определение качества хорошей речи.
2.Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Формы и методы урока | Ход урока |
Вступительное слово учителя | Язык – стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений о мире. Язык, таким образом, система знаков (знак – выразитель определенного значения). Реализацию же, использование языка в процессе общения обозначают особым термином – речь. |
Выступление учащихся | Задание в аудитории˸ разыграйте диалоᴦ. Смоделируйте ситуации, в которых можно использовать следующие словосочетания и конструкции˸ Очень приятно (мне приятно) с вами познакомиться; я рад (а) с вами познакомиться; Я о вас слышал; я вас где-то видел (встречал); мы уже встречались; вы меня узнаете; Давай (те) познакомимся; будем знакомы; Разрешите представиться; разрешите представить вам моего товарища и мн. др. |
Общий вывод | -К какому общему выводу можно прийти? -Почему люди допускают ошибки в своей речи? |
Открытие темы урока и запись в тетради | Культура речи. Речевые нормы СРЛЯ. - Что такое норма языка? Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Основные признаки нормы: 1) относительная устойчивость; 2) общеупотребительность; 3) обязательность. Вспомним классификацию основных языковых норм Орфоэпические нормы Лексические нормы Морфологические нормы Синтаксические нормы Стилистические нормы Нормы правописания Речевые нормы - закрепившиеся в практике образцового использования языковые (речевые) варианты.) |
5. Закрепление учебного материала | I. Задания для исследования собственной речевой культуры. I группа 1. Прочитайте слова, поставьте ударение: апокалипсис, балованный, дремота, намерение, феномен 2. От данных существительных образуйте форму (или вариант формы) родительного падежа множественного числа: боец, ботинок, воробей, заяц, герб 3. В чем разница между данными словами? Составьте с каждым из них словосочетание или предложение: зубы – зубья, листы – листья, образа – образы 4. Образуйте форму родительного падежа существительных: абрикосы, басни, монголы, носки, рельсы 5. От данных существительных образуйте форму единственного числа: близнецы, валенки, лыжи, туфли, уши. |
Обсуждение результатов. Работа с опорным конспектом | Оценивание: 0 ошибок - вы прекрасно справились с тестом. Вы владеете основными нормами языка. 1 ошибка - вы знаете не все нормы языка. 2 ошибки и более - вам нужно серьёзно заняться изучением раздела «Нормы языка». |
Создание текста интервью | Проведите интервью с самим собой. Ответьте на вопросы (письменно). В ответах используйте данные слова и словосочетания. 1. Что я могу сказать о своем имени? (распространенное имя, редко встречающееся, назвать в честь (кого?), в переводе на русский язык означает...) 2. Как я отношусь к своему возрасту? (считать себя, чувствовать себя молодым, вся жизнь впереди) 3. Какой у меня характер? (общительный, легко схожусь с людьми, стеснительный, теряться в обществе, чувствовать себя не в своей тарелке, как рыба в воде, замкнутый) 4. Как я отношусь к жизненным неприятностям? (относиться к чему-либо философски, относиться легко, оптимист по натуре, тяжело переживать, огорчаться из-за мелочей) 5. Какие люди мне нравятся? (жизнерадостный, веселый, общительный, скромный, сдержанный, энергичный, мягкий, душа общества) 6. Как я выбрал свою профессию? Нравится ли мне она? (мечтать с детства, призвание, способности, склонности (к чему?), интерес к профессии, интересная профессия, по совету родителей) |
Проверка | - Какие нарушения языковых норм были допущены? -О чём стоит задуматься людям, которые стремятся в своей жизни достичь высоких результатов? |
Подведение итогов. Работа над высказываниями известных людей о речевой безграмотности. | -Напоследок хочется подарить вам высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачёва, академика РАН, человека, который в совершенстве владел русским языком. «Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит…Язык человека-это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает». Д.С.Лихачёв. - Какова основная мысль в этом высказывании? |
Домашнее задание | Индивидуальные сообщения о различных словарях. |
Д. Э. Розенталя .- М.: Высшая школа.