Конспект + презентация урока Физики Тепловые двигатели
Конспект + презентация урока Физики Тепловые двигатели
Сертифицированный учитель математики и физики
III (базового ) уровня, II- категории А.Т. Есентаева
ЗКО, Бурлинский район, г. Аксай
Класс 8
ТЕМА УРОКА: Тепловые двигатели
ЦЕЛИ УРОКА:
Формирование понятий и представлений о тепловом двигатели, его видах, принципе действия двигателя внутреннего сгорания, КПД теплового двигателя.
Развитие логического мышления, памяти, способности находить оптимальный путь выполнения поставленной задачи; умения правильно объяснять физические понятия и явления; совершенствование навыков работы с персональным компьютером.
ФОРМЫ РАБОТЫ: коллективная, индивидуальная, групповая.
ВИД РАБОТЫ: заполнение кластера, изучение новой темы по стратегии «Думай сам – в паре- поделись», самостоятельная работа с учебником.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА:
I.Организационный момент. Организация групп. Объявление цели и задачи урока. Проверка домашнего задания. (Тренинг «Передай тепло»)
II.Изучение нового материала.
Высказывание.[1](учитель)
Ребята, прежде, чем мы перейдём к изучению нового материала, давайте вспомним ключевые термины, которые помогут нам определиться с темой сегодняшнего урока. А в этом нам поможет кроссворд, ключевое слово которого имеет непосредственное отношение к теме сегодняшнего урока. (деление на 3 группы по картинкам «Тепловых двигателей» . 1- группа «двигатель внутреннего сгорания», 2- группа «паровая и газовая турбины,», 3- группа «реактивный двигатель» . Образовалась 3 группы и ваша задача раскрыть каждых из видов.
Каждая группа выбирает своего капитана группы и следить за порядок , заполняет оценочный лист ученика.
Ф.И. ученика
Домашнее задание
Задача Уровень А (5-10)
Ответы на вопросы
Новая тема
Задача Уровень А (11,12,1,3,)
Уровень В (4,5,6)
Итого
СЛАЙД-1. Вопросы.
1.Один из способов изменения внутренней энергии тела (теплопередача).
2.Источник энергии, используемый в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, в быту (топливо).
4.Дерево даешь – съедает, от воды – умирает (огонь).
5.От этой величины зависит скорость движения молекул (температура).
6.Единица измерения мощности (Ватт).
7.Процесс соединения молекул горючего с кислородом, при котором выделяется энергия (горение).
8.Единица измерения энергии (Джоуль).
9.Один из видов теплопередачи (излучение).
Взаимопроверка (9-10-«5», 7-8-«4»,5-6-«3»)
СЛАЙД-2. Тема и цели урока. Изучение новой темы (использование материала учебника).
Тема сегодняшнего урока – «Тепловые двигатели»
Сегодня на уроке мы изучим: Заполнить кластер .
Жизнь людей невозможна без использования различных видов энергии, источниками которой являются различные виды топлива, ветер, солнце, приливы и отливы. Существуют различные виды машин, которые реализуют в своей работе превращение одного вида энергии в другой. Мы рассмотрим один из типов машин – тепловой двигатель.
Определение.
Тепловыми двигателями называют машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию.
СЛАЙД-3 . Как же это происходит?
«Мозговая атака» Видеосюжет модель работы простейшего теплового двигателя.
Схема – классификация тепловых двигателей.
Существует несколько видов тепловых двигателей: паровая машина, двигатель внутреннего сгорания, паровая и газовая турбины, реактивный двигатель. Во всех этих двигателях энергия топлива сначала переходит в энергию газа (или пара). Газ, расширяясь, совершает работу и при этом охлаждается. Часть его внутренней энергии превращается в механическую энергию.
Работа в группах «Думай сам – поделись в паре - расскажи» рассмотреть виды тепловых двигателей. 1- группа «двигатель внутреннего сгорания», 2- группа «паровая и газовая турбины,», 3- группа «реактивный двигатель», выступление каждой группы со своей презентацией.
Структура двигателя и формула КПД.
Т.е. тепловой двигатель состоит из нагревателя (устройства, где сгорает топливо), рабочего тела и холодильника. Газ или пар, который является рабочим телом, получает от нагревателя некоторое количество теплоты (Q1). Рабочее тело, нагреваясь, расширяется и совершает работу (Ап) за счет своей внутренней энергии. Часть энергии (Q2) передается холодильнику вместе с отработанным паром или выхлопными газами.
Большая часть энергии топлива не используется полезно, а теряется в окружающем пространстве.
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Как называется величина, показывающая, какая часть энергии, выделяемой топливом, тепловой двигатель превращает в полезную работу? (КПД)
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Вспомните, как найти КПД простого механизма? Ответ ученика: (Найти отношение полезной работы к затраченной)
Чтобы найти коэффициентом полезного действия теплового двигателя нужно найти отношение совершенной полезной работы (Ап) двигателя, к энергии, полученной от нагревателя (Q1).
То есть КПД показывает, какая часть энергии, выделяемой топливом, превращается в полезную работу. Чем больше эта часть энергии, тем двигатель экономичнее.
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Сравните значения Q1 и Q2. (Q1 > Q2)
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: На сколько Q1 > Q2? (на значение Ап)
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Как можно найти полезную работу? (Q1 – Q2)
Значит, Ап = Q1 – Q2 и
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Сравните значения Q1 – Q2 и Q1. (Q1 – Q2 < Q1)
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Что можно сказать о значении дроби (меньше 1)
Значит, КПД всегда меньше 1, а если его выразить в процентах, то меньше 100%.
III . Решение задачи каждой группы Уровень А (11,12,13)
Задача: Чему равен КПД теплового двигателя, если в полезную работу превращается четверть энергии топлива? (25%)
СЛАЙД. Физкультминутка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
СЛАЙД. Высказывание.
III.Закрепление изученного материала.
Ну, а сейчас давайте ещё раз коротко повторим то, с чем мы познакомились на сегодняшнем уроке.
Какие машины называют тепловыми двигателями?
Какие виды тепловых двигателей вы знаете?
Что является нагревателем двигателя внутреннего сгорания?
Что является холодильником двигателя внутреннего сгорания?
Из скольких тактов состоит цикл двигателя внутреннего сгорания?
Какой такт изображен на рисунке 27 учебника?
Теперь мне хотелось бы проверить, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Для этого я предлагаю вам пересесть за компьютеры и ответить на вопросы теста. Но оценивать ваши знания будет компьютер. А я и вы сделаем выводы, на что вам нужно обратить внимание при подготовке домашнего задания.
Рефлексия: (закончить предложение)
Сегодня я могу оценить свою работу на «___».
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Я попробую….
Меня удивило…
Мне захотелось…
IV.Подведение итогов.
Домашнее задание: §21-24 Задача Уровень В (4-6, 9,10)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект + презентация урока Физики Тепловые двигатели »
Один из способов изменения внутренней энергии тела
(теплопередача).
2. Источник энергии, используемый в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, в быту
(топливо).
Кинетическая, потенциальная, внутренняя
(энергия).
Дерево даешь – съедает, от воды – умирает
(огонь).
5. От этой величины зависит скорость движения молекул
(температура).
6. Единица измерения мощности
(Ватт).
7. Процесс соединения молекул горючего с кислородом, при котором выделяется энергия
(горение).
8. Единица измерения энергии
(Джоуль).
9. Один из видов теплопередачи которое получаем от солнце
(излучение).
ТЕМА УРОКА: Тепловые двигатели
ЦЕЛИ УРОКА:
Формирование понятий и представлений о тепловом двигатели, его видах, принципе действия двигателя внутреннего сгорания, КПД теплового двигателя.
Развитие логического мышления, памяти, способности находить оптимальный путь выполнения поставленной задачи; умения правильно объяснять физические понятия и явления; совершенствование навыков работы с персональным компьютером.
Экологическое воспитание.
Тепловыми двигателями называют машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию.
Типы тепловых двигателей:
( устанавливаются на всех ТЭС, АЭС, водном транспорте, ж/д транспорте в настоящее время практически вытеснены).
Паровые турбины.
Двигатели внутреннего сгорания.
(автомобильный транспорт, авиация, с/х и строительная техника).
Реактивные двигатели.
(авиация, космонавтика).
Хронология изобретений тепловых двигателей
1690 – пароатмосферная машина Д.Папена
1705 - пароатмосферная машина Т.Ньюкомена для подъема воды из шахты
1763-1766 – паровой двигатель И.И.Ползунова
1784 – паровой двигатель Дж.Уатта
1865 – двигатель внутреннего сгорания Н.Отто
1871 – холодильная машина К.Линде
1897 – двигатель внутреннего сгорания Р.Дизеля (с самовоспламенением)
Паровая турбина — вид парового двигателя, в котором струя пара, действуя на лопатки ротора, вызывает его вращение.
История турбин – это история водяного колеса.
Водяное колесо с лопатками 16 века
Водяное колесо де ля – Фе, 1740 год.
Водяное колесо 14 века
Сегнерово колесо 1750 год
Колесо Поиселя, 1825 год
Турбины
Паровая турбина Лаваля,1889год.
Турбина Каплана, 1900год.
Турбина Эйлера, 1754 год.
Турбина современной ГЭС
Пароатмосферная машина Д.Папена
Создатель первой поршневой паровой машины - 1690 год
Пароатмосферная машина Д.Папена
Пароатмосферная машина Т.Ньюкомена для подъема воды из шахты
В 1711-1712 гг. английский изобретатель кузнечный мастер Томас Ньюкомен построил первую паровую (пароатмосферную) машину поршневого типа.
Пароатмосферная машина Т.Ньюкомена для подъема воды из шахты
Паровой двигатель И.И.Ползунова
В апреле 1763 г. Ползунов демонстрировал работу огнедействующей машины"
для заводских нужд»
Паровой двигатель Дж.Уатта
В 1781 г. Джеймс Уатт получил патент на изобретение второй модели своей машины.
В 1782 г. эта замечательная машина, первая универсальная паровая машина «двойного действия», была построена.
Паровой двигатель Дж. Уатта
Двигатель внутреннего сгорания Н.Отто
К 1863 году был готов первый образец атмосферного газового двигателя с поршнем от авиационного мотора и ручным стартером, работавшим на смеси бензина и воздуха.
Двигатель внутреннего сгорания Н. Отто
Холодильная машина К.Линде
Назначение премии за изобретение холодильной машины по выкристаллизации парафина побудило профессора в 1870 году вплотную заняться теорией тогда еще не существовавшей холодильной отрасли. Тремя годами позже в аугсбургской пивоварне была опробована первая опытная паровая машина фон Линде, в которой в качестве хладагента использовался метилэфир. Тогда же профессор получил в земле Бавария патент на свое изобретение, а 9 августа 1877 года — уже имперский патент на машину «второй конструкции», работавшую на аммиаке.
Холодильная машина К. Линде
Двигатель внутреннего сгорания Р.Дизеля (с самовоспламенением)
1878 – 1888 гг. Рудольф Дизель работает над созданием двигателя принципиально новой конструкции. В голову ему приходит создание абсорбционного двигателя, работавшего на аммиаке, а в роли топлива должна был выступать специальная пудра, полученная из каменного угля.
Двигатель внутреннего сгорания
Первый четырехтактный ДВС работал на газе. Изобрел его в 1878 году немецкий физик самоучка Николай Отто.
Позже его коллеги Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах
в 1885 году построили карбюраторный ДВС, работавший на бензине.
Карбюраторный ДВС имеет карбюратор-устройство, в которое поступают бензин и воздух, при этом получается горючая смесь.
4 такта двигателя
1 такт-в результате движения поршня вниз происходит всасывания через впускной клапан горючей смеси, выпускной клапан закрыт.
2 такт-поршень сжимает горючую смесь, она нагревается и поджигается электрической искрой от свечи.
3 такт-раскаленные газы-продукты сгорания горючей смеси-давят на поршень и толкают его вниз.Движение поршня с помощью шатуна передается коленчатому валу.
4 такт-поршень поднимается вверх и выталкивает отработанные газы через выпускной клапан,который в это время открывается
График изменения состояния газа в цилиндре ДВС на р,V-диаграмме .
1,2-Впуск
2,3-Сжатие
3,4-Рабочий ход
4,5,6,7-выпуск
Малая масса, компактность, сравнительно высокий кпд (25—30%) обусловили широкое применение карбюраторных двигателей. Они приводят в движение автомобили, мотоциклы, моторные лодки, применяются в бензопилах.
Но есть и недостатки: работают на дорогом высококачественном топливе, довольно сложны по конструкции, имеют большую скорость вращения вала двигателя, их выхлопные газы загрязняют атмосферу.
Четырёхтактный дизельный двигатель
Изобретён немецким инженером Рудольфом ДИЗЕЛЕМ(1858 – 1913) в 1897году.
Принципиальное устройство
Первый такт
П ри ходе поршня вниз через впускной клапан в цилиндр поступает атмосферный воздух .
Второй такт
П ри ходе поршня вверх воздух адиабатно сжимается до давления примерно 1,2*10 6 Па, что ведёт к повышению его температуры в конце такта до 500-700 0 С.
В сжатый раскалённый воздух впрыскивается с помощью топливного насоса и форсунки дизельное топливо . Из-за высокой температуры оно воспламеняется (причём горит дольше бензина).
Третий такт
О бразующиеся при горении газы давят на поршень и производят полезную работу во время движения поршня вниз. Давление расширяющегося газа поддерживается приблизительно постоянным. По окончании горения впрыснутой порции топлива происходит адиабатное расширение газа . В конце такта происходит открытие выпускного клапана, давление падает.
Четвёртый такт
П оршень движется вверх и выталкивает продукты сгорания в атмосферу .
График изменения состояния газа в цилиндре ДД на р, V- диаграмме.
Изобара 1-2 - 1 такт
Изобара 2-3 - 2 такт
Изобара 3-4, изотерма4-5, изохора5-6 - 3 такт
Изобара 6-7- 4 такт
Преимущества дизельного двигателя:
Б ольш ой КПД (35-40%).
Низкий расход топлива
Дешёвое топливо
Большой крутящий момент
Недостатки дизельного двигателя:
Более низкая мощность, по сравнению с бензиновыми двигателями
Более высокая масса
Ракетный двигатель
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, реактивный двигатель, не использующий для работы окружающую среду (воздух, воду). Распространены химические ракетные двигатели (разрабатывают и испытывают электрические, ядерные и другие ракетные двигатели). Простейший ракетный двигатель работает на сжатом газе. По назначению различают разгонные, тормозные, управляющие и др. Применяют на ракетах (отсюда название), самолетах и др. Основной двигатель в космонавтике.
Вред наносимый окружающей среде
Отрицательное влияние тепловых машин на окружающую среду связано с действием различных факторов.
Во-первых, при сжигании топлива используется кислород из атмосферы, вследствие чего содержание кислорода в воздухе постепенно уменьшается.
Во-вторых, сжигание топлива сопровождается выделением в атмосферу углекислого газа.
В третьих, при сжигании угля и нефти атмосфера загрязняется азотными и серными соединениями, вредными для здоровья человека.
А автомобильные двигатели ежегодно выбрасывают в атмосферу два-три тонн свинца.
Выбросы вредных веществ в атмосферу- не единственная сторона воздействия энергетики на природу. Согласно законам термодинамики производство электрической и механической энергии в принципе не может быть осуществлено без отвода в окружающую среду значительных количеств теплоты. Это не может не приводить к постепенному повышению средней температуры на земле. Одно из направлений, связанное с охраной окружающей среды, это увеличение эффективности использования энергии, борьба за её экономию.
Уменьшение загрязнений окружающей среды.
Один из путей уменьшения загрязнения окружающей среды- использование в автомобилях вместо карбюраторных бензиновых двигателей дизелей, в топливо которых не добавляют соединения свинца. Перспективными являются разработки автомобилей, в которых вместо бензиновых двигателей применяются электродвигатели или двигатели, использующие в качестве топлива водород. Равномерное движение машин, ликвидация заторов
Установление предельной скорости движения в городе 60 км/ч
Вывод из городской черты грузовых потоков
Своевременное устранение неисправности двигателей
Схема теплового двигателя
Нагреватель Т 1
Q1
Рабочее тело (газ)
A = Q1- Q2
Q2
Холодильник Т 2
Токсичность соединений свинца Р b (С 2 Н 5 ) 4
Действует на нервную систему
Вызывает умственную отсталость
Заболевания мозга
Дезактивирует ферменты
Pb(C2H5)4+ 4KI ------ 4 C2H5K + PbI4
Pb4++ 4I------- PbI4
желтого цвета
Безопасный уровень в крови
0,2- 0,8×10-4%
Какие машины называют тепловыми двигателями? 2. Какие виды тепловых двигателей вы знаете? 3. Что является нагревателем двигателя внутреннего сгорания? 4. Что является холодильником двигателя внутреннего сгорания? 5. Из скольких тактов состоит цикл двигателя внутреннего сгорания?