kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Безличные глаголы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Безличные глаголы

Цели:

- дать понятие о безличных глаголах (на материале безличных предложений), их лексическом значении, форме употребления; формировать умение отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи;

- развивать творческие способности учащихся; речь, логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы на основе наблюдений.

- воспитывать позитивное отношение к жизни.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

                                     Ход урока

  1. Организационный этап

2. Опрос. Проверка домашнего задания, обобщение ответов учащихся.

3. Изучение новой темы.

1. Слово учителя. Послушайте диалог.

      Заболела бабушка.

- Что-то целый день меня знобит, - пожаловалась она.

- Бабушка, кто тебя знобит? – заинтересовалась внучка.

- Никто, просто знобит.

- А разве так может быть?

- В жизни не бывает, - отвечала бабушка, - а в языке есть такие глаголы, которые нам так представляют действие, как будто оно делается само собой.

Это и есть безличные глаголы. Действие таких глаголов существует, но его никак нельзя соединить со словом в именительном падеже, обозначающим деятеля.

Мне необычайно повезло на рыбалке.

Очень быстро смеркается.

У старика ломило спину.

Вот попробуйте к этим глаголам подставить любое личное местоимение. В языке существуют глаголы, которые могут иметь только форму единственного числа 3-го лица: светает, рассветает, смеркается, вечереет, знобит, тошнит, брезжит. Таких глаголов немало, и называются они безличные, так как обозначают действия или состояния, которые протекают сами по себе, без действующего лица. Обычно они употребляются самостоятельно или в очень коротких предложениях.

Вечерело. Светает. Уже рассвело.

2. Наблюдение над упражнением 882

    Мы сидели с утра, но рыба                     С утра совсем не клевалось.

    не клевала.

    Пахла черемуха и влажная зелень.       Пахло черемухой и влажной

                                                                   зеленью.

- Сравните выделенные в предложениях глаголы.

-При каком глаголе-сказуемом есть действующее лицо (подлежащее)?       

-Какие глаголы не указывают на действие лица?

-Сделайте вывод: почему глаголы называются безличными?

3. Ознакомление с теоретическим материалом  учебника (с.285)

4. Закрепление темы.

1. Рабочая тетрадь, задание 191. Употреби безличные глаголы в настоящем времени.

Дышалось легко.          __________________________________

Сладко дремалось.       __________________________________

Петь не хотелось.          __________________________________

Подморозило лужи.       __________________________________

Начало таять.                __________________________________

2. Записать, ставя безличные глаголы в нужной форме. Подчеркните члены предложения.

1. На улиц. ре.ко (похолодать).

2. Сегодня немного (потеплеть).

3. Осенью рано (начинать смеркаться).

4. С утра сильно (морозить).

5. В доме темно, а на улиц. еще  (не стемнеть).

 3. Игра «Фокусник».

– Превратите личные глаголы в безличные.

Личные глаголы                           Безличные глаголы

Ветер дует в окно.

В окно сильно дует.

Розы хорошо пахнут.

На дворе моросит дождик.

Ветер сломал осину.

 4. Работа с упражнениями учебника.

Упражнение 883(устно),упражнения 884,885(письменно)

 5. Итог урока.

Работа с сигнальными карточками.

Учитель читает тезисы. Если тезис верный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если нет – красную.

1. Безличные глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица.

2. В предложении при безличном глаголе нет и не может быть подлежащего.        

3. Личный глагол может стать безличным.

4. В предложении безличные глаголы зависят от подлежащего.

5. Безличный глагол может употребляться в форме повелительного наклонения.

6. Безличные глаголы употребляются только в форме 3-го лица ед. ч. в. настоящем и будущем времени и только в форме ср.р. ед.ч. прошедшего времени.

 7. Безличные глаголы выражают-явления природы, состояние человека.

6. Этап информации о домашнем задании

§ 71, упр. 886, мини-сочинение о весне

VII. Этап рефлексии

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Безличные глаголы" »

Тема: Безличные глаголы

Цели:

- дать понятие о безличных глаголах (на материале безличных предложений), их лексическом значении, форме употребления; формировать умение отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи;

- развивать творческие способности учащихся; речь, логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы на основе наблюдений.

- воспитывать позитивное отношение к жизни.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.



Ход урока

  1. Организационный этап

2. Опрос. Проверка домашнего задания, обобщение ответов учащихся.

3. Изучение новой темы.

1. Слово учителя. Послушайте диалог.

Заболела бабушка.

- Что-то целый день меня знобит, - пожаловалась она.

- Бабушка, кто тебя знобит? – заинтересовалась внучка.

- Никто, просто знобит.

- А разве так может быть?

- В жизни не бывает, - отвечала бабушка, - а в языке есть такие глаголы, которые нам так представляют действие, как будто оно делается само собой.

Это и есть безличные глаголы. Действие таких глаголов существует, но его никак нельзя соединить со словом в именительном падеже, обозначающим деятеля.

Мне необычайно повезло на рыбалке.

Очень быстро смеркается.

У старика ломило спину.

Вот попробуйте к этим глаголам подставить любое личное местоимение. В языке существуют глаголы, которые могут иметь только форму единственного числа 3-го лица: светает, рассветает, смеркается, вечереет, знобит, тошнит, брезжит. Таких глаголов немало, и называются они безличные, так как обозначают действия или состояния, которые протекают сами по себе, без действующего лица. Обычно они употребляются самостоятельно или в очень коротких предложениях.

Вечерело. Светает. Уже рассвело.

2. Наблюдение над упражнением 882

Мы сидели с утра, но рыба С утра совсем не клевалось.

не клевала.

Пахла черемуха и влажная зелень. Пахло черемухой и влажной

зеленью.

- Сравните выделенные в предложениях глаголы.

-При каком глаголе-сказуемом есть действующее лицо (подлежащее)?

-Какие глаголы не указывают на действие лица?

-Сделайте вывод: почему глаголы называются безличными?

3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (с.285)

4. Закрепление темы.

1. Рабочая тетрадь, задание 191. Употреби безличные глаголы в настоящем времени.



Дышалось легко. __________________________________

Сладко дремалось. __________________________________

Петь не хотелось. __________________________________

Подморозило лужи. __________________________________

Начало таять. __________________________________


2. Записать, ставя безличные глаголы в нужной форме. Подчеркните члены предложения.

1. На улиц.. ре..ко (похолодать).

2. Сегодня немного (потеплеть).

3. Осенью рано (начинать смеркаться).

4. С утра сильно (морозить).

5. В доме темно, а на улиц.. еще (не стемнеть).


3. Игра «Фокусник».

– Превратите личные глаголы в безличные.


Личные глаголы

Безличные глаголы

Ветер дует в окно.

В окно сильно дует.

Розы хорошо пахнут.


На дворе моросит дождик.


Ветер сломал осину.



4. Работа с упражнениями учебника.

Упражнение 883(устно),упражнения 884,885(письменно)

5. Итог урока.

Работа с сигнальными карточками.

Учитель читает тезисы. Если тезис верный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если нет – красную.

1. Безличные глаголы, которые обозначают действия, происходящие

сами по себе, без действующего лица.

2. В предложении при безличном глаголе нет и не может быть

подлежащего.

3. Личный глагол может стать безличным.

4. В предложении безличные глаголы зависят от подлежащего.

5. Безличный глагол может употребляться в форме повелительного

наклонения.

6. Безличные глаголы употребляются только в форме 3-го лица ед. ч. в. настоящем и будущем времени и только в форме ср.р. ед.ч. прошедшего времени.

7. Безличные глаголы выражают-явления природы, состояние человека .


6. Этап информации о домашнем задании

§ 71, упр. 886, мини-сочинение о весне


VII. Этап рефлексии











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Безличные глаголы"

Автор: Мирзаева Зульфия Жангировна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198427

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока по русскому языку по теме "Безличные глаголы" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-biezlichnyie-ghlagholy"
    ["file_id"] => string(6) "107809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403456223"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "конспект урока "Безличные  глаголы""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekturokabiezlichnyieghlagholy"
    ["file_id"] => string(6) "267127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450294105"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока по теме "Односоставные предложения""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekturokapotiemieodnosostavnyiepriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "263356"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449512262"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока русского языка с элементами методики здоровьесберегающего обучения "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-s-eliemientami-mietodiki-zdorov-iesbierieghaiushchiegho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "129420"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415707223"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "220305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434574812"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства