я тоже сформулировала правило, но заголовки к таблице пропали. Помогите мне. Спасибо . А как вы думаете, мне удалось в сжатой форме записать правило. Что бы вы мне посоветовали? ( использовать меньше слов , информацию передать с помощью знаков)
Дополните каждый столбик двумя примерами, правильно оформляя орфограмму. Слайд №7 -На столах у вас лежат карточки. Прочтите слова, которые нужно запомнить, и подчеркните те из них, лексическое значение которых вы не знаете. Много слов подчеркнули? Проблема? Как решать её будем?
(Записать слова в карточку «Это я не знаю», дома посмотреть значение данных слов в «Толковом словаре…» или на интернет-портале «Русский язык» www/gramota.ru) , запомнить 3. Закрепление. Слайд №8 Работа над алгоритмом и его применением.
а) Прочтите название слайда
– Что вы поняли из названия? Что будет вам предложено дальше?
(Алгоритм, последовательность действий, инструкция по применению правила.)
Прочтите алгоритм. Сколько в нём «шагов»?
С чего нужно начинать поиск орфограмм-букв О-Ё после шипящих
От чего зависит выбор написания букв? Как проверить правильность написания?
В словах ручонка, врачом, печёт тоже есть буквы О – Ё после шипящих. Исследуйте морфемный состав этих слов и подумайте, на изучаемое правило данные слова или нет. Докажите.
4 Творческое задание - применение знаний в новой ситуации - А теперь очень интересное задание. Представьте, что вам предложили создать рекламу, но обязательное условие - использовать слова на изучаемую орфограмму. Работаем или индивидуально, или в паре!
Защита рекламы
5. Слайд №10 Творческий диктант
- По лексическому значению узнайте слово и запишите его. Подготовьтесь к объяснению. Какие слова незнакомы? Запишите эти слова в карточку «Что я не знаю»
5. Проверка знаний по теме
А)Тестовые задания Слайд № 11-15
Б) «Я знаю, какую букву писать» Работа в контрольных листах
- Вставьте нужную букву только в те слова, в которых пропущена орфограмма на изученное правило.
Б) Затранскрибируйте слово водоём__________________________
2). Проверка новых знаний -
- Вставьте пропущенные орфограммы только в словах на изученное правило, графически объясните крыж..вник - ч..порный - ш..пот - ш..рох - ш..рты - чащ..ба - печ..т - ж..лтый - ч..лка - расч..ска - щ..тка - ж..рдочка - собач…нка - грач..м –
2. Сочинение «Вчерашний день»
Саша
Вчера у нас было занятие кружка по русскому языку «Грамотей», на котором я выступал с сообщением «Почему нужно знать правила орфографии». Все ребята внимательно слушали меня, только мой друг Вася всё время вертелся, смотрел в окно, считал птиц и даже зевал. А я так хотел, чтобы Вася понял: знать правописание очень важно, и прожить без знаний просто невозможно.
Вася.
Вчера я пошол на занятие крушка «Граматей». Мой друк Сашка затащил миня. Скукота! Он гаварил, что нада учить правила. Зачем? Я и так удевительно граматный челавек. И воопще можно прожыть без орфографии.
3. А исключения можно запомнить так:
Шоколад, шофер, крыжовник, Шов, шоссе, обжора, шорник, Капюшон, жокей, чащоба, Шорох, чопорный, трущоба, Чокнуться, шотландец, шоры, Чохом, шомпол и жонглеры, Шорты, шовинизм и шок, В существительном ожог. И еще совсем немного: Жом, трещотка и изжога.