Урок русского языка во 2 классе УМК «Школа 2100»
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Тема: «Слова, к которым нельзя задать вопрос, их роль»
(урок изучения нового материала)
Цель:
Познакомить учащихся с междометиями, раскрыть их роль в речи.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с междометиями, их ролью в речи.
Систематизировать знания об изученных частях речи, найти сходство и различия в признаках междометий и изученных частей речи.
Формировать умение распознавать междометия в речи и на письме.
Развивать творческие способности учащихся, способствовать развитию умения выражать свои чувства в речевой деятельности.
Развивать умение самостоятельно добывать и использовать необходимую информацию.
Совершенствовать аналитико-синтетические процессы мышления и познавательную активность.
Воспитывать эмоционально-чувственное отношение к окр. миру
Обогащать словарный запас, способствовать развитию речи учащихся
9. формировать навыки совместной деятельности посредством использования личного опыта и опыта других.
Оборудование:
Презентация
Карточки с картинками для самооценки
Стихотворение А. Фета «Бабочка»
Авторские стихи
Словари
Мини-тест
Ход урока.
Организационный момент
Будем мы сейчас …
Не лениться, а …
Только тот, кто много …
В жизни …
Образом нашего урока я предлагаю сделать такую картинку – детали пазла разного цвета. Как вы думаете, в чём смысл этой картинки для нашего урока? ( из правильных частей сложим хороший, целый, красивый урок, если будем работать сообща)
Разминка – актуализация
- Какова большая тема уроков русского языка? (группы слов в русском языке)
-Давайте вспомним с какими группами слов мы с вами знакомы? (предметы, действия, признаки).
- Как называются эти группы слов? (части речи)
-Что вы знаете о каждой части речи?
Составление таблицы-алгоритма об изученных частях речи.
Много нового узнали,
Части речи …
К ним вопросы …
Друг от друга …
Создание проблемной ситуации
- Проведём разминку. Какое задание можете дать сами себе?
И в а н , г р о м к и й, о й, г о л о с , к р и к н у л.
- Откройте тетради. Что нужно сделать? (записать дату)
- Как будете выполнять своё задание?
Самостоятельное выполнение задания.
- Давайте проверим, что получилось?
- По каким признакам распределяли слова?
- Какие слова записали в первый столбик? (во второй, в третий)
-Как вы определили, что это слова, обозначающие предметы? (действия? признаки?)
- Все ли слова распределили по группам?
- Какие возникли трудности? (слово «ой»)
-Почему это слово не попало ни в одну из групп?
-А может какой-то другой вопрос можно задать к этому слову? (дети пытаются подобрать разные вопросы)
IV. Фиксация затруднения.
- В чём ваше затруднение? ( к этому слову не можем поставить вопрос.)
- Можно ли определить, что это слово обозначает?
- Что мы можем предположить об этом слове, в какую группу оно будет входить? ( это новая, неизвестная часть речи )
- Куда поставим карточку с названием новой части речи? (перевёрнутая )
- Что же вы хотите узнать об этой части речи? (зафиксировать в алгоритм)
V. Тема урока, цель.
- Какова же тема сегодняшнего урока?
- Какие задачи мы можем для себя поставить на урок? ( по теме урока, важные для всех уроков, важные для себя лично?)
VI . Работа над темой урока. Наблюдение за ролью междометий.
- Составьте устно предложение из слов нашей разминки.
(- Ой, - громким голосом крикнул Иван.)
- Зачем понадобилось слово «ой» в нашем предложении? Почему Иван произносит это слово?
- Какие чувства он испытывает? (страх, непонимание, волнение)
- Обозначает ли слово «ой» сами эти чувства? (нет)
- В таких случаях говорят, что слово выражает чувства страха или волнения, но не называет сами чувства.
- А как вы думаете, есть ли в русском языке ещё слова, которые выражают человеческие чувства, не называя их?
- Предлагаю вам посмотреть отрывок из мульфильма и если услышите такие слова, постарайтесь успеть записать их в тетрадь через запятую.
Просмотр мультфильма.
- Итак, есть ли другие слова, выражающие чувства, но не называющие их? ( ах, ох, ай, эх)
- Для чего понадобились героям мульфильма эти слова?
-Какие чувства выражает каждое из этих слов?
- В русском языке много таких слов, с помощью которых люди передают свои чувства, отношение к происходящему, выражают эмоции.
Физминутка.
Мне, -сказало междометие, -
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово …! (Ах)
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово … ! (Ох)
Кто встречается с бедой,
Произносит слово … ! (Ой)
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово … ! (Эй)
У кого захватит дух,
Произносит слово … ! (Ух)
Интересно жить на свете,
Если знаешь…. (междометия
- Что же нам осталось выяснить про новую часть речи? ( как называется?)
- Каким способом можно это сделать? (спросить или самим прочитать)
Читают информацию со слайда и из книг – 3 человека.
- Как заполним нашу таблицу-алгоритм про части речи?
(карточка с названием «междометие», «вопросов нет», «ничего не обозначает», «выражает чувства»)
VII. Первичное закрепление.
- Попробуйте найти междометия в литературных произведениях, вспомнив их названия и авторов. Выберите нужную карточку из тех, которые лежат у вас на столах. Как догадались, какую карточку взять? (нарисована книга)
1. А Илья отвечает странникам:
- Эх, много чувствую силушки!
2. - Ах, какая чудесная, холодная вода! – сказал он, поглаживая себя по животу.
3. - Ой, ты думаешь…это…это страшный Бука?
- Для чего использовали авторы этих произведений различные междометия?
- Какие чувства выражают эти междометия? (работа со слайдом)
- Послушайте, какие чувства постарается передать Полина, читая стихотворение Афанасия Фета.
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
- О ком это стихотворение? ( о бабочке)
- Какие чувства услышали в чтении Полины?
(спросить у самой Полины)
Работа с анимированным слайдом «Бабочки».
- Давайте запишем составленные предложения. (у доски)
Ах какие бабочки!
- Нет ли ошибок в записи предложения?
- Как оформляются на письме междометия? ( выделяются запятой, в конце предложения восклицательный знак)
- Замените междометие «ах» другим. Какое чувство теперь выражает наше предложение?
- Ой, какие бабочки!
- Ух, какие бабочки!
- Видите, какая сила у междометий? Давайте вспомним, что вы узнали об этой интересной части речи сегодня на уроке.
(по алгоритму- таблице)
- Чем отличается новая часть речи от изученных?
- Удалось ли вам ответить на вопросы, которые были поставлены в начале урока?
- Сравните свой вывод с правилом в учебнике с.79.
- Какой информации нет в нашей таблице и в правиле?
(о пунктуации)
VIII. Самостоятельная работа.
- Что нужно сделать, чтобы проверить, добились ли вы успеха на уроке? ( провести проверочную работу)
- Какая карточка осталась на ваших столах? Что означает знак вопроса? А почему в пазле?
Выполнение мини-теста.
Самопроверка.
- Какое слово у вас получилось? ( ура )
- Какой знак надо поставить в четвёртую клеточку?
Выбери букву правильного ответа и сложи слово.
№ 1.
О Междометие – это предложение.
С Междометие – это знак препинания.
У Междометие – это часть речи.
№ 2.
Р Междометие не называет, а только выражает чувства.
Г Междометие называет признаки предметов.
Х Междометие обозначает действия предметов.
№ 3.
Найди, в каком предложении есть междометие:
Н Девочка увидела змею и ахнула от страха.
А Ах, как весело встречать Новый год!
М А хорошо мы отдохнули в детском лагере!
IХ. Домашнее задание.
- Выписать из учебника литературного чтения 3-4 предложения с междометиями и прочитать их в виде литературной викторины.
- У вас есть вариант творческого домашнего задания – стихи с использованием междометий! Хотите, я почитаю вам свои стихи?
Х. Рефлексия
-А теперь, используя междометия, придумайте предложения, выражающие ваше отношение к уроку, эмоциональный настрой на уроке.
- Разместите своих гусеничек на моём столе.
- Что можно сказать тем детям, у которых все детали гусенички раскрашены зелёным цветом? (ставим «5» за урок»)
- А тем, у кого есть жёлтые детали? (можно поставить «4»)
- Я заметила, что у некоторых ребят есть красные детали. Что посоветуем?
Литература:
Н.В. Лободина, О.А. Юдина Открытый урок // Приглашаем на урок.-Волгоград.-2010
http://festival.1september.ru/
http://www.4stupeni.ru/
http://pedsovet.org/
http://www.proshkolu.ru/
10