kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока открытия новых знаний в соответствии с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных»»

Конспект урока открытия новых знаний в соответствии с требованиями ФГОС

Сурковой Ирины Автономовны (г. Балашов, МОУ СОШ №12)

Урок русского языка в 6 классе (УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др.)


Тема урока: «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных»


Цели урока:

Содержательная: познакомиться с правописанием О и Е после шипящих в суффиксах существительных; повторить правописание суффиксов – ЕК –ИК существительных;

Деятельностная: формирование у учащихся интереса к самостоятельной исследовательской деятельности; развитие навыков самоконтроля.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Мотивация к деятельности

Цель этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения.





1.Прочитайте предложение, записанное на доске.

Загадка – к мудрости ступенька.

Как вы понимаете смысл этого предложения?

Какие действия необходимо произвести, чтобы добыть новые знания?

Действительно, усвоение нового в русском языке – это всегда поиск, эксперимент, решение грамматических задач.

Кто знает, что обозначает слово ЭКСПЕРИМЕНТ?

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Объяснение лексического значения слова ЭКСПЕРИМЕНТ.

Работа со словарем.

ЭКСПЕРИМЕНТ – а, м. 1. Научный опыт. 2.Попытка сделать, предпринять что-нибудь (новое, ранее не испытанное)

Формирование познавательного интереса (Л).

Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других (К).

Умение самостоятельно формулировать цель, умение проговаривать последовательность действий на уроке (Р).

II. Актуализация знаний

Цель этапа: воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные доя построения нового способа действия; проверить усвоение теоретического материала по теме «Правописание суффиксов ЕК – ИК существительных»




1.Запишите предложение в тетрадь. Объясните орфограммы и знаки препинания, произведите синтаксический разбор предложения, морфологический разбор существительного К МУДРОСТИ.

2.Решите грамматическую задачу. Запишите названия предметов, изображенных на рисунке, используя суффиксы ЕК-ИК. Обозначьте орфограмму. Объясните, почему вы так написали. (Учитель демонстрирует рисунки).

Учащиеся записывают предложение в тетрадь, выполняют грамматические задания.

Самопроверка по образцу (работа учащихся у доски).


Учащиеся записывают слова: домик, самолетик, мячик, карандашик, ножик ,цветочек, листочек, шарик, арбузик, столик, зайчик, замочек, мешочек, топорик, ключик, клубочек. Объясняют правописание.

Умение давать самооценку (Р).

Осознание качества и уровня усвоения (Р).



Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей (П).

III. Постановка учебной задачи

Цель этапа: создать проблемную ситуацию; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.




1. Постановка проблемы. Работа в группах. Объявляется рекламная пауза. Создайте рекламу мягким игрушкам, залежавшимся в магазине.

На доске записаны слова: медвеж…нок, зайч…нок, слонёнок.

Вызвало ли у вас это задание проблему? Какую орфографическую задачу мы должны решить? Можете вы её сразу решить? Почему? Какую цель необходимо достичь?

Работа в группах. Учащиеся составляют рекламу.

Монологические ответы учащихся.


Проблема: О или Ё после шипящих?

Нам не хватает знаний.

Сегодня на уроке мы должны научиться определять написание О или Ё после шипящих в именах сущ.

Умение строить монологическое высказывание (К).

Фиксирование, какого знания недостает
для решения задачи (Р).

Формулирование проблемы (П).

Умение объяснять процессы, выявленные в ходе наблюдения (П). Целеполагание (Р).

IV. Выявление места и причины затруднения.

Цели этапа: развивать умение самостоятельно находить новый способ действия, организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации.



1.Усвоение нового.

Туч…й, каш…й, куриц…й – парч…й, лапш….й, овц….й

Выделите графически морфему (часть слова), в которой пропущена буква, поставьте ударение. Вспомните правило правописания О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

А теперь понаблюдаем за словами и попробуем сформулировать выводы ваших наблюдений.

Клубочек – ручонка, ежовый - лицевой

2.Давайте составим алгоритм нашего нового правила. Сравним наше открытие с правилом в учебнике. Стр. 157, п. 54.

