Тема урока. Состав слова. Корень. Закрепление.
Тип урока: Закрепление пройденного материала.
Цели урока:
-расширить знания детей о корне слова;
- развивать орфографическую зоркость, речь и память учащихся;
- осознавать структуру слова, позволяющую глубже понять его лексическое значение;
- воспитывать внимание, аккуратность при письме.
Задачи:
- учиться находить однокоренные слова, выделять корень
Оборудование: мультимедиа – проектор, презентация «Однокоренные слова»
Применяемые технологии:
- игровая
- проблемного обучения
- технология работы в парах, группах
- интерактивные технологии
Универсальные учебные действия:
Личностные: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Регулятивные: выполнять учебные задания, используя правило, алгоритм.
Познавательные: раскрывать смысл правила об однокоренных словах и обосновывать своё мнение.
Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.
Предметные: определять группы однокоренных слов и выделять корень графически; образовывать однокоренные слова разных частей речи.
Содержание урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность детей
Сингапурские системы
Время
1. Орг.момент:
Чтение стихотворения, как настрой на работу:
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь, тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать,
Только лишь оценку «пять»!
– Итак, у нас урок русского языка. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения. На столах лежат карточки МЭНЭДЖ МЭТ с № сидящих за столом. Участники под №1,№2,№3,№4 подняли руки. Хорошо.
Поприветствуем соседа по плечу, соседа по лицу.
– Я верю в вас и знаю – у вас всё получится! Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.
Строят крышу домика ладошками, кулачками касаются с сидящим напротив.
Запись числа, вида работы.
3 мин.
2.Словарная работа.
На доске надпись: Вет.р, вет.р, ты могуч,
Ты г.няешь стаи туч
1)Из какого произведения эти строчки и кто его автор?
2)С какой орфограммой мы встретились в слове гоняешь?
3)Как проверить безударную гласную в корне слова?
Подберите проверочное слово.
4)С какой орфограммой мы встретились в слове ветер?
А если подобрать проверочное слово не удаётся, значит, это слово является…. (словарным).
Работа со словарём: давайте убедимся, что это слово словарное. Куда мы можем обратиться? Откроем словарь в конце учебника и найдём данное слово (анализ написания и произношения слова)
Чтение. Сейчас проделаем СИНГЛ РАУНД РОБИН. Отвечаем на вопросы по очереди. Начнём работать с участников №1 у каждого 1 секунда. Первый вопрос. 1стол , отвечает участник под №1. Второй вопрос. 2стол , отвечает участник под №2. Третий вопрос. 3стол , отвечает участник под №3. Четвёртый вопрос. 4стол , отвечает участник под №4.
работа со словарём.
5 мин
3.Минутка чистописания.
ветер
Пишут
1мин
4.Повторение пройденного
Подбор синонимов к словарному слову: ветер в тетрадях индивидуально (вьюга, метель, пурга, ураган, шторм…)
Вспомнили, какие слова называют синонимами?
Сейчас проделаем ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН- нужно подобрать слова синонимы к слову ветер. Думаем, пишем их в тетради. Ручка на внимании. Дальше начнём работать за своим столиком с участников под №2, они читают ответы, остальные пишут те слова, которых у них не было, отмечают галочками те, которые уже написали. (опрос 3 учеников под №3)
Рассказывают правило. (2 ученика под №3 )
4мин
5.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Перейдём к работе по учебнику. Упр.160.
Выписать однокоренные слова.
Вернулись на места и дописали, если не все слова выписали. Сколько и какие слова вы выписали? (опрос 3 учащихся).
Каким правилом вы пользовались? (вспомнили домашнее правило.)
Кто из вас догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
– Правильно! Сегодня мы будем совершенствовать знания об однокоренных словах, и учиться выделять в них корень.
Чтение текста - цель найти однокоренные слова.
Пишут однокоренные слова.
А сейчас проведём КЛОК БАДИС, встречу с одноклассниками, которую вы назначили на 12 часов дня. На ней вы обсудите, сколько слов вы выписали и почему вы считаете их однокоренными.
Рассказывают домашнее правило. (оцениваю сразу)
4мин
6.Расширение знаний о корнях слов
-Ребята, проверьте выписанные слова, выделите в них корень.
Что заметили при выделении корня?
Учебник стр.96. Посмотрите рассуждение Вани и Ани. С кем вы согласны? Почему?
Давайте познакомимся с выводом профессора Самоварова.
-Поработаем в парах, посмотрим все ли поняли правило. Проверим работу у партнёра по лицу простым карандашом. Вернули работы.
Участники под № 1 и 2 объяснили партнёру по лицу с чем и по чему не согласны. Повторите правило пользуясь записью на доске чередующихся согласных. Теперь участники под № 3 и 4 повторяют ту же работу.
Выделяют корень. Обсуждают почему написание корней разное.
Делают вывод с помощью учебника. Делают самопроверку.
ТАЙМД ПЭА ШЭА поделились развёрнутыми ответами в течении 30 секунд.
5 мин
(проверка выбранных слов)
(на доске чередующиеся согласные из правила)
7.Физкультминуткадля глаз.
Следят за летающей снежинкой
1мин
8.Закрепление пройденного материала
-Нашли в учебнике Упр.161. Какие чередующие согласные можно добавить на доске?
Закрепим изученный материал. Перед вами находятся карточки под №1 с заданием «Какое слово «лишнее»? Читаем, думаем, зачёркиваем лишнее слово, обсуждая в команде все вместе.
Какой вывод можно сделать после выполнения работы?
Корни в словах могут быть одинаковыми в произношении и на письме, но при этом слова не будут однокоренными, так как значение, смысл, заключённый в корнях слов. Будет совершенно разным.
Интересная семья –
В ней живут одни слова.
Корень во главе идет
Всем значенье придаёт,
И в семействе все слова
Смыслом связаны всегда.
-А сейчас творческое задание. Родня ли гусеница гусю? Просмотр файла. Чтение Алиной и Алёшей по ролям.
Будет ли слово гусеница однокоренным со словами гусь, гусыня, гусята?
Чтобы ответить на этот вопрос, работать будем в парах с соседом по плечу: выписываем однокоренные слова на листочек и вспоминаем что нужно сделать, чтобы доказать что высказывание верное или не верное, (выделяем корень, определяем смысл слов, делаем вывод). Попробуем составить алгоритм.
По карточке №2 образуйте однокоренные слова, (Стол №1- слово лес, стол №2-вода, стол №3 -сад, стол №4-гриб, стол №5-дом, ). Начинаем работу с участника №4, вы пишете слово в верхнем правом углу. По очереди образуем новое однокоренное слово с данным словом.
Читают, пишут. Выделяют корень. Д-ж
Карточки на каждого ребенка. Проведём ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН.
По полминуты на задание, внимательнее посмотрите, объясните, почему слово лишнее. Времени хватило?
Начиная с участника № 2 по часовой стрелке делаем вывод, почему слово лишнее, начиная с первого задания. (опрос 4х учащихся).
-Почему?
Работа в парах с соседом по плечу с развёрнутыми ответами. Покажите готовность знаком дружбы (домик ладошками) (Опрос 2х учащихся).
Сейчас проведём РАУНД ТЭЙБЛ, это будет нашим билетиком на выход, следующий урок начнём с проверки этой работы. Выполнив работу, вы оставляете её в центре стола, сдаёте по окончанию урока.
4мин
6 мин
5 мин
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке:
- Что нового узнали?
Какие слова мы будем называть однокоренными
Что мы сегодня повторили?
- в корнях согласные могут чередоваться
- не только с одинаковым написанием, но и близкими по значению
-что такое синонимы, умение находить однокоренные слова и выделять корень
2 мин
10.Домашнее задание:
Открываем дневники и пишем домашнее задание упражнение №163, правило стр.96.
Урок окончен! Спасибо за урок!
2 мин