Данная страница букваря относится к букварному периоду обучения грамоте. На данном уроке предстоит решить следующую цель: закрепить знания учащихся о твёрдом согласном звуке( ц), букве «Ц ц». Также рассмотреть такие задачи:
образовательные:
Научить выделять звук Ц в словах и правильно его произносить;
Познакомить с буквой Ц, научит читать с ней слоги, слова, предложения;
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока:" Гласные после Ц, ц". »
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образованию
«Алтайская государственная педагогическая академия»
(АлтГПА)
Институт психологии и педагогики
Кафедра педагогики и психологии образования
Контрольная работа по разделу «Методика обучения грамоте»
Выполнила: студентка
3курса ОЗО группа Б
Домникова А.Г.
_______________
Проверила:
Никитина Л. А.
_______________
Барнаул 2012
Данная страница букваря относится к букварному периоду обучения грамоте. На данном уроке предстоит решить следующую цель: закрепить знания учащихся о твёрдом согласном звуке( ц), букве «Ц ц». Также рассмотреть такие задачи:
образовательные:
Научить выделять звук Ц в словах и правильно его произносить;
Познакомить с буквой Ц, научит читать с ней слоги, слова, предложения;
Закреплять знания за особенностью написания гласных букв И, Ы, после Ц;
Тема данного урока: Гласные после «Ц ц ».
На данной странице все компоненты учебного материала расположены последовательно т.е. сначала расположено основное правило на, котором строится вся тема урока и его цель « Буква Ц обозначает и никогда не читается мягко!» Затем идет закрепление темы т.е. дети читают слоги, слова с буквой Ц, работают со схемами (звуко - буквенный анализ слов), читают текст. Работают над картинкой ( стр. 177).Красочно проиллюстрированы страницы, тем самым привлекая внимания детей. На данной страницы можно использовать разные виды работ.
Клоуна можно использовать как помощника, который пришел на урок. Слоговые домики использовать при чтении и подборе слогов. На страницах Букваря нет привычных слоговых таблиц, минимум столбиков слов, зато есть небольшие тексты. Данный краткий анализ позволяет сделать вывод, что Букварь в большей степени обучающий, чем учебный. Картинки использовать в игровой форме при нахождении данного слова к схеме. Картинку на стр. 177 использовать для составления предложений. Соотнесения ее с текстом. Также картинки использовать для нахождения слова к схеме. Стрелочки в схеме для обозначения гласного звука. Постоянное сопоставление звуков и букв, обсуждение функциональных возможностей каждой новой буквы. («Какую работу выполняет эта буква в слове?», т.е. какой звук (звуки) она обозначает), и отражение их детьми в звуко-буквенных моделях (с помощью стрелочек), придает осваиваемым первоклассниками действиям письма и чтения характер осознанных рефлексивныхдействий. Учащиеся способны не просто правильно записать то или иное слово, но и обстоятельно объяснить основания собственного выбора каждой буквы в слове, а если такого объяснения на данном этапе у них пока нет, четко зафиксировать эту проблему (например, с помощью знака вопроса – ц?рк. Так первоклассники учатся самостоятельно определять границу своих знаний.
Сходство данных страниц состоит в том, что идет изучение одной темы урока, используются одна буква «Ц ц». Также чтение слов и слогов с этой буквой. На страницах расположены картинки, которые привлекают внимания детей, также помогают им при выполнении заданий. Различение данных страниц состоит с том, что на первой странице идет изучение нового материала, работа над звуками (звуко-буквенный анализ слов, задания построены так, чтобы привлечь внимание детей). На второй странице закрепление нового материала. Закрепление чтения, связное чтение текста, работа построена над развитием речи, мышления.
Смотря на слоговые домики, дети используют, план Города букв, вспомнить все согласные, непарные по твердости-мягкости, и какую работу они выполняют. Учитель говорит: « Буква Ц тоже непарная. Обозначает только твердый согласный звук. С какими буквами гласных должна была бы дружить буква Ц, если она обозначает только твердый согласный звук?». Дети называют буквы с Улицы твердых команд. Записывают их в схему. Для звукового анализа слов мы выбираем следующие слова: ЦЫПЛЯТА, ЦАПЛЯ, ЦЕПИ т.к. в данных словах используются разные слоги с буквой « Ц»( цы, ца, це). Во- вторых, используются разные орфограммы. В этих словах идет раскрытие нового материала.
Дополнительный материалом на данном уроке будет: Город букв, плакат со словами исключениями, этот материал нужен для лучшего понимания и раскрытия темы урока. Виды работ над связностью речи: 1. Работа по картинке после текста.( Что изображено? Соответствует ли картинка данному тексту? Какой именно момент изобразил автор? 2. Составление предложение с определенными словами, например, составьте предложение со словом «цыплята», со словами «цып, цып, цып». 3. Составление предложений по картинке с определенным количеством слов. Например, составьте предложения по картинке, чтобы в предложении было 4 слова.
Фонематические упражнения: 1. « Знатоки звуков». (Устно.) Учитель говорит слово, дети должны ответить сколько звуков и букв в данном слове. Например: соль, ёж, Юля, трава, цирк
2. Определи звонкиеили глухие согласные звуки в словах. ( обозначив в схемах) 3.Составь звуковые модели слов.
Для изучения данной темы у детей сформированы следующие умения: знание согласных и гласных звуков и букв, звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков, звание гласных обозначающих один и два звука, умение работать со схемами, формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук), плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений, коротких текстов, делать звуко-буквенный анализ слов, работать по картинкам. Данный урок формирует умения проводить звуко-буквенный анализ слова; умения работать с текстом; организовывать себя и работать в заданном темпе; формирует творческую активность учащихся; формирует фонематический слух.
На основе вузовского учебника Русский язык под редакцией Л. Л. Касаткин основу в изучаемом материале составляет раздел фонетики т. е. учение о звуковой стороне языка. На уроке идет изучение звуков и их закономерное чередование, гласные и согласные звуки и их классификация.
Конспект урока по чтению в период обучения грамоте.
Тема: Гласные после «Ц ц»
ЛИТЕРАТУРА: Д.Б.Эльконин «Букварь», стр. 176-177
НАГЛЯДНОСТЬ: Картинка с клоуном, карточки со словами
ХОД УРОКА:
Этап урока, цель этапа. Методическое обоснование
Содержание этапа
1. Орг. Момент
Цель: Организовать учащихся на УД
- Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём сейчас урок.
-А сейчас оцените своё желание учиться. (Дети на индивидуальных линеечках, отмечают своё желание, по следующим критериям):
Очень хочу учиться (красная фишка)
Хочу учиться (зеленая фишка)
Немного хочу учиться (синяя фишка)
Покажите свою оценку. Мне очень приятно, что у всех оценка “очень хочу учиться”.
2. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи
Цель: Создать условия для постановки уз.
Вид работы: беседа, составление темы и задач урока.
- Сегодня на уроке мы будем работать по теме: Гласные после ….
Отгадайте какой:
Эта буковка-цеплялка
С хитрой, цепкой лапою.
Подойди, кому не жалко,
Мигом оцарапаю. (Буква ц)
- Сформулируйте тему нашего урока (Гласные после буквы ц)
- Давайте вместе сформулируем задачи нашего урока: закрепить знания о Ц и букве ц, учиться читать слова с буквой ц, развивать свою речь, внимание, составить звуковые схемы слов, установить какую работу выполняет буква Ц
- На предыдущем уроке мы уже познакомились с буквой ц. Какой звук она обозначает?
- Дайте характеристику этому звуку.
- Назовите «соседей» буквы ц в алфавите.
3.Артикуляционная гимнастика
Цель: подготовить речевой аппарат к артикуляции звуков.
Вид работы: проговаривание.
-Что нужно сделать прежде, чем приступить к изучению букв и их чтению?(подготовить речевой аппарат)
- Для чего это нужно?(чтобы четко проговаривать слова)
-слушаем чистоговорку
Ца-ца-ца, ца-ца-ца
Цапля, улица, пыльца.
Цы-цы-цы, Цы-цы-цы,
Зайцы, мельницы, птенцы.
Цо-цо-цо, цо-цо-цо,
Дерево, кольцо, крыльцо.
-Теперь проговариваем хором. (2 раза)
-Сейчас проговариваем хором, но в полголоса.
-А теперь шепотом.
-Сейчас проговорим быстро.
- Кто желает проговорит один?
4.Изучение нового материала.
Цель: раскрыть знания о твердом согласном звуке.
Вид работы: звуковой анализ, соотнесение звуковой модели с графической. В результате работы учащиеся усваивают, что буква и звук ц всегда твердый, независимо какая гласная стоит рядом. Это необходимо, чтобы, в дальнейшем дети не допускали орфографических ошибок.
Отрабатывать умение читать слоги с данной буквой.
Проверить, как дети научились, читать слоги.
-К нам на урок, сегодня пришел гость, а гость этот (вытаскивает из сундучка) Клоун, он поможет нам сегодня разобраться с очень трудной темой. А посадим мы его на доску.
- Ребята, скажите знаком ли вам звук Ц? (да)
- Какой он?
-Согласный т. к. при его произношении воздух встречает во рту преграду, глухой, т. к. при произношении больше шума. Звук ц всегда твердый!).буква ц обозначает твердый согласный звук и никогда не читается мягко! Буква Ц всегда живет в синем домике. Давайте посмотрим на город букв и найдем нашу букву. Буква Ц непарная. Обозначает только твердый согласный звук. С какими буквами гласных должна была бы дружить буква Ц, если она обозначает только твердый согласный звук?». (Дети называют буквы с Улицы твердых команд, « а, у, о,э , ы). Ребята не просто к нам пришел клоун, он расскажет, нам как однажды он жонглировал и получилось так, что когда звук Е становится со звукам Ц, то получается ЦЭ т.е. читаем твердо вот так вот перемешались у клоуна звуки. И еще у клоуна есть один фокус, звук Ц встречается со звуком И, послушайте что получается ЦЫ, снова читается твердо. Наш клоун заколдовал звук Ц и он никак не может быть мягким, даже если рядом становится гласный звук смягчающий согласный звук.
-Давайте откроем буквари на стр. 176. Найдите домик с буквой Ц, и сейчас мы все вместе его заселим. Еще раз называем звуки, с которыми обязательно будет дружить буква Ц. (Дети называют звуки и буквы, обозначающие этот звук записывают их в схему). Ребята посмотрите, чтобы вы не забыли про чудеса с буквой Ц, клоун сел к вам на страничку в букварях.
-А теперь давайте прочтем слоги, которые мы написали. (ЦА,ЦУ,ЦЕ,ЦИ,ЦЫ,ЦО читают вместе с учителем, самостоятельно, в парах.)
- Посмотрите на заселенный домик. Какой вывод можно сделать? Буква Ц обозначает твердый согласный звук и никогда не читается мягко!
5.Работ с учебником.
Цель: закрепить открытые знания о работе буквы Ц. Формирование умений читать и выполнять звуко-буквенный анализ слов с буквой Ц.
Вид работы: беседа, соотнесение звука с буквой, подбор слов к звуковым схемам.
- Давайте прочтем слова на стр. 176 ( читают по цепочке)
- Посмотрите кто- то стер букву в слове ЦИРК, ребята как вы думайте, какую букву нужно вставить? Давайте вместе разбираться. Произносим слово ЦИИИРК. Какой звук слышим после звука Ц? Ребята есть такое правило, которое поможет нам справится с заданием. Слово исключения т.е. слово, которые не поддаются ни каким правилам. Слова ЦЫЦ, ЦЫГАН, ЦЫПЛЕНОК, ЦЫПОЧКИ ( показывает карточки со словами) пишутся всегда с буквой Ы, а все остальные слова пишутся с буквой И.
-Какой вывод мы можем сделать в слове цирк? Как напишем? ( Пишем с буквой и т. к. это не слово исключение).
-Посмотрите на рисунки ниже, сформулируйте задания. (Нужно определить, какое слово подходит к схеме, определить количество слогов в словах).
-Образец для анализа: К первой схеме подходит слово цапля. В слове 5 звуков, два слога. Звук А, обозначим буквой А предшествующий согласный мягкий. Звук Я обозначим буквой Я предшествующий согласный мягкий. Аналогичное рассуждение идет со словами ЦЕПИ, ЦЫПЛЯТА.
6. Работа с текстом
Цель: закрепить открытые знания о работе буквы Ц. Формировать умения осознанного чтения слов, словосочетаний, предложений, коротких текстов.
-Сейчас поработаем с текстом. Как называется текст? (Учитель читает текст, самостоятельное чтение).
-О чем этот текс?
- Найдите предложение и прочтите, в котором говорится какие цыплята? В котором говорится, как мама зовет цыплят? Кто ходит к маме на работу?
-Скажите, соответствует ли картинка данному тексту и почему? По данной картинке составьте свое предложение.
-Составьте свои предложения со словом цыплята,
7. Итог урока
Цель: вернутся к поставленной УЗ и обобщить изученные знания
- Какую учебную задачу ставили на сегодняшний уроке? (закрепить знания о Ц и букве ц, установить какую работу выполняет буква Ц)
Справились ли мы с учебной задачей (Да, звук Ц обозначается буквой «Ц», он всегда твердый и никогда не читается мягко. Есть слова исключения, которые нужно запомнить: цыц, цыган, цыпленок, цыпочки.
- Оцените свои знания, полученные на сегодняшнем уроке, на своих волшебных линеечках.
- Молодцы на этом наш урок закончен.
Урок письмо
Цель: научит написанию строчной буквы Ц, слогов , слов с этой буквой.
Литература: Н. А. Агаркова. Пропись 4, страница 23.
Ход урока
Беседа по печатной, строчной букве Ц.
Цель: выделить сходство и различие между буквами, выделить элементы написания строчной буквы.
Давайте откроем наши прописи на с. 23.
- Знакома вам буква? (Да, буква Ц)
- Рассмотрите печатную и строчную буквы Ц.
- Есть ли различие или сходство этих букв?
- Рассмотрите из каких элементов состоит строчная буква Ц? ( наклонная прямая с закруглением вверх и петля внизу)
- Давайте повторим последовательность начертания плавной линии с закруглением вверх (дети в воздухе прописывают данный элемент). От верхней линии рабочей строки опускаем наклонную прямую, ведем до нижней линии рабочей строки и закругляем вверх.
- Существуют правила письма. Давайте вспомним их (дети хором говорят четверостишье).
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу;
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо – не согнусь,
На отлично потружусь.
Прописывание элементов и строчной буквы.
Цель: закрепить начертание наклонной прямой с закруглением вправо, начертание петли и написание строчной буквы.
- А теперь в прописи пропишите эти элементы.
- Посмотрите на доску, сейчас я вам продемонстрирую написание строчной буквы Ц (Объяснение учителем поэлементного написания буквы, начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую).
Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее. Линию продолжаем до верхней линейки, отклоняясь
вправо. Вниз пишем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее. Опускаем прямую. Не дойдя до середины дополнительной строки, делаем
закругление влево. Ведем плавную линию вверх, отклоняясь.
- Теперь вы пропишите в воздухе, а сейчас в прописи по пунктирам до конца рабочей строки самостоятельно(письмо строчной буквы в прописях).
Беседа по картинке в прописи.
Цель: развитие фонематического слуха.
- Кто изображен на картинке? (цапля)
- Может ли слово цапля жить в этом домике? (да т.к. количество звуков соответствует количеству квадратов в данной схеме)
- Давайте выполним звуко-буквенный анализ слова цапля.
А теперь запишем это слово в домике, поочередно каждую букву в своем квадрате.
Прописывание слогов, слов с буквой Ц.
Цель: отработка навыков верхнего и нижнего соединения.
- Прочитайте первый слог. Как читается? (твердо ци), посмотрите на доску я продемонстрируй написание слога ци.
- Какое здесь соединение (верхнее).
- Напишите в воздухе, теперь в прописи
- Кто прочитает следующий слог? (це,цо,ца,цы,цу приписывание их в прописи по вспомогательным линиям).
- Прочитайте слово на следующей рабочей строке? (курица) Сделаем звуко-буквенный анализ слова.
- Напишите это слово до конца рабочей строки.
-Кто причтет следующее слово? (цыплята)
- Почему слово цыплята пишется с буквой ы? (это слово исключение). Запишите это слово, только сначала посмотрите как запишу его я.
- Следующая рабочая строка пустая, запишите на ней слово курица, а затем цыплята.
- Рассмотрите буквы на рабочей строке. Есть ли сходство этих букв.(да т. к. элементы букв одинаковые)
- Пропишите буквы на последней рабочей строке.
Рисование бордюра «цыпленок»
- Чем мы заканчиваем урок письма? (рисование бордюра).
- Посмотрите, что мы будем рисовать? (цыпленка, веточка).
- Сначала обведите по вспомогательным линиям, а затем сами.
Итог урока
Цель: подвести итог урока.
- Какую букву мы научились сегодня писать? (строчную букву Ц)
- Какие элементы встречаются при написании этой буквы? (наклонная прямая с закруглением вверх и петля внизу).