План - конспект открытого урока в 6 классе по теме «Повторение изученного по теме "Имя существительное"»
План - конспект открытого урока в 6 классе по теме «Повторение изученного по теме "Имя существительное"»
План урока русского языка в 6 классе по теме "Повторение изученного по теме "Имя существительное" был создан к открытому уроку. Учительница поставила такие цели урока:
Повторить изученный материал по данной теме на примере стихотворения И.А.Бунина «Детство».
Закрепить представление о тексте, совершенствовать навыки выделения в тексте имен существительных, их морфологических признаков.
Учитель. Здравствуйте! Я рада видеть вас. У нас сегодня необычный урок, но начнём мы его с обычного действия: запишите число и классная работа. (Слайд 2)
- Итак, вы думаете, что сейчас ноябрь и вы в 7 кабинете. А вот и нет!
- Закройте глаза.
- Что вы слышите?
(пение птиц) - Что это? Поют птицы. Где мы? В сосновом бору. (слайд 3 с лесом)
II Формулировка темы.
- Теперь мы можем начать наш необычный урок. Подключайте фантазию, свои воспоминания. Лето, жара, лес, сосны, ветерок, прохлада. Какие чувства испытываете? (радость, счастье, удовольствие) Какие части речи я вам назвала? (сущ.) А вы мне? (сущ.)
- Итак, мы подошли к нашей теме: «Имя существительное»(слайд 4) Мы много знаем об этой части речи, поэтому сегодня наша задача – повторить изученное в 5-ом классе по этой теме, а на следующих уроках мы будем узнавать новое о существительном.
III Актуализация знаний.
- А как вы определили, что я называла именно существительное? (отвечает на вопросы кто? Что?)
- Что такое имя существительное? (формулируем определение). (слайд5)Как любая самостоятельная часть речи сущ. имеет свои признаки и выполняет определённую синтаксическую роль. Это мы и будем повторять.
IV Переход к теме.
Не забываем, что урок у нас необычный. С нами в сосновом бору незримо присутствует известнейший поэт и писатель Иван Алексеевич Бунин, которому 22 октября исполнился бы 143 года.( слайд 6 с портретом) Это так много. А каковы же его впечатления о сосновом боре? Отличаются ли они от наших? Однажды на маленького Бунина сосновый бор произвёл такие впечатления, что, уже будучи взрослым, он описал их в стихотворении «Детство». А что мы знаем о детстве Бунина? Нам расскажет… (инд.задание)
V Индивидуальное задание. Детство Бунина. (Слайды 7,8 с портретами маленького Бунина, его семьи)
VI Чтение стихотворения. (распечатано) Слайд 9
- Перейдём к стихотворению «Детство». Послушайте его и ответьте: Каково настроение стихотворения? Какие ключевые слова можете назвать?
Детство.
Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам.
Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок – как шелк…Прильну к сосне корявой И чувствую: мне только десять лет, А ствол – гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна, Но так тепла, так солнцем вся согрета! И кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного света.
(Пауза после прочтения обязательна. Чтобы появилось желание обменяться впечатлениями, надо дать обучающимся возможность почувствовать текст.)
- Каковы ваши впечатления о стихотворении? (Необыкновенно теплые воспоминания о детстве, проникнуты солнечным светом, радостью, счастьем, солнцем, теплом, красотой и др.) Отличаются ли они от наших? Оказывается, во все времена природа оказывала и оказывает незабываемые впечатления.
- Перед нами воспоминание о детстве. Детская память имеет свойство хранить самые яркие, красочные, счастливые эпизоды. Но не забудем, что мы на уроке русского языка и рассмотрим стихотворение. Докажите, что это текст. ( заголовок, предложения связаны по смыслу и грамматически, их объединяет одна тема, настроения, основная мысль)
VI . Работаем над текстом стихотворения.
Найдите ключевые слова. (солнце, свет, сосна) Запишите их.
-Какие это части речи? Какие постоянные признаки у них общие? Запишите. (неодушевлённые и нарицательные). Как вы определили? Какое сущ. здесь может быть и собственным? Когда? (Солнце – звезда)
- Нам не попались одушевлённые сущ. Давайте сами домыслим, какие в бору могут встретиться сущ. одушевлённые? (бабочка, белка, ёж и др.) слайд
2. Какими постоянными признаками различаются наши слова? (род, склонение)
- Определите род сущ.
- Выпишите из стихотворения примеры сущ. женского рода. (палата, сосна, кора, сухость) Какое из них употреблено в переносном значении? Какой художественный приём использует здесь автор? (метафора)
- Выделите окончания. Почему у сущ. «сухость» нулевое окончание? (оно 3 скл) А первые 3 слова? Запишите сверху скл. Как вы различили?
- В чём особенность написания сущ.3 скл.? (ь на конце)
- В каких ещё сущ. пишется Ь после шипящей на конце? Найдите в моих предложениях сущ. с шипящей на конце и объясните постановку Ь.
Пока мы ехали до соснового бора, миновали несколько берёзовых рощ. Кругом такая тишь! С ветки на ветку перелетает грач. В норку под сосной скользнула мышь. За рекой вдали виднеются крыши дач. Надо возвращаться домой, чтобы нас не застала ночь.
3. Запишите слова, определите их склонение: шёлк и солнце ( в столбик). Какие сущ. относятся ко 2-ому скл.? Объясните орфограммы: (у доски). (жёлудь, крыжовник, лестница, праздник, честность)
4. Мы вспомнили постоянные признаки сущ. А какие непостоянные признаки вы знаете? (падеж и число)
- Как определить число? А все ли сущ. изменяются по числам? Найдите в стихотворении сущ., которые имеют форму только одного числа. (блеск, свет, кора, солнце) Форму какого числа они не имеют? (мн.ч.)
- А есть ли в стихотворении сущ. во мн. ч.? Укажите форму ед.ч.(палата-палаты)
5. Итак, мы не повторили последний признак непостоянный – падеж. Как правильно определить падеж? Для этого поработаем все вместе. Нужно выписать словосочетания глагол+сущ с предлогом. (дышать в бору, бродить по палатам, прильну к сосне) определите падеж сущ. и выписать словосочетания прил. + сущ:( сухим смолистым ароматом, яркий свет.)
6. Итак, сущ. может быть и главным и зависимым в словосочетании, а как в предложении? Посмотрим, как обстоят дела в одном из предложений стихотворения. Выпишите предложение: «А ствол – гигант, тяжёлый, величавый» Выполним синтаксический разбор предложения. (1 человек у доски) Почему ставится тире?
VIII Подведение итогов.
Итак, ребята, нам надо выбираться из бора, но прежде мне бы хотелось подвести итоги нашей работы в виде небольшого теста (распечатано)
IX Рефлексия.
Пора прощаться с соснами и Буниным, мы возвращаемся в ноябрь, в свой класс, но впечатления наши останутся надолго, может быть, и навсегда. Давайте же поделимся своими чувствами, мыслями по поводу урока
X Домашнее задание дифференцированное.
Творческая работа мини-сочинение «В сосновом бору» с грамматическим заданием – определить падежи и склонения и выделить окончания