Состав слова в 3 классе.
Тема: Состав слова. Повторение.
Цель: 1. Повторить и закрепить знания учащихся по теме: «Состав слова», уметь находить в слове приставку, корень, суффикс, окончание, основу.
2.Развитие памяти, мышления, речи, орфографической зоркости.
3.Воспитать чувство коллективизма, умение работать в группе.
Ключевые идеи: в совершенстве знать состав слова.
Планируемые результаты:
предметные: формирование умений различать значимые части слова: корень, приставку, суффикс, окончание, основу.
личностные: развитие нравственных качеств личности ребёнка.
системно - деятельностные: умение членить целое на части и составлять из частей целое.
Оборудование: ИКТ, слайды, карточки, раздаточный материал, стикеры, смайлики.
Межпредметные связи: литература, познание мира.
Ход урока:
1.Проверка готовности учащихся к уроку.
2.Эмоциональный настрой: игра «Молекула». Учитель называет число, например:2, ученики тесно встают по два, называет число 4, встают по четыре и т.д. Деление учеников с помощью этой игры на группы.
3.Работа в тетради:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
4.Слайд – 1. Словарная работа: Осина, щавель, помидор, сосна, коза, огород . Находят знакомые орфограммы.
5. Слайд – 2.Презентация ученика. (Стихи, приметы, загадки, сочинения об осени).
Учитель: Ребята посмотрите за окно, что вы видите? Какое сейчас время года? Осень. Что вы можете
мне рассказать про осень? Какие изменения происходят осенью? ( Стало холодно, люди одеваются
теплее, дни стали короче, а ночи длиннее, листья пожелтели и опадают, птицы улетели, на улицах
стало тихо, воздух свежий и прохладный). Какие осенние месяцы вы знаете? Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Сейчас Назаров Сергей, Перядкова Юлия, Плакушко Дарья покажут свои презентации про осенние месяцы, расскажут про приметы, чем хорош каждый осенний месяц. Вы услышите стихи, пословицы и поговорки, отгадаете осенние загадки.
Учитель: Ребята, так как у нас осень во дворе и эта самая моя любимая пора, я решила связать наш урок с осенним настроем. До конца урока вас будут сопровождать эти яркие, красочные осенние картинки (слайды), очень много песен и стихов посвящали поэты осени, много рассказов и текстов написано - переписано об осени. Наблюдайте за осенней природой любите и берегите её.
6.Слайд – 3. Состав слова.
Тема урока: Состав слова. Повторение.
- Ребята, что входит в состав слова? Перечислите: Корень, приставка, суффикс, окончание, основа.
Стих о составе слова (читает ученик)
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей.
Делать слово из частей.
7.Групповая работа. На бумаге напишите: Что такое корень? Что такое приставка? Что такое суффикс? Что такое окончание? Что такое основа? Проверить. Ответы сопоставить со слайдами.
8.Слайд – 4. Корень – общая часть родственных слов.
Стих о корне слова (читает ученик).
Я - общая часть родственных слов.
Во мне заключается смысл.
Я – самая главная часть,
И без меня все слова - бессмыслицы.
9.Слайд – 5. Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Стих о приставке (читает ученик).
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
И при помощи приставки,
Образуются слова.
10.Слайд – 6. Суффикс - это часть слова, который стоит после корня и служит для образования новых слов.
Стих о суффиксе (читает ученик).
После корня он стоит,
Перед окончанием,
Его если заменить,
Другое слово можно получить,
Обозначают уголком,
Называют суффиксом.
11.Слайд – 7. Окончание изменяемая часть слова.
Стих об окончании (читает ученик).
На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим, словом держит связь,
Окончанье мы найдём,
Его в рамочку возьмём.
12.Слайд – 8.. Основа - часть слова без окончания.
Стих об основе слова ( читает ученик).
С окончанием не дружу, без него всегда живу.
Чтобы меня найти, надо убрать окончание.
13.Собрать части слова в определённом порядке
14.Собрать и разобрать слова по составу. (Подножка, записка, заморский ).
15.Слайд – 9. Составьте устно новые слова с помощью суффиксов:
1.Волк, заяц.
2.Белка, мышь.
3.Кот, слон.
16. Слайд – 10. Физминутка.
17. Слайд – 11.Найти однокоренные слова:
Вода, водица, водный, водитель, водичка.
Дом, домашний, домино, домовой, домик.
Стена, стенка, настенный, стены, тенистый.
18. Слайд – 12. Групповая работа. Выписать из текста однокоренные слова.
Снег.
Пошёл первый снег. Замелькали в воздухе белые снежинки. Тёплым снежным одеялом укрылась земля. Снеговые метели замели лесные тропы. Дети лепят снежную бабу из снега и строят снежные крепости.
Рыбаки.
Рыбаки наловили много рыбы. Крупную рыбу сдали на рыбный завод. Мелкую рыбку привезли домой. Бабушка испекла пирог с рыбой. Он называется рыбник.
Белка.
Сильный порыв ветра сбросил белочку с дерева. Левая лапка у белки была сломана. Пришлось взять белку домой. Мы лечили белочку и поили ее теплым молоком. Зимой белка пропала. А ранней весной мы увидели нашу белочку с бельчатами.
19.Слайд-13. Талантливые и одарённые.
Составьте слова -
1. Корень: ход, сад, груз.
2. Приставки: за, пере, по.
3. Суффикс: ок, ов, чик.
20.Слайд-14.Конец.
Рефлексия. Оценивание. Домашнее задание (на карточках, разобрать слова по составу).