3 класс
Русский язык
Тема урока. Изменение глаголов по временам
Цель: познакомить с временными формами глаголов
Задачи:
формировать знания о временных формах глагола;
развивать орфографическую зоркость, умение и навыки использования в речи различных глагольных форм, наблюдательность, память, мышление;
воспитывать интерес к предмету, умение понимать, любовь и уважение к своему Отечеству, здоровый образ жизни
Тип урока: урок изучения новых знаний
Оборудование: слайды, сигнальные карточки, карточки с заданием
Эпиграф урока
«В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка» А.Югов
Оборудование. Интерактивная доска, карточки с заданиями
1.Организационный момент
-Добрый день! Я хочу, чтобы этот день стал для вас самым добрым. Давайте сейчас проделаем вместе со мной следующее движения
Потянулись - подтягиваются
Встрепенулись!- встряхивают плечами
Оглянулись!- оглядываются друг на друга
Улыбнулись! – улыбаются
2. Актуализация знаний
Сообщение темы урока.
-На уроке русского языка мы продолжим знакомиться с тайнами правописания слов русской речи, чтобы наша речь была красивой, многообразной и грамотной.
- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
Модельный ответ:
Слайд 1. • Повторить
• Узнать
• Научиться
Вы садитесь детвора.
Дальше нам идти пора
И скажите мне сейчас
А глагол , что он для вас?
-Какая часть речи спряталась в этом маленьком стихотворении? (Глагол)
2 слайд ГЛАГОЛ
-Что вы знаете о глаголе? ( это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делать?, что сделать?, что буду делать? и т. д. , в предложении является главным членом предложения)
Работа в тетрадях. Записывают число, классная работа
3 слайд ВРЕМЯ (картинка часы)
-Что такое время?
-Правильно, время – это когда идут часы, минуты за минутами, дни за днями, сутки за сутками, века за веками.
- А вы сможете привести время в действие? Приведите, пожалуйста
(Учащиеся называют всевозможные действия, которые могут совершаться)
-Произведите фонетический разбор слова ВРЕМЯ
ВРЕМЯ- 2 слога
В [В]- согл.,звон., твер. зв.
Р [Р']- согл.,звон., мягк. зв.
Е [Э]- гл.,удар. зв.
М [М']- согл.,звон., мягк. зв.
Я [А]- гл., безуд. зв.
5б., 5 зв.
Проверка: фронтальная
-В жизни нашей страны, как любого другого государства были прошлые времена… И прошлое наше наследие.
-Внимание на экран. Сейчас появится иллюстрация. Подберите к каждой подходящий по смыслу глагол (прошедшее время), называя его с вопросом
( По ходу ответов учащиеся на доске и в тетрадях записывают вопросы с ответами)
1. Азиатские игры 2011 4 слайд) (символ Азиады ) (Что делали спортсмены?) соревновались. Кто знает чемпионов Азиады? ( 5слайд)
-Внимание на экран.
-Скажите, что будет проходить в нашей республике Казахстан в 2017 году( 6 слайд)
EXPO-2017 в Астане – новый шаг Казахстана в будущее
Международная выставка "Экспо-2017 - Астана" пройдёт в столице Казахстана в 2017 году. Тема выставки – "Энергия будущего", в ней ожидается участие более ста стран и международных организаций, её должны посетить по разным прогнозам от пяти до восьми миллионов человек.
Выставка (что сделает?) пройдет
- И каким будет наше будущее, зависит от настоящего времени
-Какие спортивные мероприятия проходят в настоящее время?
Олимпиада в России, г.Сочи (7 слайд) ( символ Олимпиады Сочи 2014 )
Что такое олимпиада?
(Олимпиада – это международные спортивные соревнования лучших спортсменов, устраиваемые раз в 4 года)
-Первые Олимпийские игры проходили в Греции, в них принимали участие мало спортсменов, а в настоящее время соревнуются почти все страны мира, поэтому у олимпийских игр особый символ, какой? (8 слайд)
Пять колец - показ учителя, кольца являются символом пяти континентов)
3.Воспитательный момент о ЗОЖ
На доске и в тетрадях: Азиатские игры (что делали?) проходили (прошедшее время)
Выставка (что сделает?) пройдет( будущее время)
Олимпиада (что делает?) проходит (настоящее время)
( 9 слайд) Что делал? Прошедшее время
Что сделает? Будущее время
Что делает? Настоящее время
4. Физминутка (электронная)
5.Повторение
- На уроке Внеклассного чтения, мы познакомились с произведением Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Вспомним, кто правил этой страной? ( Его величество Глагол) (10 слайд)
-Верно. На партах у каждого лежит отрывок из этой сказки. Задание. Выпишите глаголы и определите их время. Текст.
(11 слайд) «Я оглянулся(п.в.) и увидел,(п.в.) что все машут(н.в.) мне руками. Даже важный глагол выглянул (п.в.) из окна замка. Я помахал (п.в.) им всем сразу и побежал (п.в.) за Кузей»
Взаимопроверка. Правильные ответы на слайде. Проверяют по «ключу», данному учителем (работа в парах)
(12 слайд) Эталон ответа
- Оглянулся - прошедшее время
- Увидел – прошедшее время
- Машут - настоящее время
- Выглянул - прошедшее время
- Помахал - прошедшее время
- Побежал - прошедшее время
(13 слайд) Ключ
0 -ошибок- «5»
1- ошибка- «4»
2- ошибки – «3»
6.Самостоятельная работа (по учебнику) стр.27 упр.493
7.Игра «Пять строчек стихотворения Синквейн»
-А теперь, чтобы провести игру мы разделимся на три группы и проделаем следующую интересную знакомую для вас работу. (Деление на 3 группы. Каждый ученик подходит к столу и вытягивает кружок, на котором с обратной стороны написаны буквы Н Б П. Собирается команда из одинаковых букв.)
-Вы составите «Пять строчек стихотворения Синквейн» (Раздаются готовые листочки с подсказкой. Слова ВРЕМЯ, ОЛИМПИАДА, ГЛАГОЛ Ребята выполняют задание, по окончании работы прослушиваются составленные стихотворения)
7. Итог и обобщение
-Что нового узнали на уроке?
-Как изменяются глаголы?
-Сколько времен у глаголов? Назовите
-Что запомнилось больше всего?
-У каждого на столе лежит буква «Г»- глагол двух цветов, красная и синяя. Если вы хорошо поняли тему урока, поднимите красную буковку, если надо потрудиться, то синюю букву. Подойдите к доске и прикрепите свою букву. Составляем одну общую букву «Г».
-Для изучения такой большой темы как «Глагол» я воспользовалась эпиграфом А.Югова: «В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка». Значит, мы сегодня с вами освежили, пополнили наш язык новыми знаниями о глаголах, обогатили нашу речь, изучая глагол как часть речи
8.Домашнее задание