Тема: «Прошедшее время глагола».
Цель урока: формирование представлений о прошедшем времени глагола и его лексико-грамматических признаках, умения опознавать глаголы прошедшего времени, разбирать по составу и объяснять, как они образуются; способствовать формированию исследовательских и коммуникативных способностей, прививать уважение к государственному языку.
Ход урока:
1. Мотивационно-целевой этап.
- Организационный этап
Запись даты.
- Начать сегодняшний урок я хочу с замечательного слова. А что это за слово, вы узнаете, прослушав стихотворение павлодарской поэтессы О.Н.Григорьевой.
- С?леметсіз бе! - говорю я вам.
- С?леметсіз бе! – говорю друзьям.
- С?леметсіз бе! – говорю дождям,
Птицам, облакам,
Травам и цветам!
Всем, кто на пути
встретится тебе,
Говори всегда:
- С?леметсіз бе!
- Какое это слово?
- Правильно, - С?леметсіз бе! – Здравствуйте!
- Почему так говорят? (желают здоровья или как говорили в старину: здравия).
- Какая орфограмма в этом слове?
- Запишите его красиво, правильно соединяя буквы – запомните как оно пишется.
- Подберите однокоренные слова и выделите общий корень. Какие из однокоренных слов являются проверочными для слова здравствуйте?
(здравие, поздороваться, здоровый – здравый, здравствовать)
- Почему это слово называт волшебным? (поднимает настроение)
- Актуализация опорных знаний
- Что ты, Саша, сделал для того, чтобы у тебя было замечательное настроение? Назови глаголы. (поздоровался, учился, умылся, улыбнулся и т.д.)
- Что объединяет эти слова? (глаголы прош. времени, возвратные, соверш.вида).
- Какой из трёх моделей соответствуют эти глаголы? Докажите.
что делает? что сделает?
что сделает? что будет делать?
действие в действие после
момент речи момента речи
что делал?
что сделал?
действие до
момента речи
(Эти глаголы обозначают действие, которое совершилось до момента речи, отвечают на вопросы: что делал? что сделал?)
- Полная ли это модель?
- Постановка темы урока и формулировка целей.
- Может вы уже догадались, какова тема урока?
- Тема урока: Прошедшее время глагола.
- Сформулируйте цель.
4. Операционный этап.
- Исследовательская работа.
– Карточка №1. Прочитайте задание.
1 строку у доски и в тетрадях.
2 строку самостоятельно – взаимопроверка.
- Поработайте в мини-группах. Какой вывод можно сделать?
- Работа с правилом и моделирование.
- Сравните свой вывод с выводом учебника.
- Можно ли дополнить модель? Поработайте в парах.
- Защитите свою модель.
- Упражнение.
- Подбери и запиши слова по следующим схемам:
¬∩??? , ¬∩???, ¬∩???, ¬∩???
л а л о л л и
- Можно ли по графической модели слов, определить часть речи и грамматические значения? Каким образом? Докажите, что вы правы. Запишите глаголы, соответствующие этим моделям, используя корень здрав-
5. Контрольно-оценочный этап.
Тестовый контроль - самооценка//карточка – самопроверка.
Карточка.
- Запиши текст в прошедшем времени. Выдели окончания глаголов, определи род, число глагола.
Солнце скрывается за острым хребтом. А в небе идёт, полыхает заря.
6. Рефлексия.
- Как вы считаете, достиг ли урок цели? Чему ты себя научил?
- Назовите опорные слова к теме сегодняшнего урока.
(прош.время, суффикс –л, род, число, что делал? действие до момента речи)
- Оцените свою работу.