У каждого ученика табличка, где он ставит + или – До прочтения | | После прочтения | | | Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул. | –норке | | | Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку. | + | | | Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама. | + | | | Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало. | –много | | | Скрип был любопытный стрижонок. | + | | | Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном. | –соколом | | | Стрижи – очень дружный народ. | + | | | Скрип сразу сделал себе глубокую норку. | – | | | Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. | + | | - Отложили ваши листочки на край парты. Они нам понадобятся в конце урока. РАБОТА В ГРУППАХ (4-5 человек) У вас на столах карточки со словами. Прочитайте эти слова. Составьте из них предложение. Прочитайте, что у вас получилось. Открыли учебники чтения на с.100. Проверьте, правильно ли вы составили предложение. Спишите это предложение так, как его написал В.П.Астафьев. Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивленно пискнул. - Разберем это предложение по членам предложения и частям речи ( 1 ученик у доски). Работа по тексту: _ Прочитайте, как появился на свет стрижонок Скрип, как прошли первые часы его жизни. (1 абзац с.100) - Как чувствовал себя Скрип после рождения? - Какими словами автор передает состояние Скрипа? -Выпишите самостоятельно глаголы, которые передают состояние Скрипа. (Вылупился, пискнул, испугался, приник, задремал). Проверьте в группе, все ли глаголы вы выписали. (1 ученица прочитает нам их). - Что общего у этих глаголов? - Посовещайтесь в группе и найдите глагол в этом абзаце несовершенного вида, который отвечает на вопрос «что делать?» - Запишите его на следующей строчке. - Запишите этот глагол в форме 3 лица единственного числа настоящего времени. - Запишите этот глагол в форме 2 лица единственного числа настоящего времени. - Запишите этот глагол в форме 2 лица множественного числа настоящего времени. - Выделите окончания. - Являются ли окончания у этих глаголов орфограммами? Почему? - Какие окончания написали? Почему? - Прочитайте отрывок, где Астафьев описывает, как вели себя птенцы в гнезде без мамы. - Выпишите глаголы, которые передают нам поведение птенцов в гнезде. - Поставьте их в неопределённую форму. Определите спряжение. - Разберите глаголы по составу. ПРОВЕРКА! - Как образованы глаголы прошедшего времени? - Зачем улетела мама-стрижиха? Запишите ответ полностью в тетрадь. Подчеркните глагол. - Поставьте его в неопределённую форму; - поставьте его в настоящее время в 3 лице единственного числа; во 2 лицо единственного числа. - Понравилась ли стрижонку капелька дождя? Найдите подтверждение в тексте. - Как повёл себя стрижонок Скрип, когда мама-стрижиха принесла каплю во второй раз? -Как вы понимаете это выражение? (– очень громко кричать, во всю силу) - Согласны ли вы с тем, что стрижиха была хорошей матерью. Докажите. С.103. Найдите в тексте, какие враги есть у стрижей. Выпишите из этого абзаца в столбик глаголы, объясните правописание окончания. Сидит – Подстерегает – Подходит – Ползёт – - Кого ещё в рассказе можно назвать врагом стрижей? (Мальчишек). - Почему так считаете? - Как писатель относится к поступку мальчиков? Объясните. ВЫВОД: Не такие уж и плохие оказались мальчишки. Отпустили стрижонка. Вновь хочется обратиться к словам В.П. Астафьева. Прочтем их. (По раздаточному материалу ребята читают вслух: «Ах, как бы мне хотелось, … чтобы дети видели бы и знали, как трудно выращивается хлеб, … как птички малые высиживают и выкармливают своих птенцов, как непроста жизнь в лесу, в воде, в воздухе – везде, где обитают братья наши младшие, нуждающиеся порой в защите человека, в том числе, и в вашей, ребята. Вы ведь тоже вырастете и станете взрослыми, и всё, что есть на земле, достанется вам в наследство – берегите живую жизнь».) Самостоятельная работа. - Когда прилетают к нам стрижи? - Попробуйте сами написать небольшой рассказ о прилете стрижей. Слова на доске: прилетают стрижи Поздней весной Небо клубится Тучи стрижей Приносят лето Резвятся Свист крыльев - Зачитывание 1-2 получившихся рассказов. |