Тема урока: "Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных".
Цели урока:
1.познакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формировать условия выбора орфограммы: часть речи, часть слова, ударение; умение видеть орфограмму и её опознавательные признаки.
2. способствовать развитию мышления, логики, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы.
3. создать условия для воспитания взаимоуважения, любви к русскому языку, творческого воображения.
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Скажите, по каким признакам можно судить, что человек находится в хорошем настроении? А с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Посмотрите налево, посмотрите направо, пожмите друг другу руки. Ощущение тепла плавно переходит на ваши лица. Давайте улыбнёмся друг другу, гостям, пожелаем друг другу удачи, успеха и с хорошим настроением приступим к уроку.
Каждый урок - это новое открытие. И сегодня мы отправляемся в путешествие. А это дело довольно трудное, допускаются к нему только здоровые люди. Поэтому вам необходимо получить допуск - пройти контроль состояния своего здоровья. Дома вы подготовили пословицы и поговорки о здоровом образе жизни. ( зачитывают).
Молодцы! У вас отличное здоровье. Отправляемся в дорогу за новым открытием. Запишите в тетради число, классная работа. Эпиграф нашего урока: "Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает". (Роман Сэф). Не будем хныкать и скучать, будем изучать.
2. Повторение изученного.
-Начнём с лингвистической разминки. Диктант " Загадочный": записать отгадки, объяснить орфограммы. ( кто первым отгадал, записывает на доске)
*Зубов много, а ничего не ест. ( расчёска)
*Низок да колюч, сладок, а не пахуч.
Ягоду сорвёшь, всю руку обдерёшь. (крыжовник)
*В золотой клубочек, спрятался дубочек. ( жёлудь)
*Костяная спинка, жёсткая щетинка.
С мятной пастой дружит, нам усердно служит. (зуб.щётка)
*Не моторы, а гудят
Не пилоты, а летят
Не змеи, а жалят. (пчёлы)
- Что за орфограмма скрывается в этих словах? Где она находится? Что такое корень?
3. Объяснение нового материала.
Но, буквы О-Е могут стоять не только в корне, но и в окончании. И это тема нашего урока. Я предлагаю вам поработать в парах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях пишется О, в каких-Е?
У вас на столах лежат карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет идти правильным путём. Вывод запишите на карточку-правило.(См. Приложение)
-Что мы можем сказать о правописании О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных?
К такому выводу пришли мы с вами. А вдруг мы ошибаемся? Давайте обратимся к мудрейшему источнику знаний, к нашему учебнику. Сверим наши выводы.
4.Наблюдение на стр. 38 в учебнике.
5. Первичное восприятие материала.
Для закрепления научного открытия предлагаю следующее задание.
1) Работа с таблицей на доске.
Быть храбрец
гордец
ленивец
упрямец
Стать молодец
живописец
продавец
земледелец
Познакомиться горец
кавказец
тамбовец
норвежец
-Образуйте от данных слов слово в Т.п. ед.ч.. Выделите орфограмму.
Физминутка. "Письмо носом".
Представьте, что ваш нос-ручка, которой можно писать. В воздухе напишите носом ваше имя, имя соседа, название любимого блюда, любимого вида спорта и т. д.
6. Словарно-орфографическая работа.
Составить из букв слово (полотенце)
По толковому словарю посмотрим значение слова.( бельевое изделие в виде удлинённого полотнища для вытирания , обтирания. Личное, ручное, банное полотенце).
-Составьте предложение с этим словом, связав его с темой о здоровом образе жизни.
7.Закрепление изученного материала.
1) Игра" Назови другим словом". Распределить слова в 2 колонки.
Суп со свёклой называется...борщом.
Небольшой лес иначе называют...рощей.
Рисунок, картину, изображающую природу...пейзажем.
Человека, лечащего людей...врачом.
Границу по-другому называют...рубежом.
Невежливого, грубого человека...невежей.
Физминутка (произвольные движения)
-Прослушайте песню из М\ф" Бременские музыканты". Какое слово встретилось вам на нашу орфограмму. (дворцов) В какую колонку мы его запишем?
2) Выборочный диктант.
-У вас на столах задание. Ваша задача выписать слова на изученную сегодня орфограмму., вставляя пропущенные буквы.
Ч..рный, солнц..м, медвеж..нок, красавиц..й, ш..пот. кож..й, встреч..й, девч..нка, зайц..в. ж..лтый, луж..й, плащ..м, тяж..лый, ш..колад.
(проверка фронтально и несколько тетрадей индивидуально)
3) Работа с сигнальными карточками.
Рысцой, плечом, под крышей, кольцом, над рощей, птенцов, вереницей, плющом, за тучей, пейзажем, со свечой, за ландышем, с малышом.
4) Сочинение-миниатюра.
Ребята, открытие мы с вами сделали, на практике его проверили, а ведь теперь его надо оформить, запатентовать. А для этого необходимо создать небольшой текст, написать сочинение-миниатюру. Но текст будет особенный. В нём должны быть слова на изученную орфограмму.
8. Обобщение. Итог урока. Рефлексия.
-Какое открытие мы с вами сегодня сделали? Сформулируйте правило. Получили мы тот результат, который запланировали? С каким настроением вы уходите с урока?
9. Домашнее задание. (сочинение-миниатюра)
Приложение
Карточка со словами:
Свеч..й, свинц..м, задач..й, туч..й, борц..в, горц..в.
Карточка-информатор:
1. прочитай слово
2. поставь ударение.
3. выдели окончание
4. выдели основу, обрати внимание на звук, которым оканчивается основа. подчеркни букву.
5. сделай вывод
Карточка-правило:
В_____________существительных после____________
под ударением пишем____________, без ударения_____________