2. Формирование навыка правописания окончаний в данных падежах.
3. Развитие творческой мыслительной деятельности, развитие кругозора ребёнка.
4. Воспитание любви к природе, к животным.
Ход урока.
1. | Организация класса. Цели. | |
| - Цель нашего урока – обобщить знания и родительном и дательном падежах. Вспомнить, какие окончания имеют существительные 1-го и 3-го склонений в этих падежах. Ребята пошли в гости к дедушке-леснику. Пошли и заблудились. Поможем им найти дорожку. | слайд №2 |
2. | Минутка чистописания. | |
| Лл ле ел ля | слайд №3 (щелчок – появляются сочетания) |
| - Угадайте, куда мы отправляемся вместе с ребятами из сказки. Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (Лес) - Запишите слова лес, лесок, лесная. Подберите ещё одно однокоренное слово к слову лес. Обозначьте корень в словах. - Какое слово можно написать без проверки? Почему? - Какие слова нужно проверять? Почему? | слайд №4 (щелчок – отгадка) слайд №5 |
3. | Работа по вариантам. | |
| - Вставьте безударную гласную в корне слова. Чтобы не ошибиться, устно подбирайте проверочные слова. (Проверка по вариантам) 1 вариант 2 вариант нар…дила см…нили пл…сать прив…жи т…нуть пр мой св…ча мол…ко п…ла сн…га м…ряки л…сток гр…зовая п…стух скр…пить м…лоток р…ка п…ля с…сна …кно пл…ды д…жди - Отгадайте, кого они увидели? Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка) - Видят, над ними белка прыгает с дерева на дерево. Маленькая белочка готовилась к зиме. В дупле она устроила кладовую. Для чего она делает запасы? Угадайте, что она заготавливает? И на горке, и под горкой, Под берёзой и под елкой Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. (Грибы) - Дети решили помочь белке. | слайд №6 слайд №7 (щелчок – отгадка) слайд №8 |
4. | У3пражнение в определении склонений имен существительных. | |
| Игра «Сорви гриб» - Чтобы сорвать для белки гриб, нужно распознать гриб и выполнить задание, записанное на обратной стороне гриба. Я в красной шапочке расту Среди корней осинок, Меня увидишь за версту Зовусь я …… (подосиновик) - Задание: выпишите из загадке о белке имена существительные. Запишите их в начальной форме, определите склонение. (Елка, зима, дуб, дупло, орех, гриб) - Какие имена существительные относятся к 1-му, ко 2-му, к 3-му склонению? | слайд №9 слайд №7 (переход по ссылке с №9 - картинка подосиновик) |
5. | Упражнение в склонении имен существительных. | |
| Вдоль лесных дорожек В шляпках разноцветных, Издали заметных, Собирай, не мешкай – Это …… (сыроежки) - Просклоняйте слово сыроежка - Ребята помогли белочке заготовить грибы и просят её: Белка, Белка, расскажи, Белка, Белка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку. - Очень просто, - отвечает Белка. – Прыгайте с этой елки вон на ту, с той – на березку. С березки – на большой дуб. С верхушки видна крыша. Это и есть сторожка. Ну, что же вы, прыгайте! - Спасибо, Белка, - говорят ребята. – Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим. Ребята пошли дальше и увидели …. Кого? Через поле напрямик Скачет белый воротник. (заяц) - Куда же так торопится заяц, что он ищет? Стоит матрешка На одной ножке, Запутана, закутана. (капуста) | слайд №10 (переход по ссылке с №7 – картинка белки) слайд №11 слайд №12 слайд №13 |
6. | Правописание окончаний имен существительных 1-го и 3-го склонений в родительном и дательном падежах. | |
| Задание 1. Падежи | Вопросы | 1 скл. | 3 скл. | И.п. | что? | зима, земля | Ель | Р.п. | чего? | | | Д.П. | чему? | | | - Поставьте данные существительные в родительном и дательном падежах. Выделите окончании. - Какие окончания пишутся у существительных 1-го и 3-го склонений в родительном и дательном падежах? Задание 2. - Необходимо дописать окончания имен существительных. Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание существительного? Идет по тропинке – 1 скл., Д.п. (образец разбирается коллективно, показывается, как надо оформлять работу) 1 вариант. Идет к дедушк…, стоит около дорог…., подошли к ел…. 2 вариант. Бежит по дорог…, видна с верхушк…, сидел возле ел…. - Зайчик был очень рад, что он не останется голодным и пустился в пляс. И все заплясали | слайд №14 (по щелчку появляются существительные) слайд №15 слайд №16 слайд №17 |
7. | Физкультминутка. | |
| Заинька, выходи! Серенький, выходи! Вот так, этак выходи! Вот так, этак выходи! Заинька, повернись! Серенький, повернись! Вот так, этак повернись! Вот так этак повернись! Заинька, поскачи! Серенький, поскачи! Вот, так, этак поскачи! Вот так, этак поскачи! Заинька, попляши! Серенький, попляши! Вот так, этак попляши! Вот так, этак попляши! | слайд №18 |
8. | Работа по развитию речи. | |
| - Ребята попросили зайчика: Зайка, Зайка, расскажи, Зайка, Зайка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку? - В сторожку? – переспросил Заяц. – Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Потом – капустой. Потом запахнет лисьей норой. Обскочите это запах справа или слева. Когда он останется позади, понюхайте и почуете запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивайте. Это дедушка лесник самовар ставит. - Спасибо, Зайка, - говорят ребята. – Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придётся еще кого-нибудь спросить. Видят – ползет… Не то стойло, не то хата, В ней скотинушка рогата, Рожки высунуть боится, Не мычит и не доится, Не корова, не коза….. Непонятно, где глаз, Для нее прогулка – пытка! А зовут её - …. (улитка) Эй, улитка, расскажи, Эй, Улитка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку? - Рассказывать до-о-олго, - вздохнула Улитка. Лечше я вас туда провожу. Ползите за мной. - Спасибо, Улитка, - говорят ребята. – Нам некогда ползать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим. На цветке сидит пчела. Ребята к ней. Пчелка, Пчелка, расскажи, Пчелка, Пчелка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку? - Ж-ж-ж, - говорит пчела. – Покажу. Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестер. Куда они 0 туда и выю Мы дедушке на пасеку мед носим. Ну, до свидания. Я уж-ж-жасно тороплюсь…. Ж-ж-ж…. и улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать. Пошли ребята туда, куда летели пчелы. - Пока дети идут, мы поработаем, как пчелки. - Напишите ответы на вопросы. Данные в скобках слова поставьте в нужном падеже. Определите склонение и падеж. Выделите окончания. К кому шли дети? (Дедушка) Для кого они сорвали грибы? (Белка) Около чего отдыхали дети? (Ель) За кем пошли дети? (пчела) Что они быстро нашли? (Сторожка) - Ребята пошли туда, куда летели пчелы и быстро нашли сторожку. Вот была радость. А потом дедушка их чаем с медом угостил. | слайд №19 (щелчок – картинка улитки) (щелчок – картинка пчелы) слайд №20 |
9. | Работа с толковым словарем. | |
| - Растолкуем слово внимательный. Прочитайте толкование под цифрой 1. 1. Такой, который все делает старательно, не отвлекаясь; сосредоточенный. - Прочитайте толкование под цифрой 2. 2. Такой, который проявляет заботу; любезный, чуткий. - Какое толкование подходит к нашей истории? Кто в ней был «внимательным»? - Прочитайте предложение: Стану я старательным таким, вежливым, внимательным к другим. - Дети сами помогли белке, зайцу. Их никто об этом не просил. Это очень хорошо – увидеть и исполнить желание другого? | слайд №21 |
10. | Итог урока. Домашнее задание. | |
| - Чему мы сегодня научились на уроке? | |