3. Лингвистический эксперимент. Допустим, что перед нами существительное, о котором мы знаем, что оно состоит из корня и суффикса. Попробуйте догадаться, где нужно поставить ударение.

Рашок, гружок – дучек, лажек

Запись в тетради. Сопоставление правописания О-Е после шипящих в окончаниях и суффиксах.


Ответы лидеров групп


Формулировка вывода: правило правописания О-Е после шипящих в окончаниях существительных будет верным и для суффиксов существительных и прилагательных.


Составление алгоритма. Сравнение алгоритма с правилом учебника.




Учащиеся выделяют морфемы, ставят ударение.


Умение проводить исследование (П).




Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других (К).




Умение сравнивать (Р).


Умение логически мыслить (П).

V. Первичное закрепление

Цель этапа: организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия, развитие мыслительных операции.



1.Запись с проговариванием на доске и в тетрадях.

Отгадайте загадки, запишите ответ, образуйте от этих слов имена сущ. с уменьшительно-ласкательным значением суффиксов.

По горам, по долам ходит шуба да кафтан.

Серый, зубастый, по полю рыщет, телят, ягнят ищет.

Жил да был портной под ёлкой: ниток нет, одни иголки.

Лежал, лежал, да и в речку побежал.

Говорить – не говорит, слышать –не слышит, а всё знает и нам объясняет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

Определите способ образования этих слов.

2. Составьте сложное предложение с одним из образованных слов. Докажите, что составленное вами предложение сложное.

3.Выполнение упр.№ 303(2). Каково значение суффиксов?

Ответы учащихся

Запись на доске и в тетрадях с проговариванием.



Баран – барашек, волк – волчонок, еж – ежонок, снег – снежок, книга – книжечка, лук – лучок, петух – петушок.





Составление предложений.




Учащиеся делают вывод, что суффиксы могут иметь пренебрежительное значение. Выполнение упр.303(2) .

Умение слушать (К).

Умение сотрудничать в совместном решении задачи (К).


Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память (П).


Адекватная самооценка (Л).




Усвоение учащимися нового способа действия (П).



VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: развитие навыков самоконтроля, развитие адекватной самооценки.



1. Вспомните, какие гласные пишутся после шипящих в суффиксах существительных. В таблицу впишите только буквы О или Е.

Дружок, кусочек, овражек, пастушок, человечек, подушечка, мышонок, червячок, пирожок, орешек.

2. Самопроверка по эталону.

3.Самооценка.

Критерии оценки:

0 ошибок – «5»

1-2ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

5 и более – «2»



Самостоятельная работа.


о

е

е

о

е

е

о

о

о

е


Самопроверка.


Умение давать самооценку (Р).

Адекватная самооценка (Л).







Осознание качества и уровня усвоения (Р).


VII. Рефлексия деятельности

Цель этапа: совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты, определить задание для самоподготовки.




Какова была тема урока? Какова цель урока? Какие

знания приобрели?

Рефлексия по образцу: Я сегодня

узнал, повторил, закрепил…


Домашнее задание: упр. 304 или 305 (на выбор), материал учебника.


Монологические ответы учащихся.

Составление предложений.





Умение логически рассуждать, делать выводы (П).

Умение слушать и понимать речь других (К).

Умение соотносить цель и результаты своей учебной деятельности и фиксирование степени их соответствия (Р).










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных»

Автор: СУркова Ирина Автономовна

Дата: 27.05.2020

Номер свидетельства: 551563

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока: «Гласные после шипящих и ц»"
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokaglasnyieposlieshipiashchikhits"
    ["file_id"] => string(6) "319652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460907236"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка в 6 классе по УМК М.Т.Баранова и др. "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-umk-m-t-baranova-i-dr"
    ["file_id"] => string(6) "130886"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416017909"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне" "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-slov-s-provieriaiemymi-biezudarnymi-ghlasnymi-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "110042"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405433946"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока на тему: " Гласные о и е после шипящих  в суффиксах существительных" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-glasnyie-o-i-ie-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "182290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425487423"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства