Просмотр содержимого документа
«Презентация и конспект для урока русского языка по теме "Родственные слова".»
Урок русского языка. 2 класс. Проводится совместно с родителями в День семьи.
Тема : «Родственные слова. Обобщение изученного».
Цели деятельности учителя: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов, развивать речь, пополнять словарный запас детей.
Планируемые результаты:
Предметные: знают понятие родственные слова, признаки родственных слов, умеют находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи.
Метапреметные: познавательные: способны понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели, работать с учебником; регулятивные: умеют планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность; коммуникативные: могут слушать собеседника и вести диалог, умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе; стремятся совершенствовать орфографическую грамотность, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявляют личную ответственность.
Ход урока
Организационный момент
Сегодня вместе с нами учатся и взрослые –
наши любимые папы, мамы –
думаю, что и для них будет много
чего поучительного на уроке…
С улыбкой встретим мы гостей,
• И скажем хором:
• «Добрый день!»
• Друг другу улыбнемся
• И делом все займемся.
-Улыбнулись , и в путь! Я желаю нам удачи!
- Что в начале ? - дата
Запишем дату. - произносим орфоэпически.
Двадцать четвёртое октября. –
Классная работа.
Какой первый этап урока? - (планирование деятельности)
Чистописание
Чтобы руку развивать, надо буквы прописать. А перед письмом- упражнения для пальчиков(дети делают упражнения, развивающие мелкую моторику)
Раз,два,три,четыре,пять
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный
Самый толстый и большой…
(образец для чистописания дан на доске).
Прежде чем начать прописывать, повторим правила сохранения хорошей осанки.
Пропишите образец до конца строки. Следим за осанкой.
При письме что всегда надо контролировать ?
(- высоту рабочей строки
-наклон
- расстояние между элементами
- точки пересечения)
---Молодцы, хорошо справились с заданием.
Поставьте плюс рядом с тем элементом,
который получился лучше всех.
( самоанализ)
Вызываю к доске для работы с карточками
Виды предложения ( два человека)
По цели- по интонации – по второстепенным членам
Работа над предложением.
Сегодня особый день – День семьи.
Что такое семья для вас ?
Какой она должна быть ?
Составьте предложение о дружной семье.
Проверяем детей у доски,
Задаём вопросы теории из справочника.
( отработка теоретического материала
в игровой форме )
Незнайка написал так :
Дружноя симъя идет влес за гребами
- Сколько ошибок он допустил ? (6)
- кто самый зоркий, проявит свою
орфографическую зоркость
( орфографическая работа)
- Сколько правил насчитали?
Записываем:
Дружная семья идет в лес за грибами.
семья ( какая ?) дружная
идёт (куда ?) в лес
идёт ( за чем ?) за грибами
( повествовательное, невосклицательное,
распространенное)
Фонетический разбор слова.
семья
с- с - согл., мяг.,пар., глух. пар.
е- э - глас., безуд.
м- м согл., мяг. пар., зв., непар.
ь-
я- а глас., уд.
Й - согл., мяг., неп., зв., неп.
__________________
5 б., 5 зв., 2 сл.
Физкультминутка. Упражнение «Потягушечки». Дети выполняют 2-3 упражнения на расслабление позвоночника и для мышц плечевого пояса.
2. Постановка темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение секретов русского языка, вы узнаете новые для вас понятия, узнаете, как связаны слова межу собой.
Сегодня день семьи… И тема нашего урока тоже будет «семейная»…
Как называются люди , которые живут сообща, создали семью, они близки по рождению… лица, связанные кровным родством, определяющим происхождение или объединённых общими связям …
лица, связанные между собой кровным родствоми происходящие один от другого или от общего предка. Это и прадед (прабабка), дед (бабка), отец (мать), сын(дочь), внук (внучка), правнук (правнучка), братья и сестра, дяди (тети), племянники (племянницы) и т.д.
------.Родственники
( сразу тему не озвучиваю - пусть сами догадаются..—постановка проблемы)
3. Актуализация знаний
4. Самоопределение к деятельности
- Послушайте текст.
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.
- О! Здравствуйте! Вы кто?
- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
- А я ваша тётка – гусеница.
- Ребята, кого называют родственниками? /Тех, кто живет вместе, одна
семья, имеет одну фамилию./
- Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.
- Ребята, права ли гусеница, называющая себя родственницей гусей? Почему?
- Кого можно здесь назвать родственниками? /Гуся, гусыню, гусят/
- Среди слов тоже есть родственники.
5. Работа по теме урока
1)Родственные слова имеют общее значение, поэтому мы называем их «родственными».
2)Родственные слова имеют общую часть в написании, поэтому мы ещё называем их «однокоренными».
4) Фиксирование полученных сведений. --- Продолжим выполнять задание №3. Давайте запишем, что же общего имеют родственные слова:
2
1) общий корень; 2) общее значение.( На доске появляется карточка- помогайка
7. Закрепление изученного материала.
- Послушайте стихотворение и запомните однокоренные слова.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири-снеговики
Песню просвистели.
- Какие однокоренные слова запомнили? /по снегам, снегири, снеговики, снежные)
- Найдите в словах общую часть и обозначьте значком(дугой).
8. Рефлексия.
Работа по карточкам.
- В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только однокоренные слова.
а) Желток, железо, жёлтый.
б) Печурка, печать, печка
в) Носильщик, нос, носатый
Проверка: дети зачеркивают слова железо, печать, носильщик, в однокоренных словах подчеркивают корень.
9. Итог урока.
1) Вопросы. 1.С какими новыми понятиями познакомились на уроке?
2. Чему учились?
3. С какими трудностями столкнулись?
- Что нового узнали на уроке?
- Какие слова называются однокоренными?
( главное - учились думать!!!)
Притча : детям дали задание : посадить саженцы (копают ямку, сажают, поливают)
Затем спросили :- Чем занимались? 0. - по саду с ребятами бегал…