Конспект для урока русского языка по теме "Прошедшее время глагола"
Конспект для урока русского языка по теме "Прошедшее время глагола"
УМК "Перспективная начальная школа". Урок соответствует требованиям ФГОС. Предназначен для ознакомления учащихся с глаголами прошедшего времени. В процессе урока используются компьютер, напечатанные слова и фразы для формирования правила. На уроке применяются такие формы работы как индивидуальная, взаимопроверка, работа по рядам, работа в группах, задаётся дифференцированное домашнее задание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект для урока русского языка по теме "Прошедшее время глагола" »
ТЕМА: «Прошедшее время глагола»
КЛАСС 3 класс
УМК - ПНШ
ЦЕЛИ: Познакомить учащихся с глаголами в форме прошедшего времени; развивать умение определять число и время глаголов прошедшего времени.
ХОД УРОКА.
У: Улыбнись себе и другим, не бойся ошибок, помни - в классе тебе всегда помогут. Радуйся успеху.
- Откройте тетради. Запишите число и классная работа.
- Узнать тему нашего урока вы сможете из стихотворения. Послушайте его.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет,
Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам глагол.
- Мы будем говорить сегодня о глаголе.
- Эта тема для вас новая? (Нет!)
- Что мы уже знаем о глаголе? ( Учащиеся дают определение глаголу как части речи, а так же называют его грамматические признаки.Параллельно на доску вывешивается алгоритм)
Глагол
Начальная (неопределённая) форма глагола
1. Глагол— это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?
2.Начальная форма, которая называется неопределенной формой. Она оканчивается на суффиксы -ть, -ти, -чь.
3. Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это неизменяемаяформа глагола. Она обладает только постоянными признаками глагола.
2. Чистописание. Индивидуальная работа.
1.Индивидуальная работа.Упражнение в распознавании глаголов среди других частей речи.
- Какое задание вы могли бы предложить? (Вставить пропущенные буквы, записать проверочные слова)
Дети записывают по вариантам (1 вариант – 1 столбик, 2 вариант – 2 столбик).
Взаимопроверка.
Двое учащихся пишут на доске с комментированием.
Учащиеся проверяют запись на доске.
- Какая орфограмма вам встретилась в задании?
- Я тоже придумала для вас задание. Найдите среди этих слов глаголы и подчеркните их.
Среди них найдите глагол, который стоит в начальной форме, и разберите его по составу.
- У нас осталось несколько глаголов, которые не стоят в начальной форме. Выпишите их в столбик. Задайте к ним вопрос.
скрипел (что делал?)
стирает (что делает?)
поглядит (что сделает?)
- Откройте учебник на стр. 165 и посмотрите, какую новую информацию принесла нам летучаямыь.
- Сегодня мы с вами откроем ещё один грамматический признак у глагола. (Надпись на доске «Изменение глагола по временам»).
- Вернёмся к нашим словам и определим время глаголов.
- О чём нам говорит первое слово? (Оно говорит о том, что действие уже прошло) Как называют эти глаголы? (Вывешиваем на доску «Глаголы прошедшего времени»).
- О чём нам говорит второе слово? (Оно говорит о том, что действие происходит в момент речи). Как называют эти глаголы? (Вывешиваем на доску «Глаголы настоящего времени»).
- О чём нам говорит третье слово? (Оно говорит о том, что действие ещё только произойдёт) Как называют эти глаголы? (Вывешиваем на доску «Глаголы будущего времени»)
ФИЗМИНУТКА.
Мы осанку исправляем,
Спинку дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
Наши мышцы потянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
За работу ты возьмись.
Работа в парах
- Измените глаголы по времена. Можете добавлять или убирать приставки при необходимости.
1ряд: изменяет по временам слово скрипел
2ряд: изменяет по временам слово стирает
3ряд: изменяет по временам слово поглядит
- Что мы с вами доказали? (Мы доказали, что глагол изменяется по временам).
Работа над новой темой
- Сегодня на уроке мы более подробноостановимся на глаголах прошедшего времени.
(Слайд) - Какое слово на слайде прошедшего времени? (Скрипел)
- Запишите и разберите это слово по составу. (Скрипел)
- Найдитесреди данныхслов слова прошедшего времени. (Писал, читаю, капнул, гулял, строил, нарисую, спорит) (На доске развешаны слова)
- Что общего у этих слов со словом «скрипел»? (Суффикс –л– )
- Выделите его.
