Предмет: русский язык
Класс: 8
Тема урока: «Они остались в памяти людской… Главные члены предложения»
Цели урока:
Образовательные:
- Систематизировать и обобщить в ходе урока знания по теме «Главные
члены предложения».
- Проверить знания, умения и навыки учащихся по данной теме; определить и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся.
Развивающие:
- Развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать изученные факты.
- Развивать умение грамотно пользоваться и правильно согласовать главные члены предложения в речи.
- Развивать умение работать как самостоятельно, так и в группе и коллективе (фронтальная, коллективная и индивидуальная работа).
- Формировать навыки правильного произношения и выразительного чтения.
- Обогащать активный словарный запас школьников.
- Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля при решении сложных орфографических и пунктуационных задач.
Воспитывающие.
- Патриотическое, духовно-нравственное воспитание учащихся, любовь к малой родине, к землякам-героям.
- Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Тип урока: урок обобщения и систематизации
Методы обучения: - перцептивные методы, частично-поисковые методы.
стимулирование и мотивация учения:
- стимулирование интереса к учению
- стимулирования долга и ответственности к учению - убеждение в
значимости учения, поощрение в учении;
контроль и самоконтроль в обучении:
- устный контроль – индивидуальный, фронтальный опрос.
Технологии:
- здоровьесберегающие;
- ИКТ (Кадр из фильма, презентация сопровождает все этапы урока).
Формы организации работы учащихся:
-групповая и индивидуальная деятельность учащихся;
-фронтальная
Дидактические средства: проектор; экран; компьютер; кадры из фильма, таблички, книги и фотографии о героях.
Методическая литература: М.М. Разумовская. Русский язык. 8 класс,
Г.А Богданова. Уроки русского языка в 8 классе.
План урока:
- Организационный момент.
- Эпизоды из кинофильма о Герое России Валерии Иванове.
- Вступительное слово учителя и сообщение темы, цели урока.
- Работа с текстом.
- Групповая работа.
- Физкультминутка.
- Заочная экскурсия на родину героев.
- Домашнее задание.
- Итог урока. Рефлексия. Оценивание.
Ход урока
- Организационный момент.
Эпиграф: Они нашли себе судьбу святую:
За Отчизну голову склонить.
В. Якимов.
- Эпизоды из кинофильма о Герое России Валерии Иванове( показ эпизода из фильма)
- Вступительное слово учителя и сообщение темы, цели урока.
Учитель. Ребята, сейчас мы посмотрели эпизод из фильма, который создали наши ученики. Это не зря, потому что мы вновь и вновь вспоминаем защитников Отечества, особенно наших героев-земляков.
На землю приходят одни, чтоб уйти.
Другие уходят, чтобы вернуться.
Вернуться в граните, вернуться в стихах
И в память народную чтобы вернуться. В. Якимов. (Слайд)
Сегодня проведём урок «Они остались в памяти людской…», урок-практикум по теме «Главные члены предложения». Повторим изученное о главных членах предложения на основе краеведческого материала. Приведём в систему знания о главных членах предложения, научимся их применять на практике. Узнаем побольше о неизвестных фактах из жизни Героев-земляков.
Открываем тетради, запишем число, классная работа и тему урока.
- Работа с текстом.
Учитель. А теперь послушайте текст о наших земляках. Это была статья в газете о подвигах наших Героев-земляков.
Работа с текстом «Шагнули они в бессмертие…»(Слайд)
- Чтение текста учеником.
Вопросы учителя:
- Что же является «скелетом» каждого предложения? ( Его грамматическая основа).
- А что составляет грамматическую основу предложения? (Главные члены предложения, подлежащее и сказуемое).
- Давайте найдём в тексте главные члены предложения? Я хочу удостовериться, умеете ли вы находить их. Например: (ответы ребят)
- А чем выражены главные члены предложения? (Ответы)
Одно понравившееся предложение записать в тетрадь и подчеркнуть главные члены предложения.
- Задания по группам.
Сейчас мы с вами поработаем в группах.
1 группа. Составить таблицу «Способы выражения подлежащего».
Чем выражено
Свой пример
- Много-много лет тому назад умирал в бою солдат. (сущ.)
- Это было в Румынии…(мест.)
- На землю приходят одни, чтоб уйти. (числ.)
Другие приходят, чтобы вернуться.(мест.)
- Жизнь прожить – не поле перейти. (н.ф.гл.)
- Два бойца сидят в дозоре над холодною водой. (неделим. с/с)
Из группы 1 ученик делает сообщение о способах выражения подлежащего со своими примерами из таблицы.
2 группа. Составить таблицу «Виды сказуемых», дополнить свои примеры.
Виды сказуемых
Чем выражено
Свой пример
- Простое глагольное сказуемое
- Составное глагольное сказуемое
- Составное именное сказуемо
- А разве подвиг можно повторить? (сост.гл.сказ.)
- Подвиг всегда неповторим. (сост. имен.сказ.)
- Гвардии лейтенант Прохоров геройски погиб в бою 19 сентября 1944 года. (прост.глаг. сказ.)
Из группы 1 ученик делает сообщение о видах сказуемого и способах его выражения со своими примерами из таблицы.
3 группа. Перевод текста с русского на марийский язык.
Зинон Прохоров был тяжело ранен. Он пополз к пулемёту. Бойцы видели, как их командир своим телом закрыл амбразуру, и вражеский пулемёт замолк. Бойцы решительно бросились в атаку и освободили село Ходош. Гвардии лейтенант Прохоров геройски погиб в бою 19 сентября 1944 года.
-Марийский перевод читает ученик.
Учитель: молодцы, справились с заданием.
6. А сейчас физкультминутка.
У ребят-мальчишек у всех одна дорога –
Наступает время в армии служить.
А потом вернуться к отчему порогу,
Радоваться жизни, и любить, и жить.
Ах, дембель, ах, дембель!
Лишь сутки остались,
Чтоб снова вернуться домой.
Последние сутки вечными стали –
Рванулся в бессмертный ты бой.
- Д. Б. Олыкъял.
Учитель. Ребята, мы с вами оказались в д. Большой Олыкъял, это небольшая деревенька – родина наших Героев. Перед нами Аллея героев (слайд).
Все мы с вами знаем, что слева от Аллеи находится Дом-музей. Мы должны войти в музей. В музей войти имеют право только те, кто правильно выполнит задание.
Задание: «Вылечить» «заболевшее» предложение.
- Их память всегда будет жить в наших сердцах. (слайд)
Правильный вариант:
- Память о них всегда будет жить в наших сердцах. (слайд)
Фото в музее. (слайд)
Вопрос учителя:- А почему мы вошли в музей? Как вы думаете? С чем это связано?
Ответы: Приближается 29 ноября, это день рождения Валерия Иванова.
Также 25 ноября – День матери.
Учитель: - Послушайте песню «Матери». Слова и музыка Виктора Якимова.
Исполнит её Валентина Алексеевна Якимова – учитель музыки.
Учитель: Поздравляю всех с наступающим Днём матери. И вы, ребята, не забудьте поздравить своих мам. Особенно маму Валерия Иванова, Нину Николаевну, вместе с классным руководителем. Она одна, без сына, без супруга, ей тяжело. Какое горе - потерять единственного сына.
И пусть наши земляки – два Героя - останутся в наших сердцах.
Чтобы выйти из музея, мы должны выполнить ещё одно задание.
Посмотрите на предложение. (слайд)
Ваш долг – честно защищать Родину. (У доски работает ученик, находит главные члены предложения и указывает способы их выражения).
Вопросы:- С каким правилом связано данное предложение? ( Тире между подлежащим и сказуемым).
- Почему ставится тире? (Правило).
Учитель: Посмотрите ещё раз правило в учебнике и постарайтесь запомнить.
- Выход из музея.
8. Домашнее задание
Итак, наш урок подходит к концу. Дом. зад.
1 группа - выписать 5 предложений из книги «Шагнул в бессмертие» (О В. Иванове) и определить способы выражения главных членов предложения.
2 группа - выписать 5 предложений из книги «Неизвестные факты из жизни Героя» (О З. Прохорове) и определить способы выражения главных членов предложения.
- Группа - Перевод текста с русского на марийский язык (даётся готовый текст)
9. Итог урока и оценивание.
Итак, мы повторили «Главные члены предложения». Много узнали о наших земляках – героях. Ребята, вы все были активные на уроке (Оценки).
Вывод: В судьбе З. Прохорова и В. Иванова ещё много «белых пятен». Ищите и находите, находите и вновь ищите! Дополняйте и уточняйте, они остались в памяти людской… (Слайд и фото)
.