kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: Ф. И. Тютчев. "Весенняя гроза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Аннотация

1) Автор урока:

преподаватель русского языка и методики преподавания русского языка Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

Попова С. В.

2) Описание урока

  • Тема: Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза»
  • Предметная область: литературное чтение в начальных классах.
  • Участники урока: учащиеся 3 класса
  • Цель: формирование  представления о личности писателя и его произведении.

      Дидактические и методические задачи:

  • Создать условия
  • для формирования необходимого уровня читательской  компетентности;
  • овладения техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • овладения приёмами интерпретации текста (составление монологического высказывания – характеристики поэтического образа, выразительное чтение);
  • формирования умения высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • восприятия поэтического произведения как особого вида искусства;
  • знакомства с культурно-историческим наследием, общечеловеческими ценностями.

    Время работы –1  час.

Источники информации:

1. http://www dic.academic.ru;

2. www.wikipedia.org.;

3. Детская литература. Учебник под ред. Е. О. Путиловой.- М., «Академия», 2008.

4. Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С. Детская книга и детское чтение. - М., «Академия», 1999.

Ход урока

1. Актуализация изученного. Целеполагание.

- Мы продолжаем открывать для себя мир поэтических произведений. Фамилии разных авторов станут для вас знакомыми и близкими: Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.К. Толстой и другие.

- Прочитайте слова:

Поэт

Поэзия: стихотворения, басни, поэмы, сказки.

Поэтический

Поэтичный

- Кого называют поэтом? (автора стихотворных, поэтических произведений).

- Что называют поэзией? (Поэзия - творчество поэта, стихотворные произведения).

- Прочитайте строчку слов, называющих стихотворные произведения. (Уточняем: поэма – большое произведение в стихах).

- От слова «поэзия» образовались слова «поэтический» и «поэтичный» (Поэтический – творческий, прекрасный, созданный по законам поэзии; поэтичный – очаровательный).

- Посмотрите на иллюстрацию. Она поэтична. На что она настраивает? (Летают кони в темном поднебесье, резные сказочные дворцовые ворота открывают другой мир, в котором живут принцы и принцессы – это то, о чем поведают нам поэтические произведения).

-Легко ли читать стихи? Как научиться  это делать? (Обсуждение)

-Сформулируем наши советы в виде рекомендаций всем тем, кто хочет научиться читать поэтические произведения и полюбить поэзию.

1. Вначале надо читать стихи  для себя: научиться не только видеть слова и буквы,  но и представить те картины, которые словом рисует поэт.

2. Для этого следует читать медленно; закрыв глаза, вспомнить, представить, что видел, что можешь вообразить, мысленно увидеть картину, подсказанную словом.

3. При чтении вслух слова произноси понятно, «не глотай» звуков и слогов, произноси слова в два раза медленнее, чем обычно. Научись слушать себя.

- Итак, в путь, начинаем путешествие в мир поэзии.

2. Этап усвоения и отработки новых знаний.

- Прочитайте фамилию, имя, отчество поэта, чьё произведение в центре нашего внимания сегодня на уроке.

Тютчев Федор Иванович.

- Рассмотрите разворот учебника: иллюстрации, портрет, сведения об авторе.

- Что узнали о поэте?

- Мы увидели портрет Ф.И. Тютчева, узнали, что родился Ф.И. Тютчев более 200 лет назад (1803-1873), а вот стихи его читают и помнят до сих пор. Почему помнят? Почему читают? Мы ответим на этот вопрос после того, как обратимся к его стихотворению.

- Рассмотрите сборники произведений  Ф.И. Тютчева. Они подскажут, о чем говорит поэт в своих произведениях.

- Итак, это стихи о природе. Составим семью слов, может, она даст нам ещё одну подсказку (можно в виде лепестков цветка).

- Вырос у нас прекрасный цветок из слов, дорогих и близких.

- Что же подсказал нам прекрасный словесный цветок? О чем эти стихи? (О природе, о родине, о дорогом для нас – родном и близком в жизни).

- Докажем. Прочитаем название стихотворения Ф. И. Тютчева.

-«Весенняя гроза».

- Кто наблюдал это явление природы? Расскажите, что вы видите, слышите, чувствуете в грозу (обсуждение).

-А теперь читаем стихотворение и продолжаем всматриваться, вслушиваться в окружающий мир, учимся чувствовать его.

- Ещё раз послушаем, как звучит слово-название явления природы (гр-р-роза).

- Что услышали? (шум, рокотанье, звуки  [ гр-гр-гр ] как бы передают грохотанье грома).

- Прочитаю стихотворение, следите за мной, ответьте на вопрос, каким настроением проникнуто стихотворение? (Чувством радости, буйного веселья, наслаждения).

- Чему радуется поэт? (наступлению весны).

- Почему весна радует поэта? Перечитаем стихотворение. Представим картины, нарисованные поэтом, поймем Ф.И. Тютчева, его мысли и чувства.

- Чтение по строфам.

-Что говорит первая часть-строфа о чувствах автора? (Выражает яркое, сильное чувство - «Люблю…»)

- Какая картина представляется поэту? (голубое просторное небо).

- Что слышим? Какими словами переданы звуки первой грозы? (пер-р-р-рвый гр-ом; р-резвяся и игр-рая, гр-рохочет).

- Резвяся, резвиться – что значит? (играть, веселиться).

- Итак, уже в первой части много слов с повторяющимися звуками, помогающими «услышать» грозу.

- Перечитайте вслух первую строфу, передавая чувство любви автора, радости его (1-2 учащихся).

-Чтение второй строфы.

-Как усиливаются звуки грозы? («Гр-ремят  р-раскаты молодые»., «…дождик

бр-рызнул»…)

-Как меняется на глазах весенняя природа? Что мы видим? («…пыль-ль л-летит; повисли перл-лы…»; «зол-лотит»).

- Какие звуки передают эти слова?

Грохот, раскаты грома - [ гр-р-р ];

Шум дождя, звуки льющейся воды  - [л-л-л, л,-л,-л, ];

Стук капель - тук-тук-тук - [ т-т-т ].

- Почему дождик сравнивается с пылью? (Мелкие-мелкие капли дождя, как пыль, поднятая ветром, и глядеть на окружающее можно только через пелену, через туман мелких капелек дождя. Красиво!)

- Какое  выражение подтверждает эту мысль? (перлы – жемчужины, драгоценные украшения, бело-желтого, бело-розового цвета).

- Почему  о каплях дождя так сказано: «повисли перлы дождевые»?

(Как бусины-украшения, капли дождя, переливаясь, блестят на солнце).

- Это необыкновенно. Всмотритесь в рисунок художника: слева разбрызгивает свои лучи золотое солнце, справа – легкие тучи и блестящая, отливающая золотом дождевая пыль:

 «солнце нити золотит». Так увидели тютчевские строки художник и мы.

- Перечитаем вторую строфу. Какое настроение постараемся передать?

- Об этом прямо не сказано, но чувствуется: автор любуется картиной грозовой весны, первой грозы, наслаждается разлитой в окружающем мире красотой, хочет поделиться радостью с читателями, подбирает такие слова и выражения, которые эту радость и любовь передают.

- Прочитайте самостоятельно третью строфу.

- Закроем глаза – представим, что поэт позволил нам «увидеть».

- А теперь подумаем, какие слова помогли в нашем воображении родиться такой картине?

Видим:

«…поток проворный» – (поток – стремительно текущая масса воды)

- «С горы бежит…» - вниз, очень быстро.

- А что позволяет услышать третья строфа?

-Шум стремительно бегущей воды – провор-рного потока – быстрого, торопливого, ловкого - ведь растаял снег, идет дождь – воды много).

- Слышим птичий гам (гам – шум; беспорядочный гул голосов).

- Голоса птиц… Какими они могут быть?

-Чему рады птицы?

-Многие прилетели домой. Их песня - это и стук, и клекот, и уханье и мелодичные, музыкальные переливы –  тех, кто вернулся, и тех, кто зимовал.

- А о каком «гаме лесном» пишет поэт? (шум ветра, шелест, шепот листьев, веточек; звуки лесных обитателей).

- А «шум нагорный»? (в горах эхо, простор, любой звук усиливается: и шум потоков воды, и шум дождя, ветра).

- Можно ли по этой части судить о настроении автора? (Веселье, оживление в природе радует поэта).

- Весна – пора пробуждения природы, рождения нового, приход тепла, ярких солнечных лучей – это радует и нас, близко нам и понятно.

- И последняя строфа. Читаем молча. Вдумаемся: все ли понятно?

Геба – в греческой мифологии: богиня вечной юности, дочь Зевса, подносила богам чудесный напиток – нектар;

Зевс (Зевес) – верховный, главный бог, владыка богов и людей. Его можно было узнать по отличительным признакам: он, царь богов и людей, имел щит, скипетр – жезл, трость, украшенную резьбой, драгоценными камнями. Знаком смелости и мужества владельца был орел - хищная птица, сильная и гордая, с изогнутым клювом. О Зевсе узнаем из древнегреческих мифов, народных сказаний о богах, героях, царях.

- Последняя строфа – обращение к собеседнику или собеседнице, которые предлагают свое фантастическое, сказочное объяснение: гроза - это шутки богов. Веселая, легкомысленная дочь верховного бога Зевса, кормя орла, царственную птицу своего могучего отца, будто бы пролила из сосуда (кубка, чаши) с неба воду – громокипящий – обрушивающийся с громом, молнией поток воды…Придумано удивительно прекрасно, радостно, весело.

3. Итог урока. Рефлексия.

- Составляем речевую партитуру с целью подготовки к выразительному чтению.

-Отрабатываем выразительное чтение стихотворения.

-Поделитесь своим впечатлением о прочитанном стихотворении.

-Эта сказочная картина захватывает нас и усиливает восторженное отношение ко всему увиденному и услышанному в стихотворении Ф. И. Тютчева. Поэтому к стихам этого автора  хочется обращаться снова и снова – испытать душевную радость, бодрость, веселье.

4. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Самостоятельно прочитать новые стихи Ф.И. Тютчева (без названия), придумать им заголовок. Выберите одно для чтения вслух в классе. Обоснуйте свой выбор (докажите, почему выбрали именно это стихотворение).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Ф. И. Тютчев. "Весенняя гроза"»

Конспект урока


Аннотация

1) Автор урока:

преподаватель русского языка и методики преподавания русского языка Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»


Попова С. В.


2) Описание урока

  • Тема: Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза»

  • Предметная область: литературное чтение в начальных классах.

  • Участники урока: учащиеся 3 класса

  • Цель: формирование представления о личности писателя и его произведении.


Дидактические и методические задачи:

  • Создать условия

  • для формирования необходимого уровня читательской компетентности;

  • овладения техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

  • овладения приёмами интерпретации текста (составление монологического высказывания – характеристики поэтического образа, выразительное чтение);

  • формирования умения высказывать и пояснять свою точку зрения;

  • восприятия поэтического произведения как особого вида искусства;

  • знакомства с культурно-историческим наследием, общечеловеческими ценностями.

Время работы –1 час.


Источники информации:

1. http://www dic.academic.ru;

2. www.wikipedia.org.;

3. Детская литература. Учебник под ред. Е. О. Путиловой.- М., «Академия», 2008.

4. Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С.. Детская книга и детское чтение. - М., «Академия», 1999.


Ход урока


1. Актуализация изученного. Целеполагание.

- Мы продолжаем открывать для себя мир поэтических произведений. Фамилии разных авторов станут для вас знакомыми и близкими: Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.К. Толстой и другие.

- Прочитайте слова:

Поэт

Поэзия: стихотворения, басни, поэмы, сказки.

Поэтический

Поэтичный

- Кого называют поэтом? (автора стихотворных, поэтических произведений).

- Что называют поэзией? (Поэзия - творчество поэта, стихотворные произведения).

- Прочитайте строчку слов, называющих стихотворные произведения. (Уточняем: поэма – большое произведение в стихах).

- От слова «поэзия» образовались слова «поэтический» и «поэтичный» (Поэтический – творческий, прекрасный, созданный по законам поэзии; поэтичный – очаровательный).

- Посмотрите на иллюстрацию. Она поэтична. На что она настраивает? (Летают кони в темном поднебесье, резные сказочные дворцовые ворота открывают другой мир, в котором живут принцы и принцессы – это то, о чем поведают нам поэтические произведения).

-Легко ли читать стихи? Как научиться это делать? (Обсуждение)

-Сформулируем наши советы в виде рекомендаций всем тем, кто хочет научиться читать поэтические произведения и полюбить поэзию.

1. Вначале надо читать стихи для себя: научиться не только видеть слова и буквы, но и представить те картины, которые словом рисует поэт.

2. Для этого следует читать медленно; закрыв глаза, вспомнить, представить, что видел, что можешь вообразить, мысленно увидеть картину, подсказанную словом.

3. При чтении вслух слова произноси понятно, «не глотай» звуков и слогов, произноси слова в два раза медленнее, чем обычно. Научись слушать себя.

- Итак, в путь, начинаем путешествие в мир поэзии.

2. Этап усвоения и отработки новых знаний.

- Прочитайте фамилию, имя, отчество поэта, чьё произведение в центре нашего внимания сегодня на уроке.

Тютчев Федор Иванович.

- Рассмотрите разворот учебника: иллюстрации, портрет, сведения об авторе.

- Что узнали о поэте?

- Мы увидели портрет Ф.И. Тютчева, узнали, что родился Ф.И. Тютчев более 200 лет назад (1803-1873), а вот стихи его читают и помнят до сих пор. Почему помнят? Почему читают? Мы ответим на этот вопрос после того, как обратимся к его стихотворению.

- Рассмотрите сборники произведений Ф.И. Тютчева. Они подскажут, о чем говорит поэт в своих произведениях.

- Итак, это стихи о природе. Составим семью слов, может, она даст нам ещё одну подсказку (можно в виде лепестков цветка).

- Вырос у нас прекрасный цветок из слов, дорогих и близких.

- Что же подсказал нам прекрасный словесный цветок? О чем эти стихи? (О природе, о родине, о дорогом для нас – родном и близком в жизни).

- Докажем. Прочитаем название стихотворения Ф. И. Тютчева.

-«Весенняя гроза».

- Кто наблюдал это явление природы? Расскажите, что вы видите, слышите, чувствуете в грозу (обсуждение).

-А теперь читаем стихотворение и продолжаем всматриваться, вслушиваться в окружающий мир, учимся чувствовать его.

- Ещё раз послушаем, как звучит слово-название явления природы (гр-р-роза).

- Что услышали? (шум, рокотанье, звуки  гр-гр-гр  как бы передают грохотанье грома).

- Прочитаю стихотворение, следите за мной, ответьте на вопрос, каким настроением проникнуто стихотворение? (Чувством радости, буйного веселья, наслаждения).

- Чему радуется поэт? (наступлению весны).

- Почему весна радует поэта? Перечитаем стихотворение. Представим картины, нарисованные поэтом, поймем Ф.И. Тютчева, его мысли и чувства.

- Чтение по строфам.

-Что говорит первая часть-строфа о чувствах автора? (Выражает яркое, сильное чувство - «Люблю…»)

- Какая картина представляется поэту? (голубое просторное небо).

- Что слышим? Какими словами переданы звуки первой грозы? (пер-р-р-рвый гр-ом; р-резвяся и игр-рая, гр-рохочет).

- Резвяся, резвиться – что значит? (играть, веселиться).

- Итак, уже в первой части много слов с повторяющимися звуками, помогающими «услышать» грозу.

- Перечитайте вслух первую строфу, передавая чувство любви автора, радости его (1-2 учащихся).

-Чтение второй строфы.

-Как усиливаются звуки грозы? («Гр-ремят р-раскаты молодые».., «…дождик

бр-рызнул»…)

-Как меняется на глазах весенняя природа? Что мы видим? («…пыль-ль л-летит; повисли перл-лы…»; «зол-лотит»).

- Какие звуки передают эти слова?

Грохот, раскаты грома -  гр-р-р ;

Шум дождя, звуки льющейся воды - л-л-л, л,,, ;

Стук капель - тук-тук-тук -  т-т-т .

- Почему дождик сравнивается с пылью? (Мелкие-мелкие капли дождя, как пыль, поднятая ветром, и глядеть на окружающее можно только через пелену, через туман мелких капелек дождя. Красиво!)

- Какое выражение подтверждает эту мысль? (перлы – жемчужины, драгоценные украшения, бело-желтого, бело-розового цвета).

- Почему о каплях дождя так сказано: «повисли перлы дождевые»?

(Как бусины-украшения, капли дождя, переливаясь, блестят на солнце).

- Это необыкновенно. Всмотритесь в рисунок художника: слева разбрызгивает свои лучи золотое солнце, справа – легкие тучи и блестящая, отливающая золотом дождевая пыль:

«солнце нити золотит». Так увидели тютчевские строки художник и мы.

- Перечитаем вторую строфу. Какое настроение постараемся передать?

- Об этом прямо не сказано, но чувствуется: автор любуется картиной грозовой весны, первой грозы, наслаждается разлитой в окружающем мире красотой, хочет поделиться радостью с читателями, подбирает такие слова и выражения, которые эту радость и любовь передают.

- Прочитайте самостоятельно третью строфу.

- Закроем глаза – представим, что поэт позволил нам «увидеть».

- А теперь подумаем, какие слова помогли в нашем воображении родиться такой картине?

Видим:

«…поток проворный» – (поток – стремительно текущая масса воды)

- «С горы бежит…» - вниз, очень быстро.

- А что позволяет услышать третья строфа?

-Шум стремительно бегущей воды – провор-рного потока – быстрого, торопливого, ловкого - ведь растаял снег, идет дождь – воды много).

- Слышим птичий гам (гам – шум; беспорядочный гул голосов).

- Голоса птиц… Какими они могут быть?

-Чему рады птицы?

-Многие прилетели домой. Их песня - это и стук, и клекот, и уханье и мелодичные, музыкальные переливы – тех, кто вернулся, и тех, кто зимовал.

- А о каком «гаме лесном» пишет поэт? (шум ветра, шелест, шепот листьев, веточек; звуки лесных обитателей).

- А «шум нагорный»? (в горах эхо, простор, любой звук усиливается: и шум потоков воды, и шум дождя, ветра).

- Можно ли по этой части судить о настроении автора? (Веселье, оживление в природе радует поэта).

- Весна – пора пробуждения природы, рождения нового, приход тепла, ярких солнечных лучей – это радует и нас, близко нам и понятно.

- И последняя строфа. Читаем молча. Вдумаемся: все ли понятно?

Геба – в греческой мифологии: богиня вечной юности, дочь Зевса, подносила богам чудесный напиток – нектар;

Зевс (Зевес) – верховный, главный бог, владыка богов и людей. Его можно было узнать по отличительным признакам: он, царь богов и людей, имел щит, скипетр – жезл, трость, украшенную резьбой, драгоценными камнями. Знаком смелости и мужества владельца был орел - хищная птица, сильная и гордая, с изогнутым клювом. О Зевсе узнаем из древнегреческих мифов, народных сказаний о богах, героях, царях.

- Последняя строфа – обращение к собеседнику или собеседнице, которые предлагают свое фантастическое, сказочное объяснение: гроза - это шутки богов. Веселая, легкомысленная дочь верховного бога Зевса, кормя орла, царственную птицу своего могучего отца, будто бы пролила из сосуда (кубка, чаши) с неба воду – громокипящий – обрушивающийся с громом, молнией поток воды…Придумано удивительно прекрасно, радостно, весело.

3. Итог урока. Рефлексия.

- Составляем речевую партитуру с целью подготовки к выразительному чтению.

-Отрабатываем выразительное чтение стихотворения.

-Поделитесь своим впечатлением о прочитанном стихотворении.

-Эта сказочная картина захватывает нас и усиливает восторженное отношение ко всему увиденному и услышанному в стихотворении Ф. И. Тютчева. Поэтому к стихам этого автора хочется обращаться снова и снова – испытать душевную радость, бодрость, веселье.

4. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Самостоятельно прочитать новые стихи Ф.И. Тютчева (без названия), придумать им заголовок. Выберите одно для чтения вслух в классе. Обоснуйте свой выбор (докажите, почему выбрали именно это стихотворение).











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: Ф. И. Тютчев. "Весенняя гроза"

Автор: Попова Светлана Вадимовна

Дата: 07.01.2016

Номер свидетельства: 273140

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока чтения на тему " Ф. И. Тютчев. Весенняя гроза" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-chtieniia-na-tiemu-f-i-tiutchiev-viesienniaia-ghroza"
    ["file_id"] => string(6) "152682"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420894673"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "конспект урока по чтению  в 3 классе Ф.И. Тютчев "Майская гроза" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-chtieniiu-v-3-klassie-f-i-tiutchiev-maiskaia-ghroza"
    ["file_id"] => string(6) "125486"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415003537"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Урок-экскурсия "Полюбуйся, весна наступает!"
    ["seo_title"] => string(41) "urokekskursiiapoliubuisiaviesnanastupaiet"
    ["file_id"] => string(6) "259447"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448748515"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства