Тема: Имя существительное
Цель: первоначальное ознакомление с именем существительным как частью речи (значение, вопрос); определение существительного по значению и вопросам кто? что?;
использование в речи слов, называющих людей, животных, птиц, насекомых (кто это?).
Тип урока: комбинированный
Вид урока: приобретение новых знаний
Приёмы ТРКМЧП: кластер, рыбная кость.
Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, презентация Microsoft Power Point, картинки, листы с игровым полем (Приложение №1), элементы разноуровневых заданий, тетради, учебник русского языка.
Планируемые результаты:
предметные: распознавание имён существительных, умение задавать вопросы кто? что?;
личностные: воспитание вежливого обращения в беседе с товарищами; воспитание смелости и честности;
системно-деятельностные: наблюдение над именами существительными, составление тематических групп существительных.
1. Мотивация к деятельности.
Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.
Психологический настрой:
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Вы на парты поглядите,
Всё в порядок приведите.
А теперь тихонько сели
И на доску посмотрели.
.(интер.доска) - Загадки: (слайд 2)
(слайды №3-9)
1.Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно, это… (белка)
2.Хоть имеет он три глаза,
Но не смотрит всеми сразу,
А глядит всегда одним,
Ну, а мы – следим за ним. (светофор)
3. Не страшны малышке волки.
У него кругом иголки.
Если схватит кто-то всё ж,
Пожалеет – ведь он…(ёж)
4.Кто весь век в воде живёт,
А самой воды не пьёт:
Ни озёрной, ни речной,
Ни какой-нибудь иной?(рыба)
5.Стоит в лесу красавица
Стройна и зелена,
И ветки, как мизинчики,
Отставила она. (ёлка)
6.В чистом поле у берёзки
На снегу видны полоски.
Подошла лиса поближе:
Здесь бежали чьи-то …(лыжи)
7.Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото.(аист)
(слайд № 10) -Что называет отгадка? (Предмет.)
-На какие вопросы отвечают отгадки? (кто? что?)
Постановка учебных задач урока: Что такое имя существительное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает?
2.Минутка чистописания: Буква Вв Вежливость открывает все двери. (слайд №11)
- Как вы понимаете эту пословицу? Ответы детей
2.Учебно-познавательная деятельность
Цель: освоение содержания темы.
1.Актуализация знаний. (слайд№12)
-Что называют слова? ( по ходу ответов детей выстраивается на экране кластер)
- На какие вопросы отвечают слова, которые называют предметы?
- Приведите примеры.
2.Работа над новой темой. Наблюдение и анализ слов.
а) Работа в паре: составьте слова, используя буквы игрового поля и ориентируясь на цифры.
(слайд №13) Приложение №1
Шифр: 1. А4 В3 А2 Г4 Б1 Б4 Г1 (девочка)
2. Б3 В3 А1 (бег)
3. А2 Г4 Б2 Г4 Б3 В3 А3 (воробей)
4. Б2 В3 Б4 Г1 (река)
* 5. Составьте шифр к слову МОЛОДЦЫ. (слайд №14)
( Г3 Г4 В1 Г4 А4 Г2 Д4)
- На какие группы можно разделить составленные слова?
У доски два ученика:
кто? что?
девочка бег
воробей река
Дети записывают слова в два столбика.
Словарно-орфографическая работа: девочка, воробей
Вывод: (слайд № 15) Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? что?, называются именами существительными.
б) Чтение грамматического диалога: учитель – ученик
-Какая часть речи называется именем существительным?
Физминутка для глаз (слайд № 16)
в) Работа по картинке «Зимние забавы» (слайд № 17)
г)Приём«Рыбная кость».(слайд№ 18) Напишите имена существительные, которые называют предмет и отвечают на вопросы кто? или что?.Можно дать имена детям.(повторить правило написания имён существительных)
Какая тема объединяет эти слова? ( Зима. Зимние забавы»)
3.Интеллектуальные преобразования.
Цель: выполнение практических заданий: информативных, импровизированных, эвристических.
1.Физминутка: Учитель читает слова. Услышав слово, отвечающее на вопрос Что?, дети приседают. При слове, отвечающем на вопрос Кто?, дети встают на носочки, руки над головой.
Избушка, журавль, солнце, медведь, ягода, сорока, небо, тетрадь, бабушка, воздух, жаворонок.
2.Работа по вариантам: упражнение 334(записано на доске). Распредели слова по теме: «Что растёт в лесу?».Вставь безударные гласные.
1вариант – выписать названия деревьев
2вариант – названия ягод.
- На какой вопрос отвечают эти слова? Можно ли подобрать к ним проверочные слова?
Проверь себя! (слайд № 19 )
Деревья: Ягоды
берёза малина
тополь ежевика
яблоня черника
пихта земляника
клён смородина
вяз
осина
сосна
3.Игра «Каждому свой дом». Учитель показывает картинку, дети задают вопрос кто это? и группируют по общему признаку: названия животных или названия птиц. Крепят на доску и говорят проверочное слово.
Дроз…, удо…, верблю…, медве…ь, ле…, лоша…ь, тетере… .
4.Работа с пословицей: ( слайд № 20)
Герой умирает однажды, трус – тысячу раз.
- Найдите имена существительные. Поставьте к ним вопрос.
- Чему учит нас пословица? Какими нужно быть?
4. Контроль и оценка результатов деятельности.
Цель: оценка уровня усвоения планируемых результатов.
Домашнее задание. (слайд №21)
Дифференцированное:
1 – упражнение 340 стр.127 правило стр.124
2 – упр.340 стр.127 + составить четвёрку существительных с «четвёртым – лишним»
3 – упр.340 стр.127 + составить четвёрку существительных с «четвёртым – лишним» + записать пословицу с любым из этих существительных.
(слайд № 22 )
Сегодня на уроке:
Мы с вами узнали…
Мы с вами научились…
Нам было интересно…
Мне было трудно…
Спасибо за отличную работу!
Предметные: распознают имена существительные, умеют задавать вопросы кто? что?
Личностные: умеют вежливо говорить с собеседником, знают, что лучше быть смелым и честным, чем трусом и лжецом.
Системно-деятельностные: умеют группировать слова по тематическим группам, по вопросам кто? и что