kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема : «Буквы  О-Е после шипящих в корне слова»

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению темы: «Буквы  О-Е после шипящих в корне слова», отработать алгоритм действия при выборе написания изучаемой орфограммы

Задачи:

- обучающие: научить  грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте; формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму;

- развивающие:     развивать умение выявлять различия в правописании букв о-ё после шипящих в корне слова;                                                                                                        развивать умение работать над  правилом и его применением в новой ситуации;                                                                                                                развивать орфографическую зоркость,  исследовательские способности детей: умение видеть проблему и предлагать пути её решения ; содействовать развитию у обучающихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;                                                                                                           - воспитательные: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, толерантности,  умение работать коллективно и в паре.

Прогнозируемые  результаты:

- предметные: знание правила написания О-Е после шипящих в корне слова, умение применять изученное правило на письме;

- метапредметные: умение определять и сохранять цель, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, сравнивать, делать вывод, работать индивидуально и в коллективе;

- личностные: осознание ценности изучаемого правила, практической его важности, ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

 Тип урока: урок изучения нового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова" »

Тема : «Буквы О-Е после шипящих в корне слова»

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению темы: «Буквы О-Е после шипящих в корне слова», отработать алгоритм действия при выборе написания изучаемой орфограммы

Задачи:

- обучающие: научить грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте; формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму;

- развивающие: развивать умение выявлять различия в правописании букв о-ё после шипящих в корне слова; развивать умение работать над правилом и его применением в новой ситуации; развивать орфографическую зоркость, исследовательские способности детей: умение видеть проблему и предлагать пути её решения ; содействовать развитию у обучающихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности; - воспитательные: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, толерантности, умение работать коллективно и в паре.

Прогнозируемые результаты:

- предметные: знание правила написания О-Е после шипящих в корне слова, умение применять изученное правило на письме;

- метапредметные: умение определять и сохранять цель, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, сравнивать, делать вывод, работать индивидуально и в коллективе;

- личностные: осознание ценности изучаемого правила, практической его важности, ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в паре

Оборудование: ПК, проектор, мультимедийная презентация, индивидуальные карточки, листы контроля.

Ход урока. 1. Организационный момент. Улыбнулись нашим гостям, друг другу и мне 2. Изучение новой темы Актуализация знаний Мотивация. – Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с сочинений моих бывших учеников. Попрошу прочитать их и высказать своё мнение. Обсуждение сочинений: – Кто из ребят прав и почему? Чья позиция вам ближе и почему? - Какие орфографические ошибки заметили?

- Какой вывод сделаем? Для чего надо знать правила орфографии? Вспомните слова Сократа («Заговори, чтоб я тебя увидел») Почему УВИДЕЛ, а НЕ УСЛЫШАЛ? (И устная , и письменная речь – это показатель нашей образованности и культуры) Обратили внимание на подчёркнутые слова? Что их объединяет? Что вы знаете о шипящих?

- Сегодня нам с вами предстоит интересная и непростая работа на уроке. О чем пойдет речь, вы сумеете сами определить, если прослушайте внимательно сказку и подумайте, какую тему мы будем сегодня изучать.

Ученик рассказывает сказку:

В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные. Дружно живут согласные с гласными. Еще бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласным, когда перед ними оказывается шипящий. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё . То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с буквой О. Вот и приходится решать ученику проблему: - Озвучьте эту проблему. Слайд №2 - Произнесите данные слова . Какое сочетание звуков вы слышите? /шо/ А сразу вы сможете ответить, какую букву будем писать в каждом из этих слов?

Слайд №3 - Итак, что же будет сегодня предметом исследования на уроке? Сформулируйте тему урока. Тема определена. Слайд №4 Подумайте, что в конце урока вы должны знать, что уметь, т.е. поставьте цель перед собой и определите пути её достижения

Слайд №5 «Наблюдаем, размышляем» - развивается умение выявлять различие в правописании букв О –Ё после шипящих

Написаны слова в 2 столбика: шЁпот – шЕпчет крыжОвник - ?

- Назовите условия выбора написания орфограммы для слов первого столбика?

- К какому выводу пришли после наблюдения?

Проверим, правильно ли мы сформулировали вывод. Откройте учебник на с.208, прочтите правило.

Работа в паре Перед вами лежат листы бумаги и фломастеры. Попробуйте с помощью схемы передать полученную вами информацию о правописании изучаемой орфограммы

Предлагаю представить продукт своей совместной деятельности – схему правила учащиеся у доски защищают свою схему - В чьей схеме, на ваш взгляд, более точно и лаконично зашифровано правило?

Слайд №6 Учитель: А теперь у меня проблема. Я тоже сформулировала правило, но заголовки к таблице пропали. Помогите мне. Спасибо . А как вы думаете, мне удалось в сжатой форме записать правило. Что бы вы мне посоветовали? ( использовать меньше слов , информацию передать с помощью знаков)

Дополните каждый столбик двумя примерами, правильно оформляя орфограмму. Слайд №7 -На столах у вас лежат карточки. Прочтите слова, которые нужно запомнить, и подчеркните те из них, лексическое значение которых вы не знаете. Много слов подчеркнули? Проблема? Как решать её будем?

(Записать слова в карточку «Это я не знаю», дома посмотреть значение данных слов в «Толковом словаре…» или на интернет-портале «Русский язык» www/gramota.ru) , запомнить 3. Закрепление. Слайд №8 Работа над алгоритмом и его применением.

а) Прочтите название слайда

– Что вы поняли из названия? Что будет вам предложено дальше?

(Алгоритм, последовательность действий, инструкция по применению правила.)

Прочтите алгоритм. Сколько в нём «шагов»?

С чего нужно начинать поиск орфограмм-букв О-Ё после шипящих

От чего зависит выбор написания букв? Как проверить правильность написания?

2 Диктант «Передай мелок другу»

- Запишем слова, пользуясь алгоритмом.

На доске записаны слова: Ш..пот, ч..рный, обж..ра, ож..г (руки), ш..рох, чащ..ба, трущ..ба, ж..лтый, пч..лка, ш..рты, ож..г (руку). 2 Физкультминутка

3. Слайд №10 Задание на смекалку (работа в паре)

В словах ручонка, врачом, печёт тоже есть буквы О – Ё после шипящих. Исследуйте морфемный состав этих слов и подумайте, на изучаемое правило данные слова или нет. Докажите.

4 Творческое задание - применение знаний в новой ситуации - А теперь очень интересное задание. Представьте, что вам предложили создать рекламу, но обязательное условие - использовать слова на изучаемую орфограмму. Работаем или индивидуально, или в паре!

Защита рекламы

5. Слайд №10 Творческий диктант

- По лексическому значению узнайте слово и запишите его. Подготовьтесь к объяснению. Какие слова незнакомы? Запишите эти слова в карточку «Что я не знаю»

5. Проверка знаний по теме

А)Тестовые задания Слайд № 11-15

Б) «Я знаю, какую букву писать» Работа в контрольных листах

- Вставьте нужную букву только в те слова, в которых пропущена орфограмма на изученное правило.

Крыж..вник, ч..порный, ш..пот, ш..рох, ш..рты, чащ..ба, печ..т, ж..лтый, ч..лка, расч..ска, щ..тка, ж..рдочка, пч..лка, собач..нка, грач..м

. Рефлексия.

- Достигли ли вы цели, которую поставили перед собой? Что вам помогло достичь её?

- Что нужно знать, чтобы правильно написать буквы О-Ё после шипящих в корне слова?

- Что понравилось на уроке?

- Что показалось трудным?

- Оцените свою работу на уроке.

У. Д.з.

1 Выучить правило на стр.208

2. Сочинить сказку о приключениях жёлтого тигрёнка или упр. 296,298 ( аналогичные выполненным упражнениям на уроке)

3. Поработать со словами на карточках (узнать лексическое значение слов)


У1. Оценки. Всем спасибо за урок










Приложения 1. Контрольный лист


Фамилия, имя ученика______________________________


1) Проверка домашнего задания.

-А) Вставьте пропущенные орфограммы, объясните


Х..х..тать - ___________________________ н..б..са - ______________________ д..р..вянный - _______ ____________ заз..л..неть - __________ _________ ст..р..жить - __________ _______________ т..жёлый - ______________

к..л..сок - ___________ ________________ уд..вительный -__________________


Б) Затранскрибируйте слово водоём__________________________

2). Проверка новых знаний -

- Вставьте пропущенные орфограммы только в словах на изученное правило, графически объясните крыж..вник - ч..порный - ш..пот - ш..рох - ш..рты - чащ..ба - печ..т - ж..лтый - ч..лка - расч..ска - щ..тка - ж..рдочка - собач…нка - грач..м –



2. Сочинение «Вчерашний день»


Саша

Вчера у нас было занятие кружка по русскому языку «Грамотей», на котором я выступал с сообщением «Почему нужно знать правила орфографии». Все ребята внимательно слушали меня, только мой друг Вася всё время вертелся, смотрел в окно, считал птиц и даже зевал. А я так хотел, чтобы Вася понял: знать правописание очень важно, и прожить без знаний просто невозможно.


Вася.

Вчера я пошол на занятие крушка «Граматей». Мой друк Сашка затащил миня. Скукота! Он гаварил, что нада учить правила. Зачем? Я и так удевительно граматный челавек. И воопще можно прожыть без орфографии.





3. А исключения можно запомнить так:

Шоколад, шофер, крыжовник, Шов, шоссе, обжора, шорник, Капюшон, жокей, чащоба, Шорох, чопорный, трущоба, Чокнуться, шотландец, шоры, Чохом, шомпол и жонглеры, Шорты, шовинизм и шок, В существительном ожог. И еще совсем немного: Жом, трещотка и изжога.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"

Автор: Ерёмкина Галина Ивановна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106740

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока: «Гласные после шипящих и ц»"
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokaglasnyieposlieshipiashchikhits"
    ["file_id"] => string(6) "319652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460907236"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Гласные и, у, а после шипящих""
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-glasnyie-i-u-a-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "259428"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448741309"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока "Морфемика. Орфография"."
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-morfiemika-orfoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "264294"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449679714"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Конспект урока   по русскому языку   "Местоимение"   с использованием интерактивных возможностей информационного пространстра "
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-miestoimieniie-s-ispol-zovaniiem-intieraktivnykh-vozmozhnostiei-informatsionnogho-prostranstra"
    ["file_id"] => string(6) "108930"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403942929"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства