kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Местоимение" с использованием интерактивных возможностей информационного пространстра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: 

1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.

2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся.

3.Воспитательная. Воспитать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно.

Задачи: 

1.Знать условия выбора о-ё после шипящих.

2.Закрепить умение выбора чередующихся в корне.

3. Уметь графически выделять орфограмму.

Оборудование:  карточки по вариантам, снежинки, паровозик из «Ромашково», словарные слова, таблицы,  мультипроектор,  мультимедийный экран, презентация к уроку.

Ход урока:

1. 0рганизационный  момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня такой прекрасный день. В классе должно царить хорошее настроение. Давайте  повернемся друг к  другу,  подарим улыбку и скажем доброе слово.

2. Сообщение темы и целей урока. Учитель: Запишите число, классная работа. Послушайте шуточный рассказ. ( Слайд 1)

 

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим..

Учитель: Скажите, были ли в рассказе незнакомые вам слова? Какие?

Ученики: ответы учеников

Учитель: Посмотрите внимательно, при написании каких слов можно допустить ошибку? И в какой морфеме?

Ученики отвечают.

Учитель: Значит, на какую орфограмму в рассказе встретилось больше всего слов?

Ученики: В этом шуточном рассказе встретилось большинство слов на  орфограмму «Буквы О, Ё после шипящих в корнях слов»

Учитель: Правильно. И сегодня на уроке мы еще раз поработаем именно с этой орфограммой. Сформулируйте тему нашего урока.

Ученики: Тема нашего урока «Буквы О, Ё после шипящих в корнях слов».

Учитель: Запишите эту тему в тетрадь.

 

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по замечательной стране «Орфографии». Закрепим правило: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова» (Слайд№2) и повторим изученные орфограммы в корне слова.

 

3. Артикуляционная гимнастика.

А поедем в страну «Орфография» на паровозике из «Ромашково». Итак, в добрый путь! Но что-то не двигается наш паровозик. Нужно сделать гимнастику для язычков: «Кукушка кукушонку купила капюшон...». (Гимнастика проводится в три этапа: сначала дети слушают скороговорку, затем проговаривают медленно и тихо, а потом быстро и громко.) -Теперь порядок, поехали!» (Слайд№3)

1) Подъезжаем к станции «Повторяйка» (слайд№4)

- Давайте вспомним, какое правило вы изучили на прошлых уроках? Ответы детей.(Чередующиеся гласные в корнях -раст-ращ,-рост,- лаг-лож)

- Правильно: Давайте его вспомним.

-В каких случаях в корнях –раст,-рос ,- лаг-лож пишется а?

А какие слова исключения вы знаете?( росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль)

Дети рассказывают правило, на доске висит опорная таблица.

Хорошо все справились с заданием. Движемся дальше.

2)-Вы любите играть?

Тогда остановимся на станции «Проверяйка».(Слайды №5,6)

Паровозик остановился и пошёл снег, но посмотрите, снежинки какие-то неправильные.

В них не хватает лучиков. Давайте создадим свои снежинки?

Для того, чтобы повторить пройденный материал, я напишу в серединках будущих снежинок корни для I -го варианта -раст-, -ращ-, -рос-, а для 2-го варианта –лаг,-лож. А вы должны будете придумать как можно больше слов с этими корнями, написать их в виде лучиков и построить снежинку. Раз, два, три – начали!

Проводится игра «Снежинка».

Детям раздаются листочки с нарисованными снежинками. Вокруг снежинки учащиеся пишут слова, затем сдают для проверки учителю. (Время на выполнение  упражнения- 3 мин)

Молодцы, все очень хорошо постарались. Посмотрите, сколько намело снега. Скорей в поезд!

 

3) Внимание, подъезжаем к станции «Объясняйка». (слайд№7)

Но что за домик виднеется вдали?

- Читайте. -Алфавит. -Кто в нём живёт? -Буквы. -А сколько их? -33 буквы.

- Ребята, вы любите слушать сказки?

- Да.

- Тогда я вам расскажу сказку о «капризных шипящих». А вы мне поможете справиться с этими капризулями? Тогда слушайте: Дружно живут согласные с гласными в этом домике.

- Сколько согласных букв в русском языке? -21 согласная буква.

- А сколько гласных?

- 10 гласных и два знака, не обозначающих звуков - ъ и ь. Согласным без гласных никак не справиться. Вот они и стараются не обижать своих певучих подружек. Давайте, мы их пригласим сюда.

- Назовите все гласные буквы.

- А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. (Учитель прикрепляет буквы на магнитную доску.)

Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая.

- Назовите шипящие буквы, ребята. -Ж, Ш, Щ, Ч.

- Правильно. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят.

- Как вы думаете, почему?

- Существует правило: «Правописание гласных после шипящих».

- Расскажите его. (Рассказывают).

В корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О если можно подобрать проверочное слово с буквой Е. Жердочка-жердь.

 Слова исключения: крыжовник, шорох, шов, капюшон.

 

А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё, ведь в корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О, например: жёлудь, шёпот, шёлк (учитель обращает внимание учащихся на опорную таблицу на доске). То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с О, но таких слов мало, они исключения из правила. Смотрите сами. (Обращение к таблице): крыжовник, шорох, шов, капюшон, шок, шомпол,шорник.

- Объясните их значение.

- Ответы учащихся.

Вот какие капризули! Осторожно с ними! Они шипящие!

- Понравилась, вам сказка о «капризных шипящих»?

- Да.

 

4)Приближаемся к станции «Запоминайка» (слайд№8)

Паровозик остановился, а вместе с нами на эту станцию приехали иностранцы. Да, слова иностранцы.

Учитель показывает их фотографии с зашифрованными именами.

-Как их зовут?

- Шофёр, Шоссе, Шоколад.

- Запишите эти имена в столбик в тетради(или в словарик) и запомните, что после шипящих в безударном положении пишется буква О. Это слова с непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить.

- Объясните их лексическое значение и составьте с ними словосочетания. 1-2 человека с места прочитают составленные словосочетания.

- Шофёр опытный,

- Шоссе широкое,

 - Шоколад вкусный.

5) Ой, как мы устали! Давайте поедем на станцию «Угадайка» (слайд№ 9)

Ой, как много снега! Отложите, ребята, скорее ручки, поиграем в снежки! Ученики отгадывают слово, учитель за правильный ответ раздает снежки.

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6) - Отдохнули? Красиво, ровно и правильно садитесь, мы помчимся на станцию «Закрепляйка»и там потренируемся в использовании правила на практике.

  • Составьте словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму:

Поч…тный _______, _______ш…рстка, ч…рствый________,________ш…в, ________печ…нка, зач…ркивать______, ________ш…рохи, ________ш…потом,  ______беч…вка.

 

- А пока вы работали, я  вспомнила пословицу, в которой есть слово на данную орфограмму. Свинья жёлуди ест, а дуба не примечает.

- Что означает эта пословица? -Ответы ребят.

- В каком произведении встречается?

- В басне «Свинья под дубом». -Кто написал басню «Свинья под дубом»?

- Крылов Иван Андреевич.

- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.

Ответ учащегося у доски.

 

Выписать из текста слова с изученной орфограммой. Орфограмму обозначить.(Дополнительно)

 

В раннее весеннее утро ребята во главе со стажёром провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждёт сторож. На голове у него шапчонка. Из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Сторож показывает ребятам самодельные щётки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

(Стажёром,   листожором,  грушевых,   алычовых, камышовом,   шапчонка, холщовая,   рубашонка, кумачовый,   щётки,   трещотки, крыжовником,   шоколадки).

 

7) Это была последняя станция, на которой мы должны были побывать.

Пора ехать домой в нашу школу № 23, но сначала повторим те правила, которые мы сегодня изучили.

4. Итог урока.

Вы сегодня хорошо потрудились, получили хорошие оценки. Мне было приятно с вами путешествовать. Сейчас каждый из вас может взять  смайлик и рассказать нам о своем впечатлении от урока.

5. Домашнее задание (слайд№9)

Откройте дневники и запишите домашнее задание: повторите правила с. 207-212, № 756

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Местоимение" с использованием интерактивных возможностей информационного пространстра »

МКОУ «Приморская СОШ»














Конспект урока

по русскому языку

"Буквы о-ё после шипящих в корнях слов"

5-й класс









Разработал учитель

русского языка и литературы

Наследникова Ольга Геннадьевна







2014



Урок путешествие

Цель урока: 

1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.

2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся.

3.Воспитательная. Воспитать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно.

Задачи: 

1.Знать условия выбора о-ё после шипящих.

2.Закрепить умение выбора чередующихся в корне.

3. Уметь графически выделять орфограмму.

Оборудование:  карточки по вариантам, снежинки, паровозик из «Ромашково», словарные слова, таблицы, мультипроектор, мультимедийный экран, презентация к уроку.

Ход урока:

1. 0рганизационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня такой прекрасный день. В классе должно царить хорошее настроение. Давайте повернемся друг к другу, подарим улыбку и скажем доброе слово.

2. Сообщение темы и целей урока. Учитель: Запишите число, классная работа. Послушайте шуточный рассказ. ( Слайд 1)


По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим..

Учитель: Скажите, были ли в рассказе незнакомые вам слова? Какие?

Ученики: ответы учеников

Учитель: Посмотрите внимательно, при написании каких слов можно допустить ошибку? И в какой морфеме?

Ученики отвечают.

Учитель: Значит, на какую орфограмму в рассказе встретилось больше всего слов?

Ученики: В этом шуточном рассказе встретилось большинство слов на  орфограмму «Буквы О, Ё после шипящих в корнях слов»

Учитель: Правильно. И сегодня на уроке мы еще раз поработаем именно с этой орфограммой. Сформулируйте тему нашего урока.

Ученики: Тема нашего урока «Буквы О, Ё после шипящих в корнях слов».

Учитель: Запишите эту тему в тетрадь.


Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по замечательной стране «Орфографии». Закрепим правило: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова» (Слайд№2) и повторим изученные орфограммы в корне слова.


3. Артикуляционная гимнастика.

А поедем в страну «Орфография» на паровозике из «Ромашково». Итак, в добрый путь! Но что-то не двигается наш паровозик. Нужно сделать гимнастику для язычков: «Кукушка кукушонку купила капюшон...». (Гимнастика проводится в три этапа: сначала дети слушают скороговорку, затем проговаривают медленно и тихо, а потом быстро и громко.) -Теперь порядок, поехали!» (Слайд№3)

1) Подъезжаем к станции «Повторяйка» (слайд№4)

- Давайте вспомним, какое правило вы изучили на прошлых уроках? Ответы детей.(Чередующиеся гласные в корнях -раст-ращ,-рост,- лаг-лож)

- Правильно: Давайте его вспомним.

-В каких случаях в корнях –раст,-рос ,- лаг-лож пишется а?

А какие слова исключения вы знаете?( росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль)

Дети рассказывают правило, на доске висит опорная таблица.

Хорошо все справились с заданием. Движемся дальше.

2)-Вы любите играть?

Тогда остановимся на станции «Проверяйка».(Слайды №5,6)

Паровозик остановился и пошёл снег, но посмотрите, снежинки какие-то неправильные.

В них не хватает лучиков. Давайте создадим свои снежинки?

Для того, чтобы повторить пройденный материал, я напишу в серединках будущих снежинок корни для I -го варианта -раст-, -ращ-, -рос-, а для 2-го варианта –лаг,-лож. А вы должны будете придумать как можно больше слов с этими корнями, написать их в виде лучиков и построить снежинку. Раз, два, три – начали!

Проводится игра «Снежинка».

Детям раздаются листочки с нарисованными снежинками. Вокруг снежинки учащиеся пишут слова, затем сдают для проверки учителю. (Время на выполнение упражнения- 3 мин)

Молодцы, все очень хорошо постарались. Посмотрите, сколько намело снега. Скорей в поезд!


3) Внимание, подъезжаем к станции «Объясняйка». (слайд№7)

Но что за домик виднеется вдали?

- Читайте. -Алфавит. -Кто в нём живёт? -Буквы. -А сколько их? -33 буквы.

- Ребята, вы любите слушать сказки?

- Да.

- Тогда я вам расскажу сказку о «капризных шипящих». А вы мне поможете справиться с этими капризулями? Тогда слушайте: Дружно живут согласные с гласными в этом домике.

- Сколько согласных букв в русском языке? -21 согласная буква.

- А сколько гласных?

- 10 гласных и два знака, не обозначающих звуков - ъ и ь. Согласным без гласных никак не справиться. Вот они и стараются не обижать своих певучих подружек. Давайте, мы их пригласим сюда.

- Назовите все гласные буквы.

- А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. (Учитель прикрепляет буквы на магнитную доску.)

Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая.

- Назовите шипящие буквы, ребята. -Ж, Ш, Щ, Ч.

- Правильно. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят.

- Как вы думаете, почему?

- Существует правило: «Правописание гласных после шипящих».

- Расскажите его. (Рассказывают).

В корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О если можно подобрать проверочное слово с буквой Е. Жердочка-жердь.

Слова исключения: крыжовник, шорох, шов, капюшон.


А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё, ведь в корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О, например: жёлудь, шёпот, шёлк (учитель обращает внимание учащихся на опорную таблицу на доске). То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с О, но таких слов мало, они исключения из правила. Смотрите сами. (Обращение к таблице): крыжовник, шорох, шов, капюшон, шок, шомпол,шорник.

- Объясните их значение.

- Ответы учащихся.

Вот какие капризули! Осторожно с ними! Они шипящие!

- Понравилась, вам сказка о «капризных шипящих»?

- Да.


4)Приближаемся к станции «Запоминайка» (слайд№8)

Паровозик остановился, а вместе с нами на эту станцию приехали иностранцы. Да, слова иностранцы.

Учитель показывает их фотографии с зашифрованными именами.

-Как их зовут?

- Шофёр, Шоссе, Шоколад.

- Запишите эти имена в столбик в тетради(или в словарик) и запомните, что после шипящих в безударном положении пишется буква О. Это слова с непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить.

- Объясните их лексическое значение и составьте с ними словосочетания. 1-2 человека с места прочитают составленные словосочетания.

- Шофёр опытный,

- Шоссе широкое,

- Шоколад вкусный.

5) Ой, как мы устали! Давайте поедем на станцию «Угадайка» (слайд№ 9)

Ой, как много снега! Отложите, ребята, скорее ручки, поиграем в снежки! Ученики отгадывают слово, учитель за правильный ответ раздает снежки.











6) - Отдохнули? Красиво, ровно и правильно садитесь, мы помчимся на станцию «Закрепляйка»и там потренируемся в использовании правила на практике.

  • Составьте словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму:

Поч…тный _______, _______ш…рстка, ч…рствый________,________ш…в, ________печ…нка, зач…ркивать______, ________ш…рохи, ________ш…потом, ______беч…вка.


- А пока вы работали, я вспомнила пословицу, в которой есть слово на данную орфограмму. Свинья жёлуди ест, а дуба не примечает.

- Что означает эта пословица? -Ответы ребят.

- В каком произведении встречается?

- В басне «Свинья под дубом». -Кто написал басню «Свинья под дубом»?

- Крылов Иван Андреевич.

- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.

Ответ учащегося у доски.


Выписать из текста слова с изученной орфограммой. Орфограмму обозначить.(Дополнительно)


В раннее весеннее утро ребята во главе со стажёром провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждёт сторож. На голове у него шапчонка. Из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Сторож показывает ребятам самодельные щётки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

(Стажёром, листожором, грушевых, алычовых, камышовом, шапчонка, холщовая, рубашонка, кумачовый, щётки, трещотки, крыжовником, шоколадки).


7) Это была последняя станция, на которой мы должны были побывать.

Пора ехать домой в нашу школу № 23, но сначала повторим те правила, которые мы сегодня изучили.

4. Итог урока.

Вы сегодня хорошо потрудились, получили хорошие оценки. Мне было приятно с вами путешествовать. Сейчас каждый из вас может взять смайлик и рассказать нам о своем впечатлении от урока.

5. Домашнее задание (слайд№9)

Откройте дневники и запишите домашнее задание: повторите правила с. 207-212, № 756




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Наследникова Ольга Геннадьевна

Дата: 28.06.2014

Номер свидетельства: 108930


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства