Конспект урока
Аннотация
1) Автор урока:
преподаватель русского языка и методики преподавания русского языка Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
Попова С. В.
2) Описание урока
- Тема: Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза»
- Предметная область: литературное чтение в начальных классах.
- Участники урока: учащиеся 3 класса
- Цель: формирование представления о личности писателя и его произведении.
Дидактические и методические задачи:
- Создать условия
- для формирования необходимого уровня читательской компетентности;
- овладения техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- овладения приёмами интерпретации текста (составление монологического высказывания – характеристики поэтического образа, выразительное чтение);
- формирования умения высказывать и пояснять свою точку зрения;
- восприятия поэтического произведения как особого вида искусства;
- знакомства с культурно-историческим наследием, общечеловеческими ценностями.
Время работы –1 час.
Источники информации:
1. http://www dic.academic.ru;
2. www.wikipedia.org.;
3. Детская литература. Учебник под ред. Е. О. Путиловой.- М., «Академия», 2008.
4. Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С. Детская книга и детское чтение. - М., «Академия», 1999.
Ход урока
1. Актуализация изученного. Целеполагание.
- Мы продолжаем открывать для себя мир поэтических произведений. Фамилии разных авторов станут для вас знакомыми и близкими: Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.К. Толстой и другие.
- Прочитайте слова:
Поэт
Поэзия: стихотворения, басни, поэмы, сказки.
Поэтический
Поэтичный
- Кого называют поэтом? (автора стихотворных, поэтических произведений).
- Что называют поэзией? (Поэзия - творчество поэта, стихотворные произведения).
- Прочитайте строчку слов, называющих стихотворные произведения. (Уточняем: поэма – большое произведение в стихах).
- От слова «поэзия» образовались слова «поэтический» и «поэтичный» (Поэтический – творческий, прекрасный, созданный по законам поэзии; поэтичный – очаровательный).
- Посмотрите на иллюстрацию. Она поэтична. На что она настраивает? (Летают кони в темном поднебесье, резные сказочные дворцовые ворота открывают другой мир, в котором живут принцы и принцессы – это то, о чем поведают нам поэтические произведения).
-Легко ли читать стихи? Как научиться это делать? (Обсуждение)
-Сформулируем наши советы в виде рекомендаций всем тем, кто хочет научиться читать поэтические произведения и полюбить поэзию.
1. Вначале надо читать стихи для себя: научиться не только видеть слова и буквы, но и представить те картины, которые словом рисует поэт.
2. Для этого следует читать медленно; закрыв глаза, вспомнить, представить, что видел, что можешь вообразить, мысленно увидеть картину, подсказанную словом.
3. При чтении вслух слова произноси понятно, «не глотай» звуков и слогов, произноси слова в два раза медленнее, чем обычно. Научись слушать себя.
- Итак, в путь, начинаем путешествие в мир поэзии.
2. Этап усвоения и отработки новых знаний.
- Прочитайте фамилию, имя, отчество поэта, чьё произведение в центре нашего внимания сегодня на уроке.
Тютчев Федор Иванович.
- Рассмотрите разворот учебника: иллюстрации, портрет, сведения об авторе.
- Что узнали о поэте?
- Мы увидели портрет Ф.И. Тютчева, узнали, что родился Ф.И. Тютчев более 200 лет назад (1803-1873), а вот стихи его читают и помнят до сих пор. Почему помнят? Почему читают? Мы ответим на этот вопрос после того, как обратимся к его стихотворению.
- Рассмотрите сборники произведений Ф.И. Тютчева. Они подскажут, о чем говорит поэт в своих произведениях.
- Итак, это стихи о природе. Составим семью слов, может, она даст нам ещё одну подсказку (можно в виде лепестков цветка).
- Вырос у нас прекрасный цветок из слов, дорогих и близких.
- Что же подсказал нам прекрасный словесный цветок? О чем эти стихи? (О природе, о родине, о дорогом для нас – родном и близком в жизни).
- Докажем. Прочитаем название стихотворения Ф. И. Тютчева.
-«Весенняя гроза».
- Кто наблюдал это явление природы? Расскажите, что вы видите, слышите, чувствуете в грозу (обсуждение).
-А теперь читаем стихотворение и продолжаем всматриваться, вслушиваться в окружающий мир, учимся чувствовать его.
- Ещё раз послушаем, как звучит слово-название явления природы (гр-р-роза).
- Что услышали? (шум, рокотанье, звуки [ гр-гр-гр ] как бы передают грохотанье грома).
- Прочитаю стихотворение, следите за мной, ответьте на вопрос, каким настроением проникнуто стихотворение? (Чувством радости, буйного веселья, наслаждения).
- Чему радуется поэт? (наступлению весны).
- Почему весна радует поэта? Перечитаем стихотворение. Представим картины, нарисованные поэтом, поймем Ф.И. Тютчева, его мысли и чувства.
- Чтение по строфам.
-Что говорит первая часть-строфа о чувствах автора? (Выражает яркое, сильное чувство - «Люблю…»)
- Какая картина представляется поэту? (голубое просторное небо).
- Что слышим? Какими словами переданы звуки первой грозы? (пер-р-р-рвый гр-ом; р-резвяся и игр-рая, гр-рохочет).
- Резвяся, резвиться – что значит? (играть, веселиться).
- Итак, уже в первой части много слов с повторяющимися звуками, помогающими «услышать» грозу.
- Перечитайте вслух первую строфу, передавая чувство любви автора, радости его (1-2 учащихся).
-Чтение второй строфы.
-Как усиливаются звуки грозы? («Гр-ремят р-раскаты молодые»., «…дождик
бр-рызнул»…)
-Как меняется на глазах весенняя природа? Что мы видим? («…пыль-ль л-летит; повисли перл-лы…»; «зол-лотит»).
- Какие звуки передают эти слова?
Грохот, раскаты грома - [ гр-р-р ];
Шум дождя, звуки льющейся воды - [л-л-л, л,-л,-л, ];
Стук капель - тук-тук-тук - [ т-т-т ].
- Почему дождик сравнивается с пылью? (Мелкие-мелкие капли дождя, как пыль, поднятая ветром, и глядеть на окружающее можно только через пелену, через туман мелких капелек дождя. Красиво!)
- Какое выражение подтверждает эту мысль? (перлы – жемчужины, драгоценные украшения, бело-желтого, бело-розового цвета).
- Почему о каплях дождя так сказано: «повисли перлы дождевые»?
(Как бусины-украшения, капли дождя, переливаясь, блестят на солнце).
- Это необыкновенно. Всмотритесь в рисунок художника: слева разбрызгивает свои лучи золотое солнце, справа – легкие тучи и блестящая, отливающая золотом дождевая пыль:
«солнце нити золотит». Так увидели тютчевские строки художник и мы.
- Перечитаем вторую строфу. Какое настроение постараемся передать?
- Об этом прямо не сказано, но чувствуется: автор любуется картиной грозовой весны, первой грозы, наслаждается разлитой в окружающем мире красотой, хочет поделиться радостью с читателями, подбирает такие слова и выражения, которые эту радость и любовь передают.
- Прочитайте самостоятельно третью строфу.
- Закроем глаза – представим, что поэт позволил нам «увидеть».
- А теперь подумаем, какие слова помогли в нашем воображении родиться такой картине?
Видим:
«…поток проворный» – (поток – стремительно текущая масса воды)
- «С горы бежит…» - вниз, очень быстро.
- А что позволяет услышать третья строфа?
-Шум стремительно бегущей воды – провор-рного потока – быстрого, торопливого, ловкого - ведь растаял снег, идет дождь – воды много).
- Слышим птичий гам (гам – шум; беспорядочный гул голосов).
- Голоса птиц… Какими они могут быть?
-Чему рады птицы?
-Многие прилетели домой. Их песня - это и стук, и клекот, и уханье и мелодичные, музыкальные переливы – тех, кто вернулся, и тех, кто зимовал.
- А о каком «гаме лесном» пишет поэт? (шум ветра, шелест, шепот листьев, веточек; звуки лесных обитателей).
- А «шум нагорный»? (в горах эхо, простор, любой звук усиливается: и шум потоков воды, и шум дождя, ветра).
- Можно ли по этой части судить о настроении автора? (Веселье, оживление в природе радует поэта).
- Весна – пора пробуждения природы, рождения нового, приход тепла, ярких солнечных лучей – это радует и нас, близко нам и понятно.
- И последняя строфа. Читаем молча. Вдумаемся: все ли понятно?
Геба – в греческой мифологии: богиня вечной юности, дочь Зевса, подносила богам чудесный напиток – нектар;
Зевс (Зевес) – верховный, главный бог, владыка богов и людей. Его можно было узнать по отличительным признакам: он, царь богов и людей, имел щит, скипетр – жезл, трость, украшенную резьбой, драгоценными камнями. Знаком смелости и мужества владельца был орел - хищная птица, сильная и гордая, с изогнутым клювом. О Зевсе узнаем из древнегреческих мифов, народных сказаний о богах, героях, царях.
- Последняя строфа – обращение к собеседнику или собеседнице, которые предлагают свое фантастическое, сказочное объяснение: гроза - это шутки богов. Веселая, легкомысленная дочь верховного бога Зевса, кормя орла, царственную птицу своего могучего отца, будто бы пролила из сосуда (кубка, чаши) с неба воду – громокипящий – обрушивающийся с громом, молнией поток воды…Придумано удивительно прекрасно, радостно, весело.
3. Итог урока. Рефлексия.
- Составляем речевую партитуру с целью подготовки к выразительному чтению.
-Отрабатываем выразительное чтение стихотворения.
-Поделитесь своим впечатлением о прочитанном стихотворении.
-Эта сказочная картина захватывает нас и усиливает восторженное отношение ко всему увиденному и услышанному в стихотворении Ф. И. Тютчева. Поэтому к стихам этого автора хочется обращаться снова и снова – испытать душевную радость, бодрость, веселье.
4. Этап информирования учащихся о домашнем задании.
Самостоятельно прочитать новые стихи Ф.И. Тютчева (без названия), придумать им заголовок. Выберите одно для чтения вслух в классе. Обоснуйте свой выбор (докажите, почему выбрали именно это стихотворение).