- дать понятие о безличных глаголах (на материале безличных предложений), их лексическом значении, форме употребления; формировать умение отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи;
- развивать творческие способности учащихся; речь, логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы на основе наблюдений.
- воспитывать позитивное отношение к жизни.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
- Что-то целый день меня знобит, - пожаловалась она.
- Бабушка, кто тебя знобит? – заинтересовалась внучка.
- Никто, просто знобит.
- А разве так может быть?
- В жизни не бывает, - отвечала бабушка, - а в языке есть такие глаголы, которые нам так представляют действие, как будто оно делается само собой.
Это и есть безличные глаголы. Действие таких глаголов существует, но его никак нельзя соединить со словом в именительном падеже, обозначающим деятеля.
Мне необычайно повезло на рыбалке.
Очень быстро смеркается.
У старика ломило спину.
Вот попробуйте к этим глаголам подставить любое личное местоимение. В языке существуют глаголы, которые могут иметь только форму единственного числа 3-го лица: светает, рассветает, смеркается, вечереет, знобит, тошнит, брезжит. Таких глаголов немало, и называются они безличные, так как обозначают действия или состояния, которые протекают сами по себе, без действующего лица. Обычно они употребляются самостоятельно или в очень коротких предложениях.
Вечерело. Светает. Уже рассвело.
2. Наблюдение над упражнением 882
Мы сидели с утра, но рыба С утра совсем не клевалось.
не клевала.
Пахла черемуха и влажная зелень. Пахло черемухой и влажной
зеленью.
- Сравните выделенные в предложениях глаголы.
-При каком глаголе-сказуемом есть действующее лицо (подлежащее)?
-Какие глаголы не указывают на действие лица?
-Сделайте вывод: почему глаголы называются безличными?
3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (с.285)
4. Закрепление темы.
1. Рабочая тетрадь, задание 191. Употреби безличные глаголы в настоящем времени.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Безличные глаголы" »
Тема: Безличные глаголы
Цели:
- дать понятие о безличных глаголах (на материале безличных предложений), их лексическом значении, форме употребления; формировать умение отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи;
- развивать творческие способности учащихся; речь, логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы на основе наблюдений.
- воспитывать позитивное отношение к жизни.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
- Что-то целый день меня знобит, - пожаловалась она.
- Бабушка, кто тебя знобит? – заинтересовалась внучка.
- Никто, просто знобит.
- А разве так может быть?
- В жизни не бывает, - отвечала бабушка, - а в языке есть такие глаголы, которые нам так представляют действие, как будто оно делается само собой.
Это и есть безличные глаголы. Действие таких глаголов существует, но его никак нельзя соединить со словом в именительном падеже, обозначающим деятеля.
Мне необычайно повезло на рыбалке.
Очень быстро смеркается.
У старика ломило спину.
Вот попробуйте к этим глаголам подставить любое личное местоимение. В языке существуют глаголы, которые могут иметь только форму единственного числа 3-го лица: светает, рассветает, смеркается, вечереет, знобит, тошнит, брезжит. Таких глаголов немало, и называются они безличные, так как обозначают действия или состояния, которые протекают сами по себе, без действующего лица. Обычно они употребляются самостоятельно или в очень коротких предложениях.
Вечерело. Светает. Уже рассвело.
2. Наблюдение над упражнением 882
Мы сидели с утра, но рыба С утра совсем не клевалось.
не клевала.
Пахла черемуха и влажная зелень. Пахло черемухой и влажной
зеленью.
- Сравните выделенные в предложениях глаголы.
-При каком глаголе-сказуемом есть действующее лицо (подлежащее)?
-Какие глаголы не указывают на действие лица?
-Сделайте вывод: почему глаголы называются безличными?
3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (с.285)
4. Закрепление темы.
1. Рабочая тетрадь, задание 191. Употреби безличные глаголы в настоящем времени.