Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Мотивация к деятельности Цель этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения. | | |
1.Прочитайте предложение, записанное на доске. Загадка – к мудрости ступенька. Как вы понимаете смысл этого предложения? Какие действия необходимо произвести, чтобы добыть новые знания? Действительно, усвоение нового в русском языке – это всегда поиск, эксперимент, решение грамматических задач. Кто знает, что обозначает слово ЭКСПЕРИМЕНТ? | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Объяснение лексического значения слова ЭКСПЕРИМЕНТ. Работа со словарем. ЭКСПЕРИМЕНТ – а, м. 1. Научный опыт. 2.Попытка сделать, предпринять что-нибудь (новое, ранее не испытанное) | Формирование познавательного интереса (Л). Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других (К). Умение самостоятельно формулировать цель, умение проговаривать последовательность действий на уроке (Р). |
II. Актуализация знаний Цель этапа: воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные доя построения нового способа действия; проверить усвоение теоретического материала по теме «Правописание суффиксов ЕК – ИК существительных» | | |
1.Запишите предложение в тетрадь. Объясните орфограммы и знаки препинания, произведите синтаксический разбор предложения, морфологический разбор существительного К МУДРОСТИ. 2.Решите грамматическую задачу. Запишите названия предметов, изображенных на рисунке, используя суффиксы ЕК-ИК. Обозначьте орфограмму. Объясните, почему вы так написали. (Учитель демонстрирует рисунки). | Учащиеся записывают предложение в тетрадь, выполняют грамматические задания. Самопроверка по образцу (работа учащихся у доски). Учащиеся записывают слова: домик, самолетик, мячик, карандашик, ножик ,цветочек, листочек, шарик, арбузик, столик, зайчик, замочек, мешочек, топорик, ключик, клубочек. Объясняют правописание. | Умение давать самооценку (Р). Осознание качества и уровня усвоения (Р). Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей (П). |
III. Постановка учебной задачи Цель этапа: создать проблемную ситуацию; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. | | |
1. Постановка проблемы. Работа в группах. Объявляется рекламная пауза. Создайте рекламу мягким игрушкам, залежавшимся в магазине. На доске записаны слова: медвеж…нок, зайч…нок, слонёнок. Вызвало ли у вас это задание проблему? Какую орфографическую задачу мы должны решить? Можете вы её сразу решить? Почему? Какую цель необходимо достичь? | Работа в группах. Учащиеся составляют рекламу. Монологические ответы учащихся. Проблема: О или Ё после шипящих? Нам не хватает знаний. Сегодня на уроке мы должны научиться определять написание О или Ё после шипящих в именах сущ. | Умение строить монологическое высказывание (К). Фиксирование, какого знания недостает для решения задачи (Р). Формулирование проблемы (П). Умение объяснять процессы, выявленные в ходе наблюдения (П). Целеполагание (Р). |
IV. Выявление места и причины затруднения. Цели этапа: развивать умение самостоятельно находить новый способ действия, организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации. | | |
1.Усвоение нового. Туч…й, каш…й, куриц…й – парч…й, лапш….й, овц….й Выделите графически морфему (часть слова), в которой пропущена буква, поставьте ударение. Вспомните правило правописания О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. А теперь понаблюдаем за словами и попробуем сформулировать выводы ваших наблюдений. Клубочек – ручонка, ежовый - лицевой 2.Давайте составим алгоритм нашего нового правила. Сравним наше открытие с правилом в учебнике. Стр. 157, п. 54. 3. Лингвистический эксперимент. Допустим, что перед нами существительное, о котором мы знаем, что оно состоит из корня и суффикса. Попробуйте догадаться, где нужно поставить ударение. Рашок, гружок – дучек, лажек | Запись в тетради. Сопоставление правописания О-Е после шипящих в окончаниях и суффиксах. Ответы лидеров групп Формулировка вывода: правило правописания О-Е после шипящих в окончаниях существительных будет верным и для суффиксов существительных и прилагательных. Составление алгоритма. Сравнение алгоритма с правилом учебника. Учащиеся выделяют морфемы, ставят ударение. | Умение проводить исследование (П). Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других (К). Умение сравнивать (Р). Умение логически мыслить (П). |
V. Первичное закрепление Цель этапа: организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия, развитие мыслительных операции. | | |
1.Запись с проговариванием на доске и в тетрадях. Отгадайте загадки, запишите ответ, образуйте от этих слов имена сущ. с уменьшительно-ласкательным значением суффиксов. По горам, по долам ходит шуба да кафтан. Серый, зубастый, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. Жил да был портной под ёлкой: ниток нет, одни иголки. Лежал, лежал, да и в речку побежал. Говорить – не говорит, слышать –не слышит, а всё знает и нам объясняет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. Определите способ образования этих слов. 2. Составьте сложное предложение с одним из образованных слов. Докажите, что составленное вами предложение сложное. 3.Выполнение упр.№ 303(2). Каково значение суффиксов? | Ответы учащихся Запись на доске и в тетрадях с проговариванием. Баран – барашек, волк – волчонок, еж – ежонок, снег – снежок, книга – книжечка, лук – лучок, петух – петушок. Составление предложений. Учащиеся делают вывод, что суффиксы могут иметь пренебрежительное значение. Выполнение упр.303(2) . | Умение слушать (К). Умение сотрудничать в совместном решении задачи (К). Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память (П). Адекватная самооценка (Л). Усвоение учащимися нового способа действия (П). |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: развитие навыков самоконтроля, развитие адекватной самооценки. | | |
1. Вспомните, какие гласные пишутся после шипящих в суффиксах существительных. В таблицу впишите только буквы О или Е. Дружок, кусочек, овражек, пастушок, человечек, подушечка, мышонок, червячок, пирожок, орешек. 2. Самопроверка по эталону. 3.Самооценка. Критерии оценки: 0 ошибок – «5» 1-2ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» 5 и более – «2» | Самостоятельная работа. Самопроверка. | Умение давать самооценку (Р). Адекватная самооценка (Л). Осознание качества и уровня усвоения (Р). |
VII. Рефлексия деятельности Цель этапа: совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты, определить задание для самоподготовки. | | |
Какова была тема урока? Какова цель урока? Какие знания приобрели? Рефлексия по образцу: Я сегодня узнал, повторил, закрепил… Домашнее задание: упр. 304 или 305 (на выбор), материал учебника. | Монологические ответы учащихся. Составление предложений. | Умение логически рассуждать, делать выводы (П). Умение слушать и понимать речь других (К). Умение соотносить цель и результаты своей учебной деятельности и фиксирование степени их соответствия (Р). |