Буквы О – Ё после шипящих в корне слова.
Урок-«открытие» нового знания по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой
Педагогические цели: повторение общих правил, связанных с написанием гласных и согласных в корне слова; формирование умения различать написание о-ё после шипящих в корне слова; формирование навыков грамотного письма.
Оборудование, наглядность: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, светофорики, толковые словари Ожегова.
Ход урока
1. Языковая разминка.
Записать предложение.
Мы зажгли сухой хворост, и взметнулись в звездное небо желтые языки огня.
Задания:
А) Подчеркнуть грамматические основы.
Б) Дать характеристику предложения и построить его схему.
В) Разобрать по составу выделенные слова.
Г) Указать звук, который произносится под ударением в слове жёлтый.
2. Проверка домашнего задания (орфографический диктант по тексту упр.400).
Привести примеры слов с различными орфограммами в корнях:
1 вариант - с орфограммами-гласными;
2 вариант – с орфограммами-согласными.
3. Повторение пройденного.
Отвечать на вопросы следует поднятием нужной стороны светофорика:
Кто готов отвечать – показывает учителю зеленый свет, кто воздерживается от ответа – красный (работа со светофориком происходит на протяжении всего урока);
А) Назвать известные орфограммы в корнях слов (гласные и согласные)
Б) Рассказать правило написания этой орфограммы.
4.Изучение нового материала.
- открывается презентация ( слайд №1)
- определение темы урока:
А) задание 1( слайд №2) :
- сопоставить вид орфограммы и номер (если возникают затруднения, можно работать в парах);
- какую орфограмму не смогли опознать? (шорох, шёрстка)
- по какой причине? (ранее не изучали)
- самопроверка выполненной работы (слайд №3)
- определение задач ( научиться правильно писать новую орфограмму и сформулировать правило ее написания);
Б) работа в группах (слайд №4)
- прочитать вслух слова;
- записать слова в тетрадь (в столбик);
- назвать буквы, написание которых неизвестно (о-ё);
- постараться определить причину написания этих букв ( если возникают затруднения, определить, после каких звуков стоят эти буквы в слове (шипящих); определить морфему, в которой находится эта орфограмма(корень));
- попытаться дать определение орфограммы (определение темы урока);
- обобщить наблюдения и вывести правило написания орфограммы (если возникают затруднения, расставить ударение в словах и подобрать к словам однокоренные слова (где это возможно), записать их рядом);
- самопроверка (слайд №5).
В) составление кластера в специальной тетради для теоретического материала.
Г) задание 2 (слайд №7).
Непременно следует похвалить детей за большую проделанную работу!
Включение интерактивной доски.
5. Актуализация знаний.
А) задание 1:
- описать то, что нарисовано на доске (шарики со словами, две корзинки);
- попытаться сформулировать задание (вставить буквы в слова, направить шарик в предназначенную для него корзинку);
- выполнение задания у доски (по одному на каждое слово);
-оформление в тетради в виде таблицы (распределительный диктант);
- работа со словами, значение которых непонятно (работа с толковыми словарями Ожегова );
Б) задание 2 :
- установить соответствие(выполняется на раздаточном материале, при необходимости следует обращаться к толковому словарю);
Возврат к презентации, слайд №2.
В) задание 3:
-определить, под какими номерами находилась «новая» орфограмма4
- еще раз проговариваем правило, которое нужно использовать при написании о-ё после шипящих в корне слова.
Непременно следует похвалить детей за большую проделанную работу!
6. Домашнее задание ( по вариантам):
упражнение 415