Конспект урока по русскому языку "Местоимение" с использованием интерактивных возможностей информационного пространстра
Конспект урока по русскому языку "Местоимение" с использованием интерактивных возможностей информационного пространстра
Цель урока:
1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.
2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся.
3.Воспитательная. Воспитать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно.
Задачи:
1.Знать условия выбора о-ё после шипящих.
2.Закрепить умение выбора чередующихся в корне.
3. Уметь графически выделять орфограмму.
Оборудование: карточки по вариантам, снежинки, паровозик из «Ромашково», словарные слова, таблицы, мультипроектор, мультимедийный экран, презентация к уроку.
Ход урока:
1. 0рганизационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня такой прекрасный день. В классе должно царить хорошее настроение. Давайте повернемся друг к другу, подарим улыбку и скажем доброе слово.
2. Сообщение темы и целей урока. Учитель: Запишите число, классная работа. Послушайте шуточный рассказ. ( Слайд 1)
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим..
Учитель: Скажите, были ли в рассказе незнакомые вам слова? Какие?
Ученики: ответы учеников
Учитель: Посмотрите внимательно, при написании каких слов можно допустить ошибку? И в какой морфеме?
Ученики отвечают.
Учитель: Значит, на какую орфограмму в рассказе встретилось больше всего слов?
Ученики: В этом шуточном рассказе встретилось большинство слов на орфограмму «Буквы О, Ё после шипящих в корнях слов»
Учитель: Правильно. И сегодня на уроке мы еще раз поработаем именно с этой орфограммой. Сформулируйте тему нашего урока.
Ученики: Тема нашего урока «Буквы О, Ё после шипящих в корнях слов».
Учитель: Запишите эту тему в тетрадь.
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по замечательной стране «Орфографии». Закрепим правило: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова» (Слайд№2) и повторим изученные орфограммы в корне слова.
3. Артикуляционная гимнастика.
А поедем в страну «Орфография» на паровозике из «Ромашково». Итак, в добрый путь! Но что-то не двигается наш паровозик. Нужно сделать гимнастику для язычков: «Кукушка кукушонку купила капюшон...». (Гимнастика проводится в три этапа: сначала дети слушают скороговорку, затем проговаривают медленно и тихо, а потом быстро и громко.) -Теперь порядок, поехали!» (Слайд№3)
1) Подъезжаем к станции «Повторяйка» (слайд№4)
- Давайте вспомним, какое правило вы изучили на прошлых уроках? Ответы детей.(Чередующиеся гласные в корнях -раст-ращ,-рост,- лаг-лож)
- Правильно: Давайте его вспомним.
-В каких случаях в корнях –раст,-рос ,- лаг-лож пишется а?
А какие слова исключения вы знаете?( росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль)
Дети рассказывают правило, на доске висит опорная таблица.
Хорошо все справились с заданием. Движемся дальше.
2)-Вы любите играть?
Тогда остановимся на станции «Проверяйка».(Слайды №5,6)
Паровозик остановился и пошёл снег, но посмотрите, снежинки какие-то неправильные.
В них не хватает лучиков. Давайте создадим свои снежинки?
Для того, чтобы повторить пройденный материал, я напишу в серединках будущих снежинок корни для I -го варианта -раст-, -ращ-, -рос-, а для 2-го варианта –лаг,-лож. А вы должны будете придумать как можно больше слов с этими корнями, написать их в виде лучиков и построить снежинку. Раз, два, три – начали!
Проводится игра «Снежинка».
Детям раздаются листочки с нарисованными снежинками. Вокруг снежинки учащиеся пишут слова, затем сдают для проверки учителю. (Время на выполнение упражнения- 3 мин)
Молодцы, все очень хорошо постарались. Посмотрите, сколько намело снега. Скорей в поезд!
3) Внимание, подъезжаем к станции «Объясняйка». (слайд№7)
Но что за домик виднеется вдали?
- Читайте. -Алфавит. -Кто в нём живёт? -Буквы. -А сколько их? -33 буквы.
- Ребята, вы любите слушать сказки?
- Да.
- Тогда я вам расскажу сказку о «капризных шипящих». А вы мне поможете справиться с этими капризулями? Тогда слушайте: Дружно живут согласные с гласными в этом домике.
- Сколько согласных букв в русском языке? -21 согласная буква.
- А сколько гласных?
- 10 гласных и два знака, не обозначающих звуков - ъ и ь. Согласным без гласных никак не справиться. Вот они и стараются не обижать своих певучих подружек. Давайте, мы их пригласим сюда.
- Назовите все гласные буквы.
- А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. (Учитель прикрепляет буквы на магнитную доску.)
Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая.
- Назовите шипящие буквы, ребята. -Ж, Ш, Щ, Ч.
- Правильно. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят.
- Как вы думаете, почему?
- Существует правило: «Правописание гласных после шипящих».
- Расскажите его. (Рассказывают).
В корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О если можно подобрать проверочное слово с буквой Е. Жердочка-жердь.
Слова исключения: крыжовник, шорох, шов, капюшон.
А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё, ведь в корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О, например: жёлудь,шёпот, шёлк (учитель обращает внимание учащихся на опорную таблицу на доске). То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с О, но таких слов мало, они исключения из правила. Смотрите сами. (Обращение к таблице): крыжовник, шорох, шов, капюшон, шок, шомпол,шорник.
- Объясните их значение.
- Ответы учащихся.
Вот какие капризули! Осторожно с ними! Они шипящие!
- Понравилась, вам сказка о «капризных шипящих»?
- Да.
4)Приближаемся к станции «Запоминайка» (слайд№8)
Паровозик остановился, а вместе с нами на эту станцию приехали иностранцы. Да, слова иностранцы.
Учитель показывает их фотографии с зашифрованными именами.
-Как их зовут?
- Шофёр, Шоссе, Шоколад.
- Запишите эти имена в столбик в тетради(или в словарик) и запомните, что после шипящих в безударном положении пишется буква О. Это слова с непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить.
- Объясните их лексическое значение и составьте с ними словосочетания. 1-2 человека с места прочитают составленные словосочетания.
- Шофёр опытный,
- Шоссе широкое,
- Шоколад вкусный.
5) Ой, как мы устали! Давайте поедем на станцию «Угадайка» (слайд№ 9)
Ой, как много снега! Отложите, ребята, скорее ручки, поиграем в снежки! Ученики отгадывают слово, учитель за правильный ответ раздает снежки.
6) - Отдохнули? Красиво, ровно и правильно садитесь, мы помчимся на станцию «Закрепляйка»и там потренируемся в использовании правила на практике.
- А пока вы работали, я вспомнила пословицу, в которой есть слово на данную орфограмму. Свинья жёлуди ест, а дуба не примечает.
- Что означает эта пословица? -Ответы ребят.
- В каком произведении встречается?
- В басне «Свинья под дубом». -Кто написал басню «Свинья под дубом»?
- Крылов Иван Андреевич.
- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.
Ответ учащегося у доски.
Выписать из текста слова с изученной орфограммой. Орфограмму обозначить.(Дополнительно)
В раннее весеннее утро ребята во главе со стажёром провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждёт сторож. На голове у него шапчонка. Из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Сторож показывает ребятам самодельные щётки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.
7) Это была последняя станция, на которой мы должны были побывать.
Пора ехать домой в нашу школу № 23, но сначала повторим те правила, которые мы сегодня изучили.
4. Итог урока.
Вы сегодня хорошо потрудились, получили хорошие оценки. Мне было приятно с вами путешествовать. Сейчас каждый из вас может взять смайлик и рассказать нам о своем впечатлении от урока.
5. Домашнее задание (слайд№9)
Откройте дневники и запишите домашнее задание: повторите правила с. 207-212, № 756
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Местоимение" с использованием интерактивных возможностей информационного пространстра »
МКОУ «Приморская СОШ»
Конспект урока
по русскому языку
"Буквы о-ё после шипящих в корнях слов"
5-й класс
Разработал учитель
русского языка и литературы
Наследникова Ольга Геннадьевна
2014
Урок путешествие
Цель урока:
1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.
2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся.
3.Воспитательная. Воспитать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно.
Задачи:
1.Знать условия выбора о-ё после шипящих.
2.Закрепить умение выбора чередующихся в корне.
3. Уметь графически выделять орфограмму.
Оборудование: карточки по вариантам, снежинки, паровозик из «Ромашково», словарные слова, таблицы, мультипроектор, мультимедийный экран, презентация к уроку.
Ход урока:
1. 0рганизационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня такой прекрасный день. В классе должно царить хорошее настроение. Давайте повернемся друг к другу, подарим улыбку и скажем доброе слово.
2. Сообщение темы и целей урока. Учитель: Запишите число, классная работа. Послушайте шуточный рассказ. ( Слайд 1)
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим..
Учитель: Скажите, были ли в рассказе незнакомые вам слова? Какие?
Ученики: ответы учеников
Учитель: Посмотрите внимательно, при написании каких слов можно допустить ошибку? И в какой морфеме?
Ученики отвечают.
Учитель: Значит, на какую орфограмму в рассказе встретилось больше всего слов?
Ученики: В этом шуточном рассказе встретилось большинство слов на орфограмму «Буквы О, Ё после шипящих в корнях слов»
Учитель: Правильно. И сегодня на уроке мы еще раз поработаем именно с этой орфограммой. Сформулируйте тему нашего урока.
Ученики: Тема нашего урока «Буквы О, Ё после шипящих в корнях слов».
Учитель: Запишите эту тему в тетрадь.
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по замечательной стране «Орфографии». Закрепим правило: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова» (Слайд№2) и повторим изученные орфограммы в корне слова.
3. Артикуляционная гимнастика.
А поедем в страну «Орфография» на паровозике из «Ромашково». Итак, в добрый путь! Но что-то не двигается наш паровозик. Нужно сделать гимнастику для язычков: «Кукушка кукушонку купила капюшон...». (Гимнастика проводится в три этапа: сначала дети слушают скороговорку, затем проговаривают медленно и тихо, а потом быстро и громко.) -Теперь порядок, поехали!» (Слайд№3)
1) Подъезжаем к станции «Повторяйка» (слайд№4)
- Давайте вспомним, какое правило вы изучили на прошлых уроках? Ответы детей.(Чередующиеся гласные в корнях -раст-ращ,-рост,- лаг-лож)
- Правильно: Давайте его вспомним.
-В каких случаях в корнях –раст,-рос ,- лаг-лож пишется а?
А какие слова исключения вы знаете?(росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль)
Дети рассказывают правило, на доске висит опорная таблица.
Хорошо все справились с заданием. Движемся дальше.
2)-Вы любите играть?
Тогда остановимся на станции «Проверяйка».(Слайды №5,6)
Паровозик остановился и пошёл снег, но посмотрите, снежинки какие-то неправильные.
В них не хватает лучиков. Давайте создадим свои снежинки?
Для того, чтобы повторить пройденный материал, я напишу в серединках будущих снежинок корни для I -го варианта -раст-, -ращ-, -рос-, а для 2-го варианта –лаг,-лож. А вы должны будете придумать как можно больше слов с этими корнями, написать их в виде лучиков и построить снежинку. Раз, два, три – начали!
Проводится игра «Снежинка».
Детям раздаются листочки с нарисованными снежинками. Вокруг снежинки учащиеся пишут слова, затем сдают для проверки учителю. (Время на выполнение упражнения- 3 мин)
Молодцы, все очень хорошо постарались. Посмотрите, сколько намело снега. Скорей в поезд!
3) Внимание, подъезжаем к станции «Объясняйка». (слайд№7)
Но что за домик виднеется вдали?
- Читайте. -Алфавит. -Кто в нём живёт? -Буквы. -А сколько их? -33 буквы.
- Ребята, вы любите слушать сказки?
- Да.
- Тогда я вам расскажу сказку о «капризных шипящих». А вы мне поможете справиться с этими капризулями? Тогда слушайте: Дружно живут согласные с гласными в этом домике.
- Сколько согласных букв в русском языке? -21 согласная буква.
- А сколько гласных?
- 10 гласных и два знака, не обозначающих звуков - ъ и ь. Согласным без гласных никак не справиться. Вот они и стараются не обижать своих певучих подружек. Давайте, мы их пригласим сюда.
- Назовите все гласные буквы.
- А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. (Учитель прикрепляет буквы на магнитную доску.)
Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая.
- Назовите шипящие буквы, ребята. -Ж, Ш, Щ, Ч.
- Правильно. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят.
- Как вы думаете, почему?
- Существует правило: «Правописание гласных после шипящих».
- Расскажите его. (Рассказывают).
В корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О если можно подобрать проверочное слово с буквой Е. Жердочка-жердь.
Слова исключения: крыжовник, шорох, шов, капюшон.
А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё, ведь в корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О, например: жёлудь,шёпот, шёлк (учитель обращает внимание учащихся на опорную таблицу на доске). То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с О, но таких слов мало, они исключения из правила. Смотрите сами. (Обращение к таблице): крыжовник, шорох, шов, капюшон, шок, шомпол,шорник.
- Объясните их значение.
- Ответы учащихся.
Вот какие капризули! Осторожно с ними! Они шипящие!
- Понравилась, вам сказка о «капризных шипящих»?
- Да.
4)Приближаемся к станции «Запоминайка» (слайд№8)
Паровозик остановился, а вместе с нами на эту станцию приехали иностранцы. Да, слова иностранцы.
Учитель показывает их фотографии с зашифрованными именами.
-Как их зовут?
- Шофёр, Шоссе, Шоколад.
- Запишите эти имена в столбик в тетради(или в словарик) и запомните, что после шипящих в безударном положении пишется буква О. Это слова снепроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить.
- Объясните их лексическое значение и составьте с ними словосочетания. 1-2 человека с места прочитают составленные словосочетания.
- Шофёр опытный,
- Шоссе широкое,
- Шоколад вкусный.
5) Ой, как мы устали! Давайте поедем на станцию «Угадайка» (слайд№ 9)
Ой, как много снега! Отложите, ребята, скорее ручки, поиграем в снежки! Ученики отгадывают слово, учитель за правильный ответ раздает снежки.
6) - Отдохнули? Красиво, ровно и правильно садитесь, мы помчимся на станцию «Закрепляйка»и там потренируемся в использовании правила на практике.
- А пока вы работали, я вспомнила пословицу, в которой есть слово на данную орфограмму. Свинья жёлуди ест, а дуба не примечает.
- Что означает эта пословица? -Ответы ребят.
- В каком произведении встречается?
- В басне «Свинья под дубом». -Кто написал басню «Свинья под дубом»?
- Крылов Иван Андреевич.
- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.
Ответ учащегося у доски.
Выписать из текста слова с изученной орфограммой. Орфограмму обозначить.(Дополнительно)
В раннее весеннее утро ребята во главе со стажёром провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждёт сторож. На голове у него шапчонка. Из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Сторож показывает ребятам самодельные щётки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.
7) Это была последняя станция, на которой мы должны были побывать.
Пора ехать домой в нашу школу № 23, но сначала повторим те правила, которые мы сегодня изучили.
4. Итог урока.
Вы сегодня хорошо потрудились, получили хорошие оценки. Мне было приятно с вами путешествовать. Сейчас каждый из вас может взять смайлик и рассказать нам о своем впечатлении от урока.
5. Домашнее задание (слайд№9)
Откройте дневники и запишите домашнее задание: повторите правила с. 207-212, № 756