-Откройте стр. 166. Найдите информацию, которая играет главную роль для нас. Кто нам её предоставил? (Летучая мышь)
- Какую роль играет этот суффикс? (Помогает вам определить, что это глагол прошедшего времени)
По стенам класса развешаны слова: заскрипит, скрипка, скрипела, скрипучая, скрипело, скрипнет, скрипач.
- Посмотрите по сторонам, что вы видите? (Развешаны слова)
- Что вы можете сказать об этих словах? (Однокоренные и разные формы одного и того же слова)
- Выберите только разные формы одного и того же слова. (Дети находят «Скрипела, скрипело, скрипел)
- В каком времени они стоят? (В прошедшем)
- В каком числе? (Единственном)
- Назовите окончания? (Нулевое, - а, -о)
- Выделите окончания.
- Подставьте к этим словам местоимения 3 лица.
- Что вы можете сказать о глаголе с нулевым окончанием. (Оно принадлежит глаголам мужского рода)
- Что вы можете сказать о глаголе с окончанием–а. (Оно принадлежит глаголам женского рода)
- Что вы можете сказать о глаголе с окончанием –о. (Оно принадлежит глаголам среднего рода)
- Что можно определить по окончанию? (Род глагола)
- Какой вывод можем сделать? (Вывешиваем на доску «Глаголы прошедшего времени изменяются по родам»)
Учитель одно слово намеренно спрятал около своего стола.
- А одно слово вы не нашли. Вот оно.
- Назовите окончание? (-и)
- Выделите окончание.
- Можно у этого глагола определить род?
- Почему у этого глагола нельзя определить род? (Оно стоит во множественном числе)
- Какой можно сделать вывод? (Вывешиваем на доску «Глаголы прошедшего времени изменяются по числам»)
На доску вывешиваются слова, из которых формируют правило
Работа в группах
На листах написаны устойчивые выражения. Найдите среди них то, где есть глагол. Найдите в словаре устойчивых выражений объяснение.
1 группа
Найдите среди них то, где есть глагол. Найдите в «Словаре устойчивых выражений» (стр. 157-159) объяснение этому выражению. Зачитайте его. В какой форме этот глагол. Поставьте глагол в прошедшее время. Измените его по родам и числам.
в сердцах
как ошпаренный
заморить червячка
как вкопанный
2 группа
Найдите среди них то, где есть глагол. Найдите в «Словаре устойчивых выражений» (стр. 157-159) объяснение этому выражению. Зачитайте его. В какой форме этот глагол. Поставьте глагол в прошедшее время. Измените его по родам и числам.
как рыба в воде
кривить душой
тютелька в тютельку
как вкопанный
3 группа
Найдите среди них то, где есть глагол. Найдите в «Словаре устойчивых выражений» (стр. 157-159) объяснение этому выражению. Зачитайте его. В какой форме этот глагол. Поставьте глагол в прошедшее время. Измените его по родам и числам.
собачий холод
попасть впросак
как рыба в воде
спустя рукава
4 группа
Найдите среди них то, где есть глагол. Найдите в «Словаре устойчивых выражений» (стр. 157-159) объяснение этому выражению. Зачитайте его. В какой форме этот глагол. Поставьте глагол в прошедшее время. Измените его по родам и числам.
как ошпаренный
как рыба в воде
нос совать
собачий холод
5 группа
Найдите среди них то, где есть глагол. Найдите в «Словаре устойчивых выражений» (стр. 157-159) объяснение этому выражению. Зачитайте его. В какой форме этот глагол. Поставьте глагол в прошедшее время. Измените его по родам и числам.
спустя рукава
как рыба в воде
в сердцах
показать товар лицом
Закрепление
Упражнение 192, стр.166.
Итог урока.
-Что нового вы сегодня узнали на уроке? (1.Глагол изменяется по временам
2.Глаголы прошедшего времени изменяются
по числам и родам)
Дифференцированное домашнее задание.
Написать рассказ «Как вы провели весенние каникулы, где все глаголы прошедшего времени.
А может быть кто – то сможет написать рассказ из одних глаголов.
Рефлексия
- Ребята, каждый из вас должен сейчас подумать и для себя сделать вывод:
-Если вы всё поняли на уроке, нарисуйте на красной строке улыбающийся смайлик.
-Если не совсем уверены в том, что всё поняли, нарисуйте смайлик.
-Если ничего не поняли на сегодняшнем уроке - грустный.