Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Действительные и страдательные причастия"»
Тема: «Действительные и страдательные причастия» (§16)
(Учебник «Русский язык. 7-й класс. Учебник М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской и др. М.: Просвещение, 2013)
Цель: Освоение теоретических сведений о действительных и страдательных причастиях и формирование умений различать и применять в практике.
Задачи:
Организовать опорное повторение по теме «Причастие» и «Причастный оборот»
Познакомить с действительными и страдательными причастиями
Отработать умение смыслового различия действительных и страдательных причастий.
Научить определять вида причастия по суффиксам.
ХОД УРОКА
Организационный момент: Приветствие учителя. Цель и тема урока пока не сообщаются.
Воспроизведение и повторение материала, изученного на предыдущих уроках.
Фронтальный опрос.
- Дать определение причастия.
Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какие?
- Глагольные признаки причастия.
Вид, время (настоящее и прошедшее).
- Признаки прилагательного у причастия.
Падеж, число, род.
- Определение причастного оборота.
Причастный оборот – причастие с зависимыми словами, где причастие является главным словом.
- Знаки препинания при причастном обороте (в виде схемы).
2.Синтаксический разбор предложения (на доске).Как вы понимаете данное выражение? Найдите синонимы к слову СООБЩА (Сообща – вместе, коллективно, дружно)
От хвороста, собранного сообща, пламя всегда бывает выше.
- Смотрим на рисунки, какое причастие обозначает «то, которое нагревает», то есть признак того предмета, который сам производит действие?
- Какое причастие обозначает «та, которую нагревают, то есть признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета? Итак,
Тема урока: «Действительные и страдательные причастия»
(на слайде)
Действительные и страдательные
причастия
признак предмета, признак предмета,
который сам производит который испытывает
действие, «действует» не себе действие «страдает»
молчащий мальчик; сделанная работа
одевающаяся девочка; засеянные поля
- Вернемся к рисункам. Какое причастие действительное, а какое страдательное? Обозначьте.
- Это смысловые признаки причастий, но есть и грамматические помощники – суффиксы.
(на слайде) Суффиксы причастий
Действительные
Страдательные
сам «действует»
«страдает» от чужого воздействия
Настоящее время
Прошедшее время
Настоящее время
Прошедшее время
-ущ- (-ющ-);
-ащ- (-ящ-)-
вш-; -ш-
-ем- (-ом-);
-им-
-енн- (-ённ-);
-нн-; -т-
Таблица в распечатанном виде раздается детям и вклеивается в тетрадь для теории (типа книжки- малютки)
Обучение способу применения
К действительным причастиям легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.
(на слайде)
Тренировочные упражнения
Заполнение таблицы, выделение суффиксов. В выделенных словах сделать частичный фонетический разбор.
Хохочущий мальчик, сомневающийся читатель, выделенное слово
Заполненная таблица выходит на экран для проверки.
Замените причастия одного вида причастиями другого вида, выделите суффикс, составьте предложения с одним действительным и одним страдательным причастием. ( у доски)
прочитавший книгу - прочитанная книга
нашедший гриб - найденный гриб
испуганный взгляд - испугавший взгляд
возвращенный долг - возвративший долг
уважаемый человек - уважающий человек
видимый глазом - видящий глазом
ожидающий ответа - ожидаемый ответ
Спишите, расставляя пропущенные запятые. Над действительными причастиями надпишите букву Д., над страдательными букву С., выделите суффиксы.
Я ехал один на стареньк..м видаш..м виды «Москвиче» и боялся, что за Уралом встрет..т меня выжженная трава, тучи (горько)солё(н,нн)ой пыли и зной. Суслики стоявш..е на часах заслышав мотор, бросились в густ..ю траву. Широкий паром пр..ткнувшийся к берегу казался морским чудовищ..м.
Слово пАром, объяснение лексического значения и правила написания.
Подведение итогов урока.
С какими причастиями мы познакомились?
Что про них узнали?
Какие суффиксы имеют действительные причастия?
Какие суффиксы имеют страдательные причастия?
Домашнее задание.
Выучить таблицу суффиксов. §16 упр.101, 102 (У)
Фонетика
Лексика и фразеология
Морфемика и словообра-зование
Морфология
Синтаксис и пунктуация
Орфография
Речь
Частичный фонетический разбор слов из таблицы
Подбор синонимов к слову «сообща»
Суффиксы действительных и страдательных причастий
Признаки причастия от глагола и от имени прилагательного
В тренировочном упражнении: падежные окончания имён прилагательных, проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова, мягкий знак после шипящих, Н и НН .
Составление предложений с действительными и страдательными причастиями
Страничка из тетради ученика
Классная работа.
Действительные и страдательные причастия.
От хвороста, собранного сообща, пламя всегда бывает выше.( повеств., невоскл., двусост., распр., полное, осложнено причастным оборотом).
Д.П.
хохочущий мальчик
сомневающийся читатель
выросшийцветок
залаявшая собака
погрузившийся в воду
нёсший тяжёлую сумку
С.П.
выделенное слово
расколотый орех
забиваемый гвоздь
размешанный раствор
прочитавший книгу - прочитанная книга
нашедший гриб - найденный гриб
испуганный взгляд - испугавший взгляд
возвращенный долг - возвративший долг
уважаемый человек - уважающий человек
видимый глазом - видящий глазом
ожидающий ответа - ожидаемый ответ
У тебя был испуганный взгляд. Прочитавший книгу мальчик остался под большим впечатлением.
Я ехал один на стареньком видавшем виды «Москвиче» и боялся, что за Уралом встретит меня выжженная трава, тучи горько - солёной пыли и зной. Суслики стоявшие на часах заслышав мотор, бросились в густую траву. Широкий паромприткнувшийся к берегу казался морским чудовищем.