kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по русскому языку в 10 классе "Язык и речь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В предложенной методической разработке урока раскрыта тема,  значимая для развития умений  осознавать роль языка и речи   понимания важности  умения общаться; получения представления о языке как целостной  системе,  о видах речевой деятельности. Каждый человек, считающий себя успешным, должен быть грамотным, поэтому важно знать и  соблюдать нормы литературного языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по русскому языку в 10 классе "Язык и речь"»

Тема: Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о языковой норме.

Цели урока:

Образовательные:

раскрытие понятия «язык» и «речь», способствовать формированию языкового чутья;

дать представление о богатстве и выразительности русского языка,

определение качества хорошей речи.

Воспитательные: воспитание любви к своему родному языку.

Развивающие: развитие речи, мышления, навыки работы в паре и группе.

Оборудование:  учебник, раздаточный материал

Межпредметные связи: литература, история.

Задачи: с позиции УУД

1.Предметные:

Знать: отличие языка от речи, письменной от устной, лексические, орфоэпические и грамматические нормы.

Понимать: роль знаний в духовной жизни человека; значение изучения лите­ратурных норм; богатство языка. Уметь: строить диалогические и монологические высказыва­ния; исправлять нарушения норм языка; характеризовать героев и их поступки.

2.Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

3. Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

Вид урока: урок усвоения новых знаний.

Тип урока: комбинированный

Основные этапы занятия:

План урока:



Этап урока

Формы работы

Продолжи-

тельность

  1. Вступительная часть

Слово учителя

2 мин.

  1. Выступление учащихся

Разыгрывание диалога.

8 мин.

  1. Сообщение темы урока

Работа над понятиями «язык и речь», «языковая норма». Беседа учащимися.

5 мин.

  1. Работа с тестом. Обсуждение результатов. Работа с опорным конспектом.

Решение и самопроверка теста «Проверь себя».

Опорный конспект «нормы РЛЯ»

11 мин.

  1. Ролевая игра «Интервью с самим собой»

Учащиеся выполняют задания к ролевой игре

15 мин.

  1. Подведение итогов, рефлексия

Высказывание Д.С.Лихачёва, объяснение домашнего задания.

4 мин.



Подробный ход урока

Формы и методы урока

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Язык – стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений о мире.

Язык, таким образом, система знаков (знак – выразитель определенного значения). Реализацию же, использование языка в процессе общения обозначают особым термином – речь.


  1. Выступление учащихся


Задание в аудитории˸ разыграйте диалоᴦ. Смоделируйте ситуации, в которых можно использовать следующие словосочетания и конструкции˸

Очень приятно (мне приятно) с вами познакомиться; я рад (а) с вами познакомиться;

Я о вас слышал; я вас где-то видел (встречал); мы уже встречались; вы меня узнаете;

Давай (те) познакомимся; будем знакомы; Разрешите представиться; разрешите представить вам моего товарища и мн. др.

  1. Общий вывод

-К какому общему выводу можно прийти?

-Почему люди допускают ошибки в своей речи?

  1. Открытие темы урока и запись в тетради

Культура речи. Речевые нормы СРЛЯ.

- Что такое норма языка?

Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Основные признаки нормы: 

1) относительная устойчивость;

2) общеупотребительность;

3) обязательность.

Вспомним классификацию основных языковых норм 

  1. Орфоэпические нормы

  2. Лексические нормы

  3. Морфологические нормы

  4. Синтаксические нормы

  5. Стилистические нормы

  6. Нормы правописания

Речевые нормы - закрепившиеся в практике образцового использования языковые (речевые) варианты.)

5.  Закрепление учебного материала

I. Задания для исследования собственной речевой культуры.

I группа

1. Прочитайте слова, поставьте ударение:

апокалипсис, балованный, дремота, намерение, феномен

2. От данных существительных образуйте форму (или вариант формы) родительного падежа множественного числа:

боец, ботинок, воробей, заяц, герб

3. В чем разница между данными словами? Составьте с каждым из них словосочетание или предложение:

зубы – зубья, листы – листья, образа – образы

4. Образуйте форму родительного падежа существительных:

абрикосы, басни, монголы, носки, рельсы

5. От данных существительных образуйте форму единственного числа:

близнецы, валенки, лыжи, туфли, уши.

  1. Обсуждение результатов. Работа с опорным конспектом


Оценивание:

0 ошибок - вы прекрасно справились с тестом. Вы владеете основными нормами языка.

1 ошибка - вы знаете не все нормы языка.

2 ошибки и более - вам нужно серьёзно заняться изучением раздела «Нормы языка».

  1. Создание текста

интервью

Проведите интервью с самим собой. Ответьте на вопросы (письменно). В ответах используйте данные слова и словосочетания.

1. Что я могу сказать о своем имени? (распространенное имя, редко встречающееся, назвать в честь (кого?), в переводе на русский язык означает...)

2. Как я отношусь к своему возрасту? (считать себя, чувствовать себя молодым, вся жизнь впереди)

3. Какой у меня характер? (общительный, легко схожусь с людьми, стеснительный, теряться в обществе, чувствовать себя не в своей тарелке, как рыба в воде, замкнутый)

4. Как я отношусь к жизненным неприятностям? (относиться к чему-либо философски, относиться легко, оптимист по натуре, тяжело переживать, огорчаться из-за мелочей)

5. Какие люди мне нравятся? (жизнерадостный, веселый, общительный, скромный, сдержанный, энергичный, мягкий, душа общества)

6. Как я выбрал свою профессию? Нравится ли мне она? (мечтать с детства, призвание, способности, склонности (к чему?), интерес к профессии, интересная профессия, по совету родителей)

  1. Проверка

- Какие нарушения языковых норм были допущены?

-О чём стоит задуматься людям, которые стремятся в своей жизни достичь высоких результатов?

  1. Подведение итогов. Работа над высказываниями известных людей о речевой безграмотности.

-Напоследок хочется подарить вам высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачёва, академика РАН, человека, который в совершенстве владел русским языком. «Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит…Язык человека-это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает».

Д.С.Лихачёв.

- Какова основная мысль в этом высказывании?

  1. Домашнее задание

  1. Индивидуальные сообщения о различных словарях.




Список использованной литературы:

  1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник- практикум для старших классов.- М.: Вербум – м, 2003.

  2. Поташкина Ю.А. Практическое руководство по русскому правописанию: пособие для старшеклассников и абитуриентов. - Воронеж.

  3. Современный русский язык: Учебник для ВУЗов / Под. ред.

Д. Э. Розенталя .- М.: Высшая школа.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект занятия по русскому языку в 10 классе "Язык и речь"

Автор: Новикова Елена Александровна

Дата: 18.02.2023

Номер свидетельства: 626018

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока. Русский язык. 5 класс. Тема урока: "Глагол как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk-5-klass-tiema-uroka-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "221128"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435058227"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка во 2 классе. "Правописание частицы НЕ с глаголами""
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "294008"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455590642"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Конспект урока русского языка в 6 классе по программе М.М. Разумовской. Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка" "
    ["seo_title"] => string(163) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-proghrammie-m-m-razumovskoi-razvitiie-riechi-podghotovka-k-sochinieniiu-po-kartinie-f-p-rieshietnikova-opiat-dvoika"
    ["file_id"] => string(6) "223665"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438012489"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства