kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока на тему "Имя существительное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Имя существительное.

Цель:

1) заложить основы представления о грамматической общности слов, относящихся к определенным частям речи;

2) создать образное представление о языке как о четко организованной структуре.

Задачи:

1.научить выделять имена существительные из ряда слов, при помощи постановки вопросов кто?что?

2.Развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость и правильную, грамотную речь учащихся.

3.Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности,  любви к родине и природе родного края.

Методы используемые на уроке: эвристические, самостоятельной работы, групповой работы, работа над каллиграфией, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: презентация к уроку, магнитофон, карточки с заданиями,

Форма проведения: деловая игра.

Ход урока.

Создание позитивной атмосферы.

- Здравствуйте,ребята !

Возьмитесь за руки, друзья,

Без дружбы нам никак нельзя:

Уметь прийти на помощь другу,

Утешить, поддержать подругу.

И наш урок, признаться честно,

Пройдет активно и успешно.

Теперь друг другу улыбнитесь,

Настройтесь на урок и соберитесь.

И все проблемы – пустяки,

Ведь все мы вместе - знатоки!

-Садитесь, ребята! Нарисуйте, с каким настроением вы начинаете урок, схематически  изобразив на листке бумаги солнышко или тучку, раскрашивать не надо. На эту работу вам 30 секунд.

- Отложите листочки на край стола, мы ещё к ним вернемся.

-Посмотрите внимательно отрывок из мультфильма и скажите о ком этот мультфильм?

                            Фрагмент из  мультфильма  «Колобки идут по следу»

-Вы видели этот мультфильм? Да, мультфильм называется «Следствие ведут колобки». Он  снят по произведению известного детского писателя Эдуарда Николаевича Успенского. Какие книги этого писателя вы читали?

-Кто главные герои? Какая у колобков была профессия?

-Кто такой детектив ?

Детектив – по толковому словарю

1)Специалист по расследованию уголовных преступлений.

-Давайте прочитаем хором кто такой детектив?

-Какими качествами должен обладать хороший  детектив?

1. Иметь зоркий глаз,

2.Уметь слушать и слышать,

3.Быть внимательным.

-Ребята, а вы хотите стать детективами?

- Сегодня я предоставлю такую возможность. Вместе с вами мы будем работать  детективами, а наш кабинет назовем «Детективное агентство»

 -Интересно, кто станет лучшим сыщиком?

      -  Итак, в наше детективное агентство  поступило срочное сообщение: Пропала   часть речи.

-Что будем делать?

-Какие у вас возникли вопросы?

( как называется? на какие вопросы отвечает? что обозначает?)

Цель нашего урока:

  Найти пропавшую часть речи.

  1. Узнать, на какие вопросы отвечает эта часть речи.
  2. Научимся распознавать её среди других слов.

-Давайте прочитаем учебные задачи.

Это цели нашего расследования, а тему урока мы сформулируем когда, найдем пропавшую часть речи.

-Начинаем работу в тетради.

Тетрадь с наклоном положу

Ручку правильно возьму

Сяду прямо не согнусь

За работу я возьмусь.

-Запишите дату, классная работа

-Детективы нередко должны разгадывать разные загадки. И вот собрав пазл, вы узнаете букву для минутки чистописания.

- Какая буква у первого ряда? У второго? У третьего? Чем похожи эти буквы? (буквы Ии, Цц,Щщ)

-Правильно, у этих букв одинаковые элементы. Пропишем эти буквы в

воздухе.

-Ребята, ведь сегодня мы с вами детективы, поэтому должны быть ловкими, быстрыми и внимательными. Для развития ловкости проведем пальчиковую гимнастику. Возьмите в руки карандаш и внимательно повторяйте движения, показанные вам на экране. Старайтесь, чтобы карандаш не выпадал из рук.

-Пишем эти буквы. Пропишите каждый ряд свою букву.

А зачем сыщику нужно красиво писать?

-Итак, юные сыщики. Приступаем к розыску пропавшей части речи. Что составляет детектив, приступая к работе? Будем разыскивать по определенным приметам. Действительно, детектив составляет фоторобот.

 Фоторобот-  устройство для получения собирательного фотопортрета, составляемого из частей фотоснимков разных лиц. То есть, чтобы найти какой-то предмет надо знать его описание. Учимся составлять фоторобот.

Замените одним словом:

-самое холодное время года…. Зима

-движение воздуха… Ветер                    

-осадки, выпадающие зимой… снег       

-сильный ветер со снегом …. Метель  

Найдите среди этих слов  слово:

  1. букв больше чем звуков (метель)
  2. состоящее из одного слога.
  3. все согласные звуки являются мягкими.

Прочитайте еще раз записанные слова.

-Что вы можете сказать о них? А как назвать одним словом? (отвечают на вопрос что? И обозначают явления природы)

-Вот это и есть первая примета, по которой мы будем искать часть речи.

-Ребята, а кто  скажет как звучат эти слова по башкирски? А почему можем говорить и по-русски и по-башкирски? Да, ребята мы живем в республике Башкортостан. А что вы знаете о нашей республике? А знали ли вы о том, что житель деревни Раевка  Ришат Хазивалеев изготовил к новому году гигантский валенок 130 размера.

-Как рассказал мастер, над необычным экземпляром он работал восемь месяцев. Главная идея создания гигантской обуви заключается в том, чтобы привлечь внимание общества к возрождению древнего промысла - валянию валенок. А почему я взяла интересный факт о валенке? Какое отношение слово валенок имеет к словам, которые мы записали? Как и любой детектив вы должны много читать и запоминать. И этот интересный факт положите себе в копилку знаний.

Физминутка.

Игра «Внимательный детектив»

По моей команде изобразите животных.

-Зайчики! (прыгают)

Лошади! (Топают)

Цапли! (Стоят на одной ноге)

Раки! (Отходят назад)

Человек! (Садятся)

-Как можно назвать слова этой группы?

- На какой вопрос они отвечают?

Вот и вторая примета. Проговорим хором: животные и люди, отвечают на вопрос кто? А какая была первая примета? Кто помнит?

-А сейчас проверим, как вы запомнили эти слова, ведь мы с вами юные сыщики. А сыщик должен иметь фотографическую память.

-Запишите эти слова по памяти.

Проверка с доски. Словесная оценка

- Ребята, детектив работает не только в одиночку, а  у него есть и помощники. Вот и сейчас поработаем в группах.

-Вы должны подчеркнуть слова, которые относятся к вашей группе и определить вопрос, на который они отвечают.

Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Овощи». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.

Овощи

Пёс, лук, корова, редиска, кошка, огурцы,  мяч, кукла.

Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Цветы». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.

Цветы

Роза, стакан, морковь, ромашка, ветер, василёк, цыплёнок, незабудка.

Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Одежда». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.

Одежда

Роза, рубашка, морковь, платье, ветер, пиджак, юбка.

Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Посуда». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.

Посуда

Стакан, кастрюля, морковь, платье, чашка, пиджак, сковорода.

Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Инструменты». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.

Инструменты

Стакан, молоток, морковь, топор, чашка, пиджак, сковорода, щипцы.

Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Профессии». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.

Профессии

Доктор, молоток, лётчик, топор, космонавт, пиджак, фокусник, щипцы.

Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Цирк». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.

Цирк

Клоун, роза, арена, топор, фокусник, пиджак, купол, щипцы.

     - Заслушаем каждую группу.

-Что обозначают все эти слова? (предметы).

-Это ещё одна примета, по которой мы найдем часть речи.

Игра «Рассади пассажиров» 

Игра «найди лишнее слово» 

-Что мы можем сказать о потерявшейся части речи по фотороботу?

     -Может быть, кто-нибудь узнал эту часть речи и скажет её название?       

Запомни: Имя существительное – обозначает предметы, явления  и отвечает на вопросы кто?что? (проговорили в парах с опорой на схему) Имя существительное –

Сущность, существо.

Невозможно нашу жизнь

Представить без него.

Предметы и явления

Оно обозначает.

На вопросы КТО? и ЧТО?

Только отвечает.

Проговорите в парах определение имени существительного, глядя на алгоритм.

-Итак, мы пришли к тому, что темой нашего урока было «Имя существительное», но эту тему мы будем изучать ещё не один урок.

- Вот какие внимательные детективы в этом классе. Самым лучшим сыщикам я ставлю пять.

-Вернемся к нашим листочкам. Завершим урок также как и начали его, изобразите свое настроение в виде солнышка или тучки.  У кого рисунки совпали?

- Домашним заданием для вас будет: первому варианту выписать 5 словарных слов, отвечающих на вопрос кто?, а второму варианту 5 словарных слов, отвечающих на вопрос что?

Вы сегодня потрудились?

Не шумели, не ленились?

Вы творили чудеса?

Вы хорошие ребята?

Да! Молодцы !

Урок окончен, всем спасибо !

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока на тему "Имя существительное"»

2 класс

Русский язык

Тема урока: Имя существительное.

Цель:

1) заложить основы представления о грамматической общности слов, относящихся к определенным частям речи;

2) создать образное представление о языке как о четко организованной структуре.

Задачи:

  • научить выделять имена существительные из ряда слов, при помощи постановки вопросов кто?что?

  • Развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость и правильную, грамотную речь учащихся.

  • Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности, любви к родине и природе родного края.

Методы используемые на уроке: эвристические, самостоятельной работы, групповой работы, работа над каллиграфией, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: презентация к уроку, магнитофон, карточки с заданиями,

Форма проведения: деловая игра.

Ход урока.

Слайд 1.

Создание позитивной атмосферы.

- Здравствуйте,ребята !

Возьмитесь за руки, друзья,

Без дружбы нам никак нельзя:

Уметь прийти на помощь другу,

Утешить, поддержать подругу.

И наш урок, признаться честно,

Пройдет активно и успешно.

Теперь друг другу улыбнитесь,

Настройтесь на урок и соберитесь.

И все проблемы – пустяки,

Ведь все мы вместе - знатоки!

Слайд 2

-Садитесь, ребята! Нарисуйте, с каким настроением вы начинаете урок, схематически изобразив на листке бумаги солнышко или тучку, раскрашивать не надо. На эту работу вам 30 секунд.

- Отложите листочки на край стола, мы ещё к ним вернемся.

-Посмотрите внимательно отрывок из мультфильма и скажите о ком этот мультфильм?

Слайд 3

Фрагмент из мультфильма «Колобки идут по следу»

Слайд 4

-Вы видели этот мультфильм? Да, мультфильм называется «Следствие ведут колобки». Он снят по произведению известного детского писателя Эдуарда Николаевича Успенского. Какие книги этого писателя вы читали?

-Кто главные герои? Какая у колобков была профессия?

Слайд 5

-Кто такой детектив?

Слайд 6

Детектив – по толковому словарю

1)Специалист по расследованию уголовных преступлений.

-Давайте прочитаем хором кто такой детектив?

-Какими качествами должен обладать хороший детектив?

  • Иметь зоркий глаз,

  • Уметь слушать и слышать,

  • Быть внимательным.

-Ребята, а вы хотите стать детективами?

- Сегодня я предоставлю такую возможность. Вместе с вами мы будем работать детективами, а наш кабинет назовем «Детективное агентство»

-Интересно, кто станет лучшим сыщиком?

Слайд 7

- Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: Пропала часть речи.

-Что будем делать?

-Какие у вас возникли вопросы?

( как называется? на какие вопросы отвечает? что обозначает?)

Слайд 8

Цель нашего урока:

Найти пропавшую часть речи.

  1. Узнать, на какие вопросы отвечает эта часть речи.

  2. Научимся распознавать её среди других слов.

-Давайте прочитаем учебные задачи.

Это цели нашего расследования, а тему урока мы сформулируем когда, найдем пропавшую часть речи.

-Начинаем работу в тетради.

Слайд 9

Тетрадь с наклоном положу

Ручку правильно возьму

Сяду прямо не согнусь

За работу я возьмусь.

-Запишите дату, классная работа

-Детективы нередко должны разгадывать разные загадки. И вот собрав пазл, вы узнаете букву для минутки чистописания.

- Какая буква у первого ряда? У второго? У третьего? Чем похожи эти буквы? (буквы Ии, Цц,Щщ)

Слайд 10

-Правильно, у этих букв одинаковые элементы. Пропишем эти буквы в

воздухе.

Слайд 11

-Ребята, ведь сегодня мы с вами детективы, поэтому должны быть ловкими, быстрыми и внимательными. Для развития ловкости проведем пальчиковую гимнастику. Возьмите в руки карандаш и внимательно повторяйте движения, показанные вам на экране. Старайтесь, чтобы карандаш не выпадал из рук.

-Пишем эти буквы. Пропишите каждый ряд свою букву.

А зачем сыщику нужно красиво писать?

-Итак, юные сыщики. Приступаем к розыску пропавшей части речи. Что составляет детектив, приступая к работе? Будем разыскивать по определенным приметам. Действительно, детектив составляет фоторобот.

Слайд 12

Фоторобот- устройство для получения собирательного фотопортрета, составляемого из частей фотоснимков разных лиц. То есть, чтобы найти какой-то предмет надо знать его описание. Учимся составлять фоторобот.

Слайды с 13 по 20

Замените одним словом:

-самое холодное время года…. Зима

-движение воздуха… Ветер

-осадки, выпадающие зимой… снег

-сильный ветер со снегом …. Метель

Слайд 21

Найдите среди этих слов слово:

  1. букв больше чем звуков (метель)

  2. состоящее из одного слога.

  3. все согласные звуки являются мягкими.

Прочитайте еще раз записанные слова.

Слайд 22

-Что вы можете сказать о них? А как назвать одним словом? (отвечают на вопрос что? И обозначают явления природы)

-Вот это и есть первая примета, по которой мы будем искать часть речи.

-Ребята, а кто скажет как звучат эти слова по башкирски? А почему можем говорить и по-русски и по-башкирски? Да, ребята мы живем в республике Башкортостан. А что вы знаете о нашей республике? А знали ли вы о том, что житель деревни Раевка Ришат Хазивалеев изготовил к новому году гигантский валенок 130 размера.

Слайд 24

-Как рассказал мастер, над необычным экземпляром он работал восемь месяцев. Главная идея создания гигантской обуви заключается в том, чтобы привлечь внимание общества к возрождению древнего промысла - валянию валенок. А почему я взяла интересный факт о валенке? Какое отношение слово валенок имеет к словам, которые мы записали? Как и любой детектив вы должны много читать и запоминать. И этот интересный факт положите себе в копилку знаний.

Слайд 25

Физминутка.

Игра «Внимательный детектив»

По моей команде изобразите животных.

-Зайчики! (прыгают)

Лошади! (Топают)

Цапли! (Стоят на одной ноге)

Раки! (Отходят назад)

Человек! (Садятся)

-Как можно назвать слова этой группы?

- На какой вопрос они отвечают?

Слайд 26

Вот и вторая примета. Проговорим хором: животные и люди, отвечают на вопрос кто? А какая была первая примета? Кто помнит?

Слайд 27

-А сейчас проверим, как вы запомнили эти слова, ведь мы с вами юные сыщики. А сыщик должен иметь фотографическую память.

Слайд 28

-Запишите эти слова по памяти.

Проверка с доски. Словесная оценка

Слайд 29

- Ребята, детектив работает не только в одиночку, а у него есть и помощники. Вот и сейчас поработаем в группах.

-Вы должны подчеркнуть слова, которые относятся к вашей группе и определить вопрос, на который они отвечают.


Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Овощи». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.


Овощи

Пёс, лук, корова, редиска, кошка, огурцы, мяч, кукла.



Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Цветы». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.


Цветы

Роза, стакан, морковь, ромашка, ветер, василёк, цыплёнок, незабудка.





Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Одежда». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.


Одежда

Роза, рубашка, морковь, платье, ветер, пиджак, юбка.



Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Посуда». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.


Посуда

Стакан, кастрюля, морковь, платье, чашка, пиджак, сковорода.



Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Инструменты». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.


Инструменты

Стакан, молоток, морковь, топор, чашка, пиджак, сковорода, щипцы.



Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Профессии». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.


Профессии

Доктор, молоток, лётчик, топор, космонавт, пиджак, фокусник, щипцы.



Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Цирк». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.


Цирк

Клоун, роза, арена, топор, фокусник, пиджак, купол, щипцы.


- Заслушаем каждую группу.

-Что обозначают все эти слова? (предметы).

Слайд 30

-Это ещё одна примета, по которой мы найдем часть речи.

Игра «Рассади пассажиров» слайд 31

Игра «найди лишнее слово» слайд 32

Слайд 33

-Что мы можем сказать о потерявшейся части речи по фотороботу?

-Может быть, кто-нибудь узнал эту часть речи и скажет её название?

Запомни: Имя существительное – обозначает предметы, явления и отвечает на вопросы кто?что? (проговорили в парах с опорой на схему) Имя существительное –

Сущность, существо.

Невозможно нашу жизнь

Представить без него.

Предметы и явления

Оно обозначает.

На вопросы КТО? и ЧТО?

Только отвечает.

Проговорите в парах определение имени существительного, глядя на алгоритм.

Слайд 34

-Итак, мы пришли к тому, что темой нашего урока было «Имя существительное», но эту тему мы будем изучать ещё не один урок.

- Вот какие внимательные детективы в этом классе. Самым лучшим сыщикам я ставлю пять.

-Вернемся к нашим листочкам. Завершим урок также как и начали его, изобразите свое настроение в виде солнышка или тучки. У кого рисунки совпали?

- Домашним заданием для вас будет: первому варианту выписать 5 словарных слов, отвечающих на вопрос кто?, а второму варианту 5 словарных слов, отвечающих на вопрос что?

Вы сегодня потрудились?

Не шумели, не ленились?

Вы творили чудеса?

Вы хорошие ребята?

Да! Молодцы !

Урок окончен, всем спасибо !


9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект открытого урока на тему "Имя существительное"

Автор: Бахтыгереева Бактылы Дуйсенбаевна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278661

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока по  русскому языку  на тему "Имя существительное как часть речи. Закрепление." "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "111152"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407142939"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русский язык по теме "Имя существительное"2класс "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-2klass"
    ["file_id"] => string(6) "145786"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418995653"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное" (обобщение).Урок-практикум. "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie-urok-praktikum"
    ["file_id"] => string(6) "218474"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433789952"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "конспект урока по русскому языку 2 класс по теме "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-2-klass-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "120922"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413823972"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "План - конспект открытого урока в  6 классе по теме   «Повторение изученного по теме "Имя существительное"» "
    ["seo_title"] => string(117) "plan-konspiekt-otkrytogho-uroka-v-6-klassie-po-tiemie-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "137027"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417258267"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства