kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока литература-английский язык А.П.Чехов "Хамелеон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Урок по теме "Антон Чехов. Рассказ «Хамелеон»"

    Цели урока:

  • расширение знаний о творчестве А.Чехова;
  • усвоение терминологии (юмор, сатира);
  • формирование навыков анализа сатирического рассказа;
  • развитие умения читать по ролям и инсценировать эпизоды.
  • знать и уметь использовать лексику в устной речи;
  • уметь задавать вопросы и делать краткие сообщения на английском языке.
  • Оборудование:

  • портрет А.Чехова; Выставка произведений А.П.Чехова.
  • презентация;
  • раздаточный материал.
  • Словарная работа:

  • хамелеон ;
  • сатира;
  • рассказ;
  • сюжет;
  •  художественная деталь;
  • story[stori]-рассказ
  • chameleon –хамелеон
  • humour-юмор
  • satire-сатира
  • artistic detail-художественная деталь
  •  

    ХОД УРОКА

    1.Тема, цели урока.

    2.Словарная работа.

    3.Путешествие на родину А. Чехова в город Таганрог.

    Учитель английского языка.

    Среди нас есть гости из Британии и они хотят узнать о городе Таганроге и об известном русском писателе А.П.Чехове.

    1.I wonder, what can you tell us about Taganrog?

    I’d like to tell you about Taganrog.

    It is situated in the south of  Russia on Azov sea. Taganrog is not very  big, but it’s very old. Taganrog was founded by Peter the Great in 1698. There are many ancient buildings in Taganrog. The town is connected with such names as A.S.Pushkin, Chaikovskey, Chehov.

    2.Is Chehov a famous Russian writer?

    Chehov is the greatest Russian writer and dramatist. Chehov was born in 1860 in Taganrog.

    3.To my mind, Taganrog is Chehov’s native town, isn’t it?

     Chehov’s family lived in this house. It was a big family: a mother, a father, 5 sons, 1 daughter.

    4. In 1874-1876 the Chehovs lived in this house.

    There was a grocery on the ground floor. They sold sugar, coffee, tea, flour, and other food.

    This was the  men’s gymnasium. Chehov  studied there from1868  till  1879.

    This is a well-known theatre in Taganrog. It is named after A.P.Chehov.

    4. Работа над анализом рассказа Антона Чехова “Хамелеон”.

    Большинство произведений Чехова сатирические. Что же такое сатира?

    Сатира - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. (Запись в тетради)

    Учитель: Дома вы прочитали одно из ранних произведений Антона Чехова “Хамелеон”. Скажите, что представляет собой это произведение по жанру? Докажите.

    (Рассказ. Рассказ – это небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Признаки рассказа: 1) повествовательность; 2) небольшой объём; 3) небольшое количество героев; 4) описание одного события, эпизода.)

    Давайте вспомним героев произведения, а поможет нам в этом кроссворд “Угадай фамилии чеховских героев”Приложение № 1.

    А  какие это фамилии, какой прием использует Чехов?

    Вопрос: Давайте вспомним, а что такое сюжет? (Сюжет (от франц. – предмет) – основные события в художественном произведении, в которых раскрываются характеры действующих лиц, отношение к ним писателя.

    Вопрос: Перечислите основные элементы сюжета. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Дайте им определения и найдите их в тексте. Прочитайте.

    Вопрос: С чего начинается рассказ?

    Кругом тишина и покой. И вдруг:

    - Так ты кусаться, окаянная? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!

    Вопрос: И какая же картина предстаёт перед Очумеловым?

    Вопрос: Кто оказался виновником скандала?

    Учитель: Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.

    Вопрос: А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов? (Ответ в виде чтения по ролям)

    Вопрос: Как вы думаете, почему рассказ называется “Хамелеон”? Кто такой хамелеон? (Опережающее индивидуальное домашнее задание)

    Хамелеон – в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так: “переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”.

    Вопрос: Какое значение этого слова раскрывается в рассказе?

    Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные.

    Учитель: Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и “виновнику скандала”. (В слабом классе работаем с текстом, в сильном – пересказ текста)

    Вопрос: Сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов и как это проявлялось внешне?

    Вопрос: Прочитайте “жалобу” Хрюкина. Что смешного в ней и как она характеризует Хрюкина? Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет?

    Что такое юмор? (Юмор – художественный приём в произведениях литературы или искусства, основанный на изображении чего- либо в комическом, смешном виде, а также произведение литературы или искусства, использующее этот приём.)

    Вопрос: Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Их роль в повествовании.

    Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

    Вопрос: Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?

    Вопрос: Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку зрения, используя текст.

    Варианты:

    1. Хамелеон – Очумелов.

    2. Хамелеоны – Очумелов и Хрюкин.

    3. Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.

    Вопрос: Почему толпа так быстро (“словно из земли выросши”) собралась вокруг Хрюкина? Почему писатель в одном случае использует слово “толпа”, а в другом – “сборище”? Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным?

    А какой литературный прием помогает нам раскрыть основную идею рассказа? (Художественная деталь)

    Приложение 2 (кроссворд на английском языке)

    Учитель: тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.

    Вопрос: А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову?

    5. Домашнее задание.

  • Написать сочинение-рассуждение “Почему рассказ Чехова назван “Хамелеон”?
  • .

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект интегрированного урока литература-английский язык А.П.Чехов "Хамелеон" »

Урок по теме "Антон Чехов. Рассказ «Хамелеон»"

Цели урока:

  • расширение знаний о творчестве А.Чехова;

  • усвоение терминологии (юмор, сатира);

  • формирование навыков анализа сатирического рассказа;

  • развитие умения читать по ролям и инсценировать эпизоды.

  • знать и уметь использовать лексику в устной речи;

  • уметь задавать вопросы и делать краткие сообщения на английском языке.

Оборудование:

  • портрет А.Чехова; Выставка произведений А.П.Чехова.

  • презентация;

  • раздаточный материал.

Словарная работа:

  • хамелеон ;

  • сатира;

  • рассказ;

  • сюжет;

  • художественная деталь;

  • story[stori]-рассказ

  • chameleon –хамелеон

  • humour-юмор

  • satire-сатира

  • artistic detail-художественная деталь



ХОД УРОКА

1.Тема, цели урока.

2.Словарная работа.

3.Путешествие на родину А. Чехова в город Таганрог.

Учитель английского языка.

Среди нас есть гости из Британии и они хотят узнать о городе Таганроге и об известном русском писателе А.П.Чехове.

1.I wonder, what can you tell us about Taganrog?

I’d like to tell you about Taganrog.

It is situated in the south of Russia on Azov sea. Taganrog is not very big, but it’s very old. Taganrog was founded by Peter the Great in 1698. There are many ancient buildings in Taganrog. The town is connected with such names as A.S.Pushkin, Chaikovskey, Chehov.

2.Is Chehov a famous Russian writer?

Chehov is the greatest Russian writer and dramatist. Chehov was born in 1860 in Taganrog.

3.To my mind , Taganrog is Chehov’s native town, isn’t it?

Chehov’s family lived in this house. It was a big family: a mother, a father, 5 sons, 1 daughter.

4. In 1874-1876 the Chehovs lived in this house.

There was a grocery on the ground floor. They sold sugar, coffee, tea, flour, and other food.

This was the men’s gymnasium . Chehov studied there from1868 till 1879.

This is a well-known theatre in Taganrog. It is named after A.P.Chehov.

4. Работа над анализом рассказа Антона Чехова “Хамелеон”.

Большинство произведений Чехова сатирические. Что же такое сатира?

Сатира - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. (Запись в тетради)

Учитель: Дома вы прочитали одно из ранних произведений Антона Чехова “Хамелеон”. Скажите, что представляет собой это произведение по жанру? Докажите.

(Рассказ. Рассказ – это небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Признаки рассказа: 1) повествовательность; 2) небольшой объём; 3) небольшое количество героев; 4) описание одного события, эпизода.)

Давайте вспомним героев произведения, а поможет нам в этом кроссворд “Угадай фамилии чеховских героев”Приложение № 1.

А какие это фамилии, какой прием использует Чехов?

Вопрос: Давайте вспомним, а что такое сюжет? (Сюжет (от франц. – предмет) – основные события в художественном произведении, в которых раскрываются характеры действующих лиц, отношение к ним писателя.

Вопрос: Перечислите основные элементы сюжета. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Дайте им определения и найдите их в тексте. Прочитайте.



Вопрос: С чего начинается рассказ?

Кругом тишина и покой. И вдруг:

- Так ты кусаться, окаянная? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!

Вопрос: И какая же картина предстаёт перед Очумеловым?

Вопрос: Кто оказался виновником скандала?

Учитель: Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.

Вопрос: А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов? (Ответ в виде чтения по ролям)

Вопрос: Как вы думаете, почему рассказ называется “Хамелеон”? Кто такой хамелеон? (Опережающее индивидуальное домашнее задание)

Хамелеон – в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так: “переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”.

Вопрос: Какое значение этого слова раскрывается в рассказе?

Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные.

Учитель: Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и “виновнику скандала”. (В слабом классе работаем с текстом, в сильном – пересказ текста)

Вопрос: Сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов и как это проявлялось внешне?

Вопрос: Прочитайте “жалобу” Хрюкина. Что смешного в ней и как она характеризует Хрюкина? Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет?

Что такое юмор? (Юмор – художественный приём в произведениях литературы или искусства, основанный на изображении чего- либо в комическом, смешном виде , а также произведение литературы или искусства, использующее этот приём.)



Вопрос: Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Их роль в повествовании.

Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

Вопрос: Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?

Вопрос: Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку зрения, используя текст.

Варианты:

1. Хамелеон – Очумелов.

2. Хамелеоны – Очумелов и Хрюкин.

3. Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.

Вопрос: Почему толпа так быстро (“словно из земли выросши”) собралась вокруг Хрюкина? Почему писатель в одном случае использует слово “толпа”, а в другом – “сборище”? Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным?

А какой литературный прием помогает нам раскрыть основную идею рассказа? (Художественная деталь)

Приложение 2 (кроссворд на английском языке)

Учитель: тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.

Вопрос: А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову?

5. Домашнее задание.

  1. Написать сочинение-рассуждение “Почему рассказ Чехова назван “Хамелеон”?

.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
конспект интегрированного урока литература-английский язык А.П.Чехов "Хамелеон"

Автор: Казак Наталья Викторовна

Дата: 05.05.2015

Номер свидетельства: 208634


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства