Мотивационный момент Учитель: Чтобы работа на уроке прошла организованно, и вы экономно распределяли время, вспомним, правила работы на уроке: - «Хочешь говорить - подними руку»; - «Умей слушать отвечающего»; - « Содержи в порядке рабочее место»; - « Закончил работу, покажи знак»; Я рада этой новой встрече, Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы С удовольствием слушаю я. В путешествиях можно многое узнать И друзьям об этом потом рассказать. Новая природная зона приглашает нас – И опять в экспедицию отправляется класс.
Постановка темы и цели - В этой песне спрятана тема нашего путешествия. Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция? Тема нашего урока: «Леса России». Учитель: как настоящим исследователям, нам надо определить цели нашей экспедиции. - как вы думаете, что необходимо знать путешественникам, которые отправляются в путь? Дети: - должны знать местонахождение природной зоны на карте. - будем исследовать климатические условия данной природной зоны. - будем исследовать растительный мир. - будем исследовать животный мир. Актуализация знаний - Чтобы разобраться в этих вопросах, нам нужно отправиться в «Зону лесов». Для этого выстроим маршрут, по которому будем двигаться. Каким будет этот маршрут, будет зависеть только от вас. - Вам будут предложены высказывания. Если вы согласны с этим высказыванием, то ставите черту. Если не согласны - ставите овал. Тест Зона тундры расположена южнее зоны Арктических пустынь Природные условия тундры суровы: холодная, длинная зима, короткое прохладное лето. Северное сияние - явление природы характерное для степей. В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения. Дождь зимой - явление характерное для тундры. Растения тундры низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями. Главное занятие коренного населения тундры – оленеводство. Зона тундры находится в горах. В тундре добывают нефть и природный газ. В зоне тундры обитают: верблюды, лошади, коровы. - Проверим вашу дорожку. Сверьте маршрут, который построили вы, с тем маршрутом, который действительно приведёт нас в «Зону лесов». - У кого получился такой же маршрут? Покажите знаком. Молодцы! Учитель: маршрут готов, пора отправляться в путь! Погружение в тему - Найдите на карте природную зону лесов (один учащийся показывает). Что вы можете рассказать о зоне лесов, глядя на карту? Работать вы будете в парах, для подготовки ответа вам поможет карточка-помогайка. 1. Где находится зона лесов относительно зоны тундры? 2. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса? 3. Какая у зоны лесов земная поверхность? (Если не догадаются, обратить внимание на цвет) 4. Какая она в сравнении с другими природными зонами? Работа ведётся в парах по карте природных зон стр. 77 учебника. Опрос 1 – 3 учащихся. - Итак, сделаем вывод. Обобщение учителем ответов учеников: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-европейской и Западно-сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Она занимает больше половины территории России. Наш лес даже занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой лес в мире. Общая площадь лесов достигает 1 100 000 000 га (четвёртая часть всех лесов мира). Нашу страну часто называют великой лесной державой. – Как вы думаете, сразу ли тундра переходит в лес? (Нет. Есть ещё переходная зона – лесотундра. На карте она обозначена голубм цветом.) – Правильно. Не сразу лес растёт стеной. Сначала лес появляется по речным долинам у рек, а потом островками заходит на возвышенности. Деревья здесь корявые и низкорослые, большие деревья растут дальше к югу. Как вы думаете, почему? (Там количество тепла, света и влаги больше.) – Ребята, может быть кто-то скажет, почему зона лесов на карте природных зон окрашена разными цветами? (Она разделена на три части) – Обратитесь к условным знакам карты и сами объясните, почему лесная зона на карте изображена тремя разными цветами. (Тёмно-зелёным цветом изображена тайга, зелёным цветом – смешанные леса, другим насыщенным зелёным цветом – широколиственные леса.) – Правильно, в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, еще есть смешанные леса и широколиственные. ФИЗМИНУТКА Работа по теме. - Давайте более подробно познакомимся с каждой частью лесной зоны. Для этого вы сейчас будете работать в группах (слайд с картой природных зон). На это дается вам 7 минут. Вспомните правила работы в группе. Работа в группах: Первая группа – ботаники, расскажут о растительном мире тайги (учебник стр. 98-99, карточка «Помогайка №1»). 1. Что называют тайгой? 2. Природные условия тайги. 3. Что общего у всех растений тайги? 4. Какие растения растут в тайге? Вторая группа – ботаники, расскажут о растительном мире смешанных и широколиственных лесах (учебник стр. 103, картинки с изображением растений, гербарий, карточка «Помогайка №2»). 1. Расположение смешанных и широколиственных лесов. 2. Природные условия этих лесов. 3. Что объединяет растения этих лесов? 4. Какие растения растут в этих лесах. Третья группа – зоологи, расскажут о том, какие животные обитают в лесной зоне (учебник стр. 100-102, карточка «Помогайка №3»). 1. Животные тайги, что их объединяет. 2. Животный мир этих лесов (краткий рассказ о животных и птицах). Четвёртая группа – зоологи, расскажут о том, какие птицы и насекомые обитают в лесной зоне. (учебник стр. 100-102) 1. Птицы тайги, что их объединяет. Закрепление, подведение итогов. - Итак, давайте вспомним, какие три части можно выделить в лесной зоне. Запишем это в схеме, которая находится у вас на парте (слайд). - Запишите в каждый столбик названия деревьев, которые растут в том или ином лесу, которые вы запомнили (по 2-3 дерева) (слайд с правильным ответом). Леса России ХВОЙНЫЕ ЛИСТВЕННЫЕ СМЕШАННЫЕ ………….. …………… ……………. - При помощи сигнальных карточек покажите, как вы справились с заданием (зелёный цвет – без ошибок, красный – стоит ещё поработать над темой). Домашнее задание (по выбору) (слайд) Зелёный цвет – стр. 98-105 читать ответить на вопросы «Проверь себя», сочинить сказку о лесе Красный цвет – стр. 98-105 читать, выполнить задания № 8,9 в рабочей тетради (с.34).
Рефлексия. - Мы сегодня поговорили с вами о лесе. По вашему мнению, что необходимо для любого леса: хвойного, смешанного, широколиственного? Конечно, солнышко. Давайте, сейчас мы с вами создадим солнышко своими руками. Перед вами изображение трёх смайликов: весёлого, равнодушного и грустного. У каждого из вас на парте лежит лучик солнца. Прикрепите его к тому смайлику, которое передаёт ваше настроение. - Я вижу, что у вас преобладает радостное настроение, такое же, как и у меня (учитель прикрепляет свой лучик). Я надеюсь, что это настроение останется у вас на протяжении всего дня. Спасибо за работу!
|