kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация к уроку русского языка в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буквы О – Ё после шипящих  в корне слова.

Урок-«открытие» нового знания по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой

 

Педагогические цели: повторение общих правил, связанных с написанием гласных и согласных в корне слова; формирование умения различать написание о-ё после шипящих в корне слова; формирование навыков грамотного письма.

Оборудование, наглядность: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, светофорики, толковые словари Ожегова.

 

                  Ход урока

1. Языковая разминка.

Записать предложение.

Мы зажгли сухой хворост, и взметнулись в звездное небо желтые языки огня.

Задания:

А) Подчеркнуть грамматические основы.

Б) Дать характеристику предложения и построить его схему.

В) Разобрать по составу выделенные слова.

Г) Указать звук, который произносится под ударением в слове жёлтый.

 

2. Проверка домашнего задания (орфографический диктант по тексту упр.400).

Привести примеры слов с различными орфограммами в корнях:

1 вариант - с орфограммами-гласными;

2 вариант – с орфограммами-согласными.

 

3. Повторение пройденного.

Отвечать на вопросы следует поднятием нужной стороны светофорика:

Кто готов отвечать – показывает учителю зеленый свет, кто воздерживается от ответа – красный (работа со светофориком происходит на протяжении всего урока);

А) Назвать известные орфограммы в корнях слов (гласные и согласные)

Б) Рассказать   правило написания этой орфограммы.

 

4.Изучение нового материала.

- открывается презентация ( слайд №1)

- определение темы урока:

А)  задание 1( слайд №2)  :

- сопоставить вид орфограммы и номер (если возникают затруднения, можно работать в парах);

- какую орфограмму не смогли опознать? (шорох, шёрстка)

- по какой причине? (ранее не изучали)

-  самопроверка выполненной работы (слайд №3)

- определение задач ( научиться правильно писать  новую орфограмму и сформулировать правило ее написания);

Б) работа в группах (слайд №4)

- прочитать вслух слова;

- записать слова в  тетрадь (в столбик);

- назвать буквы, написание которых неизвестно (о-ё);

- постараться определить причину написания этих букв ( если возникают затруднения, определить, после каких звуков стоят эти буквы в слове (шипящих); определить морфему, в которой находится эта орфограмма(корень));

- попытаться дать определение орфограммы (определение темы урока);

- обобщить наблюдения и вывести правило написания орфограммы (если возникают затруднения, расставить ударение в словах и подобрать к словам однокоренные слова (где это возможно), записать их рядом);

-  самопроверка (слайд №5).

В) составление кластера в специальной тетради для теоретического материала.

 

Г) задание 2 (слайд №7).

Непременно следует похвалить детей за большую  проделанную работу!

 Включение интерактивной доски.

5. Актуализация знаний.

А) задание 1:

- описать то, что нарисовано на доске (шарики со словами, две корзинки);

- попытаться сформулировать задание  (вставить буквы в слова, направить шарик в предназначенную для него корзинку);

- выполнение задания у доски (по одному на каждое слово);

-оформление в тетради в виде таблицы (распределительный диктант);

- работа со словами, значение которых непонятно (работа с толковыми словарями Ожегова );

Б) задание 2 :

- установить соответствие(выполняется  на раздаточном материале, при необходимости следует обращаться к толковому словарю);

Возврат к презентации, слайд №2.

В) задание 3:

-определить, под какими номерами находилась «новая» орфограмма4

- еще раз проговариваем правило, которое нужно использовать при написании о-ё после шипящих в корне слова.

Непременно следует похвалить детей за большую  проделанную работу!

 

6. Домашнее задание ( по вариантам):

 упражнение 415

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Буквы О – Ё после шипящих в корне слова.

Урок-«открытие» нового знания по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой


Педагогические цели: повторение общих правил, связанных с написанием гласных и согласных в корне слова; формирование умения различать написание о-ё после шипящих в корне слова; формирование навыков грамотного письма.

Оборудование, наглядность: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, светофорики, толковые словари Ожегова.


Ход урока

1. Языковая разминка.

Записать предложение.

Мы зажгли сухой хворост, и взметнулись в звездное небо желтые языки огня.

Задания:

А) Подчеркнуть грамматические основы.

Б) Дать характеристику предложения и построить его схему.

В) Разобрать по составу выделенные слова.

Г) Указать звук, который произносится под ударением в слове жёлтый.


2. Проверка домашнего задания (орфографический диктант по тексту упр.400).

Привести примеры слов с различными орфограммами в корнях:

1 вариант - с орфограммами-гласными;

2 вариант – с орфограммами-согласными.


3. Повторение пройденного.

Отвечать на вопросы следует поднятием нужной стороны светофорика:

Кто готов отвечать – показывает учителю зеленый свет, кто воздерживается от ответа – красный (работа со светофориком происходит на протяжении всего урока);

А) Назвать известные орфограммы в корнях слов (гласные и согласные)

Б) Рассказать правило написания этой орфограммы.


4.Изучение нового материала.

- открывается презентация ( слайд №1)

- определение темы урока:

А) задание 1( слайд №2) :

- сопоставить вид орфограммы и номер (если возникают затруднения, можно работать в парах);

- какую орфограмму не смогли опознать? (шорох, шёрстка)

- по какой причине? (ранее не изучали)

- самопроверка выполненной работы (слайд №3)

- определение задач ( научиться правильно писать новую орфограмму и сформулировать правило ее написания);

Б) работа в группах (слайд №4)

- прочитать вслух слова;

- записать слова в тетрадь (в столбик);

- назвать буквы, написание которых неизвестно (о-ё);

- постараться определить причину написания этих букв ( если возникают затруднения, определить, после каких звуков стоят эти буквы в слове (шипящих); определить морфему, в которой находится эта орфограмма(корень));

- попытаться дать определение орфограммы (определение темы урока);

- обобщить наблюдения и вывести правило написания орфограммы (если возникают затруднения, расставить ударение в словах и подобрать к словам однокоренные слова (где это возможно), записать их рядом);

- самопроверка (слайд №5).

В) составление кластера в специальной тетради для теоретического материала.


Г) задание 2 (слайд №7).

Непременно следует похвалить детей за большую проделанную работу!

Включение интерактивной доски.

5. Актуализация знаний.

А) задание 1:

- описать то, что нарисовано на доске (шарики со словами, две корзинки);

- попытаться сформулировать задание (вставить буквы в слова, направить шарик в предназначенную для него корзинку);

- выполнение задания у доски (по одному на каждое слово);

-оформление в тетради в виде таблицы (распределительный диктант);

- работа со словами, значение которых непонятно (работа с толковыми словарями Ожегова );

Б) задание 2 :

- установить соответствие(выполняется на раздаточном материале, при необходимости следует обращаться к толковому словарю);

Возврат к презентации, слайд №2.

В) задание 3:

-определить, под какими номерами находилась «новая» орфограмма4

- еще раз проговариваем правило, которое нужно использовать при написании о-ё после шипящих в корне слова.

Непременно следует похвалить детей за большую проделанную работу!


6. Домашнее задание ( по вариантам):

упражнение 415


Просмотр содержимого презентации
«урок 5 класс»

Двадцать четвертое января Классная работа

Двадцать четвертое января

Классная работа

Орфограммы в корнях 1 . Прикоснулись 6. Неизвестный  2. Плескаться 7. Шорох  3. Листопад 8. Вырастить  4. Забетонировать 9. Шёрстка

Орфограммы в корнях

  • 1 . Прикоснулись 6. Неизвестный

2. Плескаться 7. Шорох

3. Листопад 8. Вырастить

4. Забетонировать 9. Шёрстка

  • 5. Устный 10. Деликатно
ответы

ответы

  • 1. Проверяемые гласные - 2, 3
  • 2. Непроверяемые гласные - 4, 10
  • 3. Чередующиеся гласные а//о – 1, 8
  • 4. Непроизносимые согласные – 5, 6
  • 5. ? - 7, 9
Неизвестная орфограмма

Неизвестная орфограмма

  • Шёпот, жёрдочка, жёлудь, шёлк, чёрный, чёрствый, чёрточка, щёчка, щёлка, крыжовник, чокаться, шорты, капюшон
Буквы 0 – Ё после шипящих в корнях слов Если к слову можно подобрать однокоренное слово с буквой Е -  то пишем Ё

Буквы 0 – Ё после шипящих в корнях слов

  • Если к слову можно подобрать однокоренное слово с буквой Е -

то пишем Ё

  • Если нельзя подобрать однокоренное слово с буквой Е – то пишем О
Почему нужно запомнить это стихотворение? Жил в крыжовнике обжора, Услыхал в чащобе шорох. У него случился шок, Порвался на шортах шов.

Почему нужно запомнить это стихотворение?

Жил в крыжовнике обжора,

Услыхал в чащобе шорох.

У него случился шок,

Порвался на шортах шов.

Ответ

Ответ

  • В него входят почти все слова-исключения, в которых под ударением пишется не Ё, а О.
  • К этим словам добавим ещё
  • мажор
  • И
  • трещотка


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект и презентация к уроку русского языка в 5 классе

Автор: Карпухина Аида Рустэмовна

Дата: 18.10.2014

Номер свидетельства: 120099

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект+ презентация урока русского языка "Глаголы- исключения" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-priezientatsiia-uroka-russkogho-iazyka-glagholy-iskliuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "171594"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423681726"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Презентация и конспект для урока русского языка по теме "Родственные слова"."
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_i_konspiekt_dlia_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_rodstviennyie_"
    ["file_id"] => string(6) "423676"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1499111353"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока..." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "130575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415943910"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект и презентация  урока русского языка во 2 классе "Междометие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-miezhdomietiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "134721"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416774533"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства