Конспект открытого урока на тему "Имя существительное"
Конспект открытого урока на тему "Имя существительное"
Тема урока: Имя существительное.
Цель:
1) заложить основы представления о грамматической общности слов, относящихся к определенным частям речи;
2) создать образное представление о языке как о четко организованной структуре.
Задачи:
1.научить выделять имена существительные из ряда слов, при помощи постановки вопросов кто?что?
2.Развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость и правильную, грамотную речь учащихся.
3.Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности, любви к родине и природе родного края.
Методы используемые на уроке: эвристические, самостоятельной работы, групповой работы, работа над каллиграфией, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: презентация к уроку, магнитофон, карточки с заданиями,
Форма проведения: деловая игра.
Ход урока.
Создание позитивной атмосферы.
- Здравствуйте,ребята !
Возьмитесь за руки, друзья,
Без дружбы нам никак нельзя:
Уметь прийти на помощь другу,
Утешить, поддержать подругу.
И наш урок, признаться честно,
Пройдет активно и успешно.
Теперь друг другу улыбнитесь,
Настройтесь на урок и соберитесь.
И все проблемы – пустяки,
Ведь все мы вместе - знатоки!
-Садитесь, ребята! Нарисуйте, с каким настроением вы начинаете урок, схематически изобразив на листке бумаги солнышко или тучку, раскрашивать не надо. На эту работу вам 30 секунд.
- Отложите листочки на край стола, мы ещё к ним вернемся.
-Посмотрите внимательно отрывок из мультфильма и скажите о ком этот мультфильм?
Фрагмент из мультфильма «Колобки идут по следу»
-Вы видели этот мультфильм? Да, мультфильм называется «Следствие ведут колобки». Он снят по произведению известного детского писателя Эдуарда Николаевича Успенского. Какие книги этого писателя вы читали?
-Кто главные герои? Какая у колобков была профессия?
-Кто такой детектив ?
Детектив – по толковому словарю
1)Специалист по расследованию уголовных преступлений.
-Давайте прочитаем хором кто такой детектив?
-Какими качествами должен обладать хороший детектив?
1. Иметь зоркий глаз,
2.Уметь слушать и слышать,
3.Быть внимательным.
-Ребята, а вы хотите стать детективами?
- Сегодня я предоставлю такую возможность. Вместе с вами мы будем работать детективами, а наш кабинет назовем «Детективное агентство»
-Интересно, кто станет лучшим сыщиком?
- Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: Пропала часть речи.
-Что будем делать?
-Какие у вас возникли вопросы?
( как называется? на какие вопросы отвечает? что обозначает?)
Цель нашего урока:
Найти пропавшую часть речи.
Узнать, на какие вопросы отвечает эта часть речи.
Научимся распознавать её среди других слов.
-Давайте прочитаем учебные задачи.
Это цели нашего расследования, а тему урока мы сформулируем когда, найдем пропавшую часть речи.
-Начинаем работу в тетради.
Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно возьму
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.
-Запишите дату, классная работа
-Детективы нередко должны разгадывать разные загадки. И вот собрав пазл, вы узнаете букву для минутки чистописания.
- Какая буква у первого ряда? У второго? У третьего? Чем похожи эти буквы? (буквы Ии, Цц,Щщ)
-Правильно, у этих букв одинаковые элементы. Пропишем эти буквы в
воздухе.
-Ребята, ведь сегодня мы с вами детективы, поэтому должны быть ловкими, быстрыми и внимательными. Для развития ловкости проведем пальчиковую гимнастику. Возьмите в руки карандаш и внимательно повторяйте движения, показанные вам на экране. Старайтесь, чтобы карандаш не выпадал из рук.
-Пишем эти буквы. Пропишите каждый ряд свою букву.
А зачем сыщику нужно красиво писать?
-Итак, юные сыщики. Приступаем к розыску пропавшей части речи. Что составляет детектив, приступая к работе? Будем разыскивать по определенным приметам. Действительно, детектив составляет фоторобот.
Фоторобот- устройство для получения собирательного фотопортрета, составляемого из частей фотоснимков разных лиц. То есть, чтобы найти какой-то предмет надо знать его описание. Учимся составлять фоторобот.
Замените одним словом:
-самое холодное время года…. Зима
-движение воздуха… Ветер
-осадки, выпадающие зимой… снег
-сильный ветер со снегом …. Метель
Найдите среди этих слов слово:
букв больше чем звуков (метель)
состоящее из одного слога.
все согласные звуки являются мягкими.
Прочитайте еще раз записанные слова.
-Что вы можете сказать о них? А как назвать одним словом? (отвечают на вопрос что? И обозначают явления природы)
-Вот это и есть первая примета, по которой мы будем искать часть речи.
-Ребята, а кто скажет как звучат эти слова по башкирски? А почему можем говорить и по-русски и по-башкирски? Да, ребята мы живем в республике Башкортостан. А что вы знаете о нашей республике? А знали ли вы о том, что житель деревни Раевка Ришат Хазивалеев изготовил к новому году гигантский валенок 130 размера.
-Как рассказал мастер, над необычным экземпляром он работал восемь месяцев. Главная идея создания гигантской обуви заключается в том, чтобы привлечь внимание общества к возрождению древнего промысла - валянию валенок. А почему я взяла интересный факт о валенке? Какое отношение слово валенок имеет к словам, которые мы записали? Как и любой детектив вы должны много читать и запоминать. И этот интересный факт положите себе в копилку знаний.
Физминутка.
Игра «Внимательный детектив»
По моей команде изобразите животных.
-Зайчики! (прыгают)
Лошади! (Топают)
Цапли! (Стоят на одной ноге)
Раки! (Отходят назад)
Человек! (Садятся)
-Как можно назвать слова этой группы?
- На какой вопрос они отвечают?
Вот и вторая примета. Проговорим хором: животные и люди, отвечают на вопрос кто? А какая была первая примета? Кто помнит?
-А сейчас проверим, как вы запомнили эти слова, ведь мы с вами юные сыщики. А сыщик должен иметь фотографическую память.
-Запишите эти слова по памяти.
Проверка с доски. Словесная оценка
- Ребята, детектив работает не только в одиночку, а у него есть и помощники. Вот и сейчас поработаем в группах.
-Вы должны подчеркнуть слова, которые относятся к вашей группе и определить вопрос, на который они отвечают.
Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Овощи». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
-Это ещё одна примета, по которой мы найдем часть речи.
Игра «Рассади пассажиров»
Игра «найди лишнее слово»
-Что мы можем сказать о потерявшейся части речи по фотороботу?
-Может быть, кто-нибудь узнал эту часть речи и скажет её название?
Запомни: Имя существительное – обозначает предметы, явления и отвечает на вопросы кто?что? (проговорили в парах с опорой на схему)Имя существительное –
Сущность, существо.
Невозможно нашу жизнь
Представить без него.
Предметы и явления
Оно обозначает.
На вопросы КТО? и ЧТО?
Только отвечает.
Проговорите в парах определение имени существительного, глядя на алгоритм.
-Итак, мы пришли к тому, что темой нашего урока было «Имя существительное», но эту тему мы будем изучать ещё не один урок.
- Вот какие внимательные детективы в этом классе. Самым лучшим сыщикам я ставлю пять.
-Вернемся к нашим листочкам. Завершим урок также как и начали его, изобразите свое настроение в виде солнышка или тучки. У кого рисунки совпали?
- Домашним заданием для вас будет: первому варианту выписать 5 словарных слов, отвечающих на вопрос кто?, а второму варианту 5 словарных слов, отвечающих на вопрос что?
Вы сегодня потрудились?
Не шумели, не ленились?
Вы творили чудеса?
Вы хорошие ребята?
Да! Молодцы !
Урок окончен, всем спасибо !
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока на тему "Имя существительное"»
2 класс
Русский язык
Тема урока: Имя существительное.
Цель:
1) заложить основы представления о грамматической общности слов, относящихся к определенным частям речи;
2) создать образное представление о языке как о четко организованной структуре.
Задачи:
научить выделять имена существительные из ряда слов, при помощи постановки вопросов кто?что?
Развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость и правильную, грамотную речь учащихся.
Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности, любви к родине и природе родного края.
Методы используемые на уроке: эвристические, самостоятельной работы, групповой работы, работа над каллиграфией, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: презентация к уроку, магнитофон, карточки с заданиями,
Форма проведения: деловая игра.
Ход урока.
Слайд 1.
Создание позитивной атмосферы.
- Здравствуйте,ребята !
Возьмитесь за руки, друзья,
Без дружбы нам никак нельзя:
Уметь прийти на помощь другу,
Утешить, поддержать подругу.
И наш урок, признаться честно,
Пройдет активно и успешно.
Теперь друг другу улыбнитесь,
Настройтесь на урок и соберитесь.
И все проблемы – пустяки,
Ведь все мы вместе - знатоки!
Слайд 2
-Садитесь, ребята! Нарисуйте, с каким настроением вы начинаете урок, схематически изобразив на листке бумаги солнышко или тучку, раскрашивать не надо. На эту работу вам 30 секунд.
- Отложите листочки на край стола, мы ещё к ним вернемся.
-Посмотрите внимательно отрывок из мультфильма и скажите о ком этот мультфильм?
Слайд 3
Фрагмент из мультфильма «Колобки идут по следу»
Слайд 4
-Вы видели этот мультфильм? Да, мультфильм называется «Следствие ведут колобки». Он снят по произведению известного детского писателя Эдуарда Николаевича Успенского. Какие книги этого писателя вы читали?
-Кто главные герои? Какая у колобков была профессия?
Слайд 5
-Кто такой детектив?
Слайд 6
Детектив – по толковому словарю
1)Специалист по расследованию уголовных преступлений.
-Давайте прочитаем хором кто такой детектив?
-Какими качествами должен обладать хороший детектив?
Иметь зоркий глаз,
Уметь слушать и слышать,
Быть внимательным.
-Ребята, а вы хотите стать детективами?
- Сегодня я предоставлю такую возможность. Вместе с вами мы будем работать детективами, а наш кабинет назовем «Детективное агентство»
-Интересно, кто станет лучшим сыщиком?
Слайд 7
- Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: Пропала часть речи.
-Что будем делать?
-Какие у вас возникли вопросы?
( как называется? на какие вопросы отвечает? что обозначает?)
Слайд 8
Цель нашего урока:
Найти пропавшую часть речи.
Узнать, на какие вопросы отвечает эта часть речи.
Научимся распознавать её среди других слов.
-Давайте прочитаем учебные задачи.
Это цели нашего расследования, а тему урока мы сформулируем когда, найдем пропавшую часть речи.
-Начинаем работу в тетради.
Слайд 9
Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно возьму
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.
-Запишите дату, классная работа
-Детективы нередко должны разгадывать разные загадки. И вот собрав пазл, вы узнаете букву для минутки чистописания.
- Какая буква у первого ряда? У второго? У третьего? Чем похожи эти буквы? (буквы Ии, Цц,Щщ)
Слайд 10
-Правильно, у этих букв одинаковые элементы. Пропишем эти буквы в
воздухе.
Слайд 11
-Ребята, ведь сегодня мы с вами детективы, поэтому должны быть ловкими, быстрыми и внимательными. Для развития ловкости проведем пальчиковую гимнастику. Возьмите в руки карандаш и внимательно повторяйте движения, показанные вам на экране. Старайтесь, чтобы карандаш не выпадал из рук.
-Пишем эти буквы. Пропишите каждый ряд свою букву.
А зачем сыщику нужно красиво писать?
-Итак, юные сыщики. Приступаем к розыску пропавшей части речи. Что составляет детектив, приступая к работе? Будем разыскивать по определенным приметам. Действительно, детектив составляет фоторобот.
Слайд 12
Фоторобот- устройство для получения собирательного фотопортрета, составляемого из частей фотоснимков разных лиц. То есть, чтобы найти какой-то предмет надо знать его описание. Учимся составлять фоторобот.
Слайды с 13 по 20
Замените одним словом:
-самое холодное время года…. Зима
-движение воздуха… Ветер
-осадки, выпадающие зимой… снег
-сильный ветер со снегом …. Метель
Слайд 21
Найдите среди этих слов слово:
букв больше чем звуков (метель)
состоящее из одного слога.
все согласные звуки являются мягкими.
Прочитайте еще раз записанные слова.
Слайд 22
-Что вы можете сказать о них? А как назвать одним словом? (отвечают на вопрос что? И обозначают явления природы)
-Вот это и есть первая примета, по которой мы будем искать часть речи.
-Ребята, а кто скажет как звучат эти слова по башкирски? А почему можем говорить и по-русски и по-башкирски? Да, ребята мы живем в республике Башкортостан. А что вы знаете о нашей республике? А знали ли вы о том, что житель деревни Раевка Ришат Хазивалеев изготовил к новому году гигантский валенок 130 размера.
Слайд 24
-Как рассказал мастер, над необычным экземпляром он работал восемь месяцев. Главная идея создания гигантской обуви заключается в том, чтобы привлечь внимание общества к возрождению древнего промысла - валянию валенок. А почему я взяла интересный факт о валенке? Какое отношение слово валенок имеет к словам, которые мы записали? Как и любой детектив вы должны много читать и запоминать. И этот интересный факт положите себе в копилку знаний.
Слайд 25
Физминутка.
Игра «Внимательный детектив»
По моей команде изобразите животных.
-Зайчики! (прыгают)
Лошади! (Топают)
Цапли! (Стоят на одной ноге)
Раки! (Отходят назад)
Человек! (Садятся)
-Как можно назвать слова этой группы?
- На какой вопрос они отвечают?
Слайд 26
Вот и вторая примета. Проговорим хором: животные и люди, отвечают на вопрос кто? А какая была первая примета? Кто помнит?
Слайд 27
-А сейчас проверим, как вы запомнили эти слова, ведь мы с вами юные сыщики. А сыщик должен иметь фотографическую память.
Слайд 28
-Запишите эти слова по памяти.
Проверка с доски. Словесная оценка
Слайд 29
- Ребята, детектив работает не только в одиночку, а у него есть и помощники. Вот и сейчас поработаем в группах.
-Вы должны подчеркнуть слова, которые относятся к вашей группе и определить вопрос, на который они отвечают.
Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Овощи». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
-Это ещё одна примета, по которой мы найдем часть речи.
Игра «Рассади пассажиров» слайд 31
Игра «найди лишнее слово» слайд 32
Слайд 33
-Что мы можем сказать о потерявшейся части речи по фотороботу?
-Может быть, кто-нибудь узнал эту часть речи и скажет её название?
Запомни: Имя существительное – обозначает предметы, явления и отвечает на вопросы кто?что? (проговорили в парах с опорой на схему)Имя существительное –
Сущность, существо.
Невозможно нашу жизнь
Представить без него.
Предметы и явления
Оно обозначает.
На вопросы КТО? и ЧТО?
Только отвечает.
Проговорите в парах определение имени существительного, глядя на алгоритм.
Слайд 34
-Итак, мы пришли к тому, что темой нашего урока было «Имя существительное», но эту тему мы будем изучать ещё не один урок.
- Вот какие внимательные детективы в этом классе. Самым лучшим сыщикам я ставлю пять.
-Вернемся к нашим листочкам. Завершим урок также как и начали его, изобразите свое настроение в виде солнышка или тучки. У кого рисунки совпали?
- Домашним заданием для вас будет: первому варианту выписать 5 словарных слов, отвечающих на вопрос кто?, а второму варианту 5 словарных слов, отвечающих на вопрос